ХХ век принес Нижнему Новгороду славу «столицы радио». В годы Великой Отечественной войны он стал «кузницей оружия». Сегодня наш город известен миру как величайший индустриальный центр в Поволжье. Выдающиеся ученые, конструкторы, инженеры – Лосев, Бонч-Бруевич, Радзиевский, Троицкий, Алексеев, Разуваев, Африкантов – принесли славу отечественной науке и промышленности.
Увы, нынешним школьникам и студентам имена этих нижегородцев мало известны. Недостаточно изучены и деяния наших земляков, хотя многие их открытия, изобретения, конструкторские решения вошли в сокровищницу достижений цивилизации. Потому-то и появилась в Нижнем Новгороде программа патриотического движения школьников и студентов «Мы – творцы». Создана она в рамках городского движения «Непобедимая Россия» сотрудниками Дворца детского творчества имени В.П.Чкалова по инициативе Музея науки Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского «Нижегородская радиолаборатория» и Нижегородской региональной общественной организации «Социально-культурный центр «Федерация». Программа направлена не только на изучение, но и на пропаганду достижений нижегородцев. Ученики будут создавать школьные музеи, организовывать персональные и коллективные выставки. В процессе сбора материалов, общаясь с коллегами и родственниками, дети познакомятся с героями, живущими рядом, узнают людей, жизнь которых стала примером служения Родине. По словам педагога-организатора ДДТ Анны Тамбовцевой, такие встречи нередко оставляют глубокий след в душах подростков, а зачастую и определяют их судьбы. Разработчики программы надеются подвигнуть ребят на занятия наукой и творчеством, пробудить в них желание попробовать себя в качестве ученых и конструкторов.
Главная составляющая – это поисковая работа школьников и студентов в рамках конкурса. В этом и следующем учебном году исследовательскую активность ребят направили на изучение жизни и деятельности теоретиков и практиков в области технических и естественных наук. А в 2009-2010 учебном году предполагается расширить круг поиска, охватив другие сферы – общественные науки, образование, искусство, спорт, культура. Однако уже в этом году дети рассказали об известных нижегородских актрисах и представили Сахарова не только как физика, но и как общественного деятеля. Согласно положению, свои исследования школьники написали в виде очерков. Однако не все умеют излагать собранный материал в виде интересного рассказа-сочинения. Частенько жюри и зрителям приходилось слышать или реферативный доклад, или биографию, изобиловавшую датами и именами. Впрочем, были очень интересные работы, над которыми творчески поработали и дети, и их педагоги. Представляя Олега Лосева, девятиклассники школы №187 (учитель Татьяна Пархоменко) даже сочинили стихотворение о физике, рассказ о хирурге Колокольцеве поисковой группы из школы №186 (руководитель Марина Горелова) открыл для многих новую страницу в медицине. А когда зазвучали «Грезы любви» Рахманинова и ученица 24-й школы Ольга Дертева (учитель Светлана Анчутина) заговорила о последних днях жизни великого генетика Сергея Четверикова, многие в зале плакали.
«Мы – творцы» – это призыв к мыслящей молодежи и творческим педагогам, говорят авторы программы. Мы ожидаем, что участники не только отыщут неизвестные факты, но и интерпретируют их, придумают новые формы подачи: например, презентации, флэш- и видеофильмы, музейные инсталляции, необычные экспонаты и выставочные макеты.
По замыслу организаторов, одним из результатов этой программы должен стать комплект учебно-методических пособий по истории нижегородской науки для школ. Самые интересные очерки войдут в книгу для учащихся, а методические разработки составят пособие для учителей. В учебно-методический комплект также войдет приложение с иллюстративным и звуковым материалом на электронном носителе. УМК попадет в каждую школьную и детскую библиотеку.
Нижний Новгород
Комментарии