Сегодня в столичной системе образования обучается и воспитывается более 50 тысяч детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Свыше 17 тысяч из них имеют статус инвалида. Как правило, все они нуждаются в создании особой образовательной среды.
Существующая сеть образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования сегодня в целом обеспечивает потребности столичного региона. Помимо традиционных специализированных детских садов (комбинированного и компенсирующего видов – 676), школ и школ-интернатов для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, другими нарушениями и заболеваниями, в последнее время широкое распространение получили школы надомного обучения (14 школ), центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения (с учетом открытых в 2008 году их будет 60), службы ранней помощи (48) и лекотеки (73).
Процессы реформирования системы образования не могут не затронуть и образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сфера ответственности системы образования уже не может ограничиваться лишь рамками задач обучения. Ее задача – в первую очередь сформировать самостоятельную и социально мобильную личность, способную к успешной адаптации и активной интеграции. Все мы понимаем, как это важно для наших «особых» детей. Ведь у них часто физические нарушения развития сопровождаются целым рядом сопутствующих нарушений и заболеваний. Одно из обязательных условий, обеспечивающих достижение такой результативности, – широкое применение в образовательном процессе инновационных технологий.
Для развития инновационной деятельности и формирования инновационного пространства обязательным становится:
формирование принципиально нового образовательного процесса;
наличие подготовленных педагогических кадров;
наличие «инновационного сознания» у педагогов и администрации;
сотрудничество с организациями и учреждениями, осуществляющими научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность;
оснащение образовательных учреждений многофункциональными развивающими и обучающими средствами (образовательными конструкторами ЛЕГО, игротеками ПЕРТРА, интегрированными творческими средами ЛОГО, виртуальными компьютерными лабораториями, оборудованием для естественно-научных практикумов, цифровыми информационными источниками, интерактивными досками, разнообразными предметными компьютерными программами и тем, что мы видели сегодня на выставке).
В 2008-2009 годах Подпрограмма «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья», принятая в апреле 2008 года, предусматривает мероприятия по обновлению материально-технической базы учреждений для этой категории детей. Уже в ближайшее время все 48 дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения,
4 школьных и 1 ПМСЦ – «Давыдково» получат современное учебное и коррекционно-развивающее оборудование на общую сумму 150 млн руб.
Вообще этим учреждениям уже и сейчас есть чем гордиться. Адаптированные для незрячих детей новые компьютерные технологии даже на относительно устаревшем оборудовании открывают для них массу перспектив. Например, через Интернет они могут находить и получать любую интересующую их учебную, научную и иную информацию, создавать сайты, вести дискуссии, осуществлять обмен информацией, делать покупки с доставкой на дом, причем дешевле, чем в магазинах, и многое другое. Можно смело говорить, что незрячие и слабовидящие школьники посредством современных компьютерных технологий осваивают общеобразовательную программу в полном объеме на уровне зрячих. Об этом свидетельствует тот факт, что в этих учреждениях ежегодно выпускники получают золотые и серебряные медали и, что немаловажно, процент поступления в вузы (среди них МГУ, МГППУ, МПГУ, РГСУ, РХТУ и другие высшие учебные заведения) практически всегда равен 100.
Конечно же, инновационные процессы – это не только современные компьютерные технологии, хотя, когда речь идет о детях-инвалидах, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, это единственный способ включения их в полноценный образовательный процесс. Дистанционные образовательные технологии дают этим детям возможность получения качественного общего, дополнительного и, при необходимости, профессионального образования. Такая возможность появилась с момента создания в 2003 году школы дистанционной поддержки, реорганизованной потом в Центр образования «Технологии обучения».
Современный инновационный процесс предполагает постоянное саморазвитие, самообучение и самосовершенствование всех участников образовательного процесса. Наиболее познавательным в этой связи представляется опыт образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. Технологии комплексной медико-психолого-педагогической помощи предполагают раннее выявление нарушений слуха с первых месяцев жизни ребенка, обязательное протезирование и проведение коррекционно-развивающей работы, что в дальнейшем открывает перспективу его интеграции в среду слышащих. Принципиально новые возможности для развития детей с тяжелыми нарушениями слуха связаны с разработкой и внедрением в практику комплексной системы слухоречевой реабилитации при кохлеарной имплантации, которая в большинстве случаев восстанавливает слух и снимает проблему у ребенка
(5 ДОУ, 6 СКОУ, ПМСЦ «Благо»). Однако существенной проблемой тут стало отсутствие целостной системы работы с имплантированными детьми. Вместе с тем в Институте коррекционной педагогики наработаны соответствующие методики, обучение которым запланировано в 2009 году за счет средств Подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Среди инноваций последних лет хорошие результаты дает опытно-экспериментальная работа по использованию верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха, позволяющая глухим детям овладеть не «сканированной» словесной речью, а обычной разговорной (ПМСЦ «Логотон», СКОУ №101). Использование этого метода в таких регионах России, как Дальний Восток, Архангельская область, дает 50%-ное поступление детей из специализированных начальных школ – детских садов в массовую школу.
Вполне очевидно, что метод проектной деятельности позволяет решать конкретные проблемы, рационально сочетая теоретические знания и их практическое применение. Примерами могут служить и «Интеллектуальный марафон», проводимый на протяжении последних 5 лет среди обучающихся школ надомного обучения, коррекционных школ и школ-интернатов для детей с физическими нарушениями, и «Лего-фестиваль» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, появившийся всего
2 года назад. Победители «Интеллектуального марафона» в рамках поддержки талантливой молодежи уже трижды отмечались грантами Правительства Москвы. Таким образом, проектно-исследовательский компонент образовательной среды помогает не только активизировать и повышать учебную мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья, но и побуждает к самостоятельному творчеству.
К числу новых педагогических технологий, применяемых при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся пилотные проекты, в частности, набирает обороты экспериментальный проект «Стрижи» по практической реализации идей инклюзивного образования. Особенность данного проекта состоит в том, что его эффективная реализация возможна при условии сотрудничества трех видов образовательных учреждений (детский сад, психолого-медико-социальный центр, школа), компетентных осуществить на практике системный подход к включению «особого» ребенка в социум, путем создания непрерывной образовательной вертикали и междисциплинарной команды специалистов каждого учреждения, работающих в одной парадигме. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства, содействуя гуманизации и консолидации общества.
Вместе с тем на руководителей интеграционных (инклюзивных) учреждений ложится ответственность не только за создание безбарьерной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов, включая техническое дооснащение учебного процесса в этих школах, учреждениях дополнительного образования, но и за дополнительную подготовку педагогических кадров, включая психологов, дефектологов, всего педагогического коллектива, а также детского и родительского сообщества. Введение летом этого года новой должности в учреждениях образования – тьютора, который должен помочь ребенку в самоопределении, понимании собственных возможностей, видении своего потенциала, построении собственного продвижения к успеху – позволяет уже в настоящее время активизировать процесс развития инклюзивного образования.
Обсуждая сегодня тему инноваций, нельзя не отметить, что для образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья базовыми технологиями были и остаются технологии здоровьесбережения. Такая организация образовательной среды на всех ее уровнях не наносит ущерба здоровью обучающихся, а сохраняет и укрепляет его. Наиболее интересен здесь опыт детских садов компенсирующего вида, школ надомного обучения, санаторно-лесных школ и санаторных школ-интернатов. В этом же контексте работают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В 2007 учебном году комплексную помощь в 54 учреждениях (а в 2008 году их было уже 60) получили свыше
5 тысяч детей-инвалидов. Взаимодействуя со всеми субъектами образовательного пространства по проблемам комплексной реабилитации различных контингентов детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (включая тех, кто ранее считался необучаемым) и формирования толерантного отношения к семье «особого» ребенка, они находятся в постоянном инновационном развитии. Однако этого недостаточно для того, чтобы помощь пришла непосредственно к каждому ребенку, в каждую семью.
Именно на базе этих учреждений должны работать психолого-медико-педагогические комиссии, которые для ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его психофизических особенностей будут разрабатывать и корректировать индивидуальный образовательный маршрут при тесном взаимодействии с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения. Очень важно при выстраивании такого маршрута информировать семью обо всех типах и видах учреждений независимо от ведомственной принадлежности, где они смогут получить реальную помощь и поддержку.
Опрос родительской общественности свидетельствует о возрастающей потребности в различных видах образовательных услуг, направленных прежде всего на развитие, обучение, социальную адаптацию, профориентацию, получение профессии и дальнейшую интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс многоаспектен и многогранен, его эффективность достигается за счет слаженного системного межведомственного взаимодействия, наличия комфортной безбарьерной среды, специальных условий, которые позволят им вести независимый образ жизни и изменить ее качество.
Департамент образования и далее планирует активно поддерживать широкое внедрение и использование инновационных технологий и методов в образовательном процессе, в частности «музейной педагогики», арт-музыкальной терапии, арт-терапии, сказкотерапии, куклотерапии, зоотерапии, иппотерапии, пилотных проектов и программ. Одним из значимых направлений такой деятельности станет разработка и реализация проекта «Коррекционно-адаптивный потенциал дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как вспомогательная терапия в ходе комплексной реабилитации ребенка-инвалида». Эти и многие другие мероприятия будут реализованы в ходе выполнения Подпрограммы, в том числе большинство образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья смогут обновить учебное и реабилитационное оборудование.
Пришло время в рамках Года равных возможностей выстроить межведомственную линию взаимодействия с «особым» ребенком» и его семьей. Ребенку для полноценного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении. В атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких людей. Прогнозировать наиболее оптимальную и эффективную жизненную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно только в том случае, когда в семье существуют единая система ценностей, общие цели, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким. Именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для нашего ребенка.
В силу наличия особых потребностей детей-инвалидов им необходима комплексная поддержка, включающая профессиональную помощь и осуществление мер реабилитации. Эти меры носят системный характер при условии их постоянного применения, что требует соответствующего уровня подготовки членов семьи, осуществляющей уход за ребенком-инвалидом, работников учреждений образования, социальной защиты населения и здравоохранения по методикам и технологиям коррекционно-реабилитационной работы, включая инновационные.
Комментарии