Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, очень любила детей. И своих, коих было у нее аж десять душ, и чужих. На собственные средства строила она сиротские дома, приюты и даже создала целое Ведомство благотворительных учреждений. После ее смерти многие российские гимназии и приюты были переименованы в Мариинские. Этот же почетный титул получил и женский городской пансион в Гатчине, любимой резиденции Павла I. Новоиспеченную Мариинскую гимназию перевели в изящное каменное здание на Большом проспекте, неподалеку от царского дворца. Здесь она живет и по сей день. С 1917 года, правда, сменила не одну вывеску: была Базовой школой, Северо-Западным политехническим институтом, вечерней школой рабочей молодежи, Домом пионеров. А последние 15 лет именуется центром образования, или гатчинской средней школой №8.
Если уж гостить в центре образования, то делать это неспешно – с чувством, с толком, с расстановкой, никуда не торопясь и смакуя каждую минуту. За пару часов точно не управиться, уж поверьте на слово. Вас обязательно познакомят со звездами музыкальной хоровой школы «Апрель», в разные годы покорившими конкурсные Олимпы России, Украины, Германии, Чехии и Италии. Хоть одним глазком стоит взглянуть на барышень из хореографической студии «Солнышко» – по традиции, видимо, отдавая дань дамскому прошлому школы, сюда принимают только девочек. Мальчишки и не попавшие в «Солнышко» девочки занимаются танцами по расписанию шесть (!) раз в неделю. Вы пролистаете журнал «Восьмое чудо света». А директор центра Светлана Третьякова за чашкой чая с удовольствием расскажет, как при всем разнообразии расписания, предполагающем серьезные учебные перегрузки, ее коллективу удается растить спокойных, уверенных в себе, «незатюканных» и счастливых ребят. «Мы воспитываем не конкурентоспособных, а нормальных детей, – смеется Светлана Викторовна. – Педагогам главное – не забывать, что образование – это то, что остается после того, как все забудется…» Ну и наконец, местный детский Музей открытки – явление уникальное: только ради него стоит ехать в Гатчину, даже если других дел у вас тут, в общем-то, и нет. Музей в вашем путешествии по центру образования можно оставить на десерт. Хотя один такой десерт стоит целого обеда. Потому что второй такой коллекции в России точно не найти: 250 тысяч экспонатов, и все доступны, и все в работе, и все живут и дышат.
Виталий Третьяков, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, открытки собирал с раннего детства. Его личная коллекция и легла в основу музея. Часть фонда пришла из публичной библиотеки. За четыре года – музей открылся в 2002-м – его собрание выросло с 17 тысяч до 250 тысяч открыток. В основном благодаря дарителям со всех уголков России и даже из-за рубежа. Хранители музея составили специальную карту, на которой любовно отмечают те точки, откуда пришли к ним целые открыточные сокровищницы: Сахалин, Тамбов, Иркутская область, Германия. Здесь же и имена меценатов – всего 120 человек. Отдельный стенд посвящен дарителям именитым. Например, детскому писателю из Вятки Леониду Дьяконову. Уникальную коллекцию, собранную отцом, гатчинскому музею передал его сын.
Хранятся открытки в школьной библиотеке, аккуратно рассортированные по видам и подвидам: «Искусство», «География», «История», «Животные», «Праздники», «Жизнь замечательных людей». Мертвым грузом не лежат: за каждым разделом закреплены свои «смотрители», музейные активисты – ребята со 2-го по 11-й класс.
Выставки Музея открыток – это вообще целый мир, давно шагнувший за пределы каменного особняка Мариинской гимназии. Решили, например, организаторы фестиваля «Литература и кино» провести выставку «Кино на открытках». В музее им подобрали уникальную коллекцию: тут вам и кадры из старых детских фильмов, и портреты отечественных звезд, и самая любопытная часть – фотографии русских актеров немого кино: легендарной Веры Холодной, волоокой Лидии Рындиной, красавца мужчины Витольда Полонского, роскошного Ивана Мозжухина. Выставку «Военная история на открытках» – всего 400 экспонатов – гатчинцы возили «на гастроли» в Великий Новгород. За время, что экспозиция выставлялась в тамошнем Детинце, ее успели посмотреть все новгородские школьники.
Даря радость другим, хозяева музея и о себе не забывают: небольшие, камерные экспозиции постоянно украшают все свободные стены центра образования. Приезжали в гости ребята-побратимы из Версаля – им не без гордости продемонстрировали французскую коллекцию «Моя бабушка Париж»: Версаль начала ХХ века, черно-белые, помутневшие от времени изображения химер собора Парижской Богоматери, залитый огнями современный глянцевый Париж. За углом Пасхальная выставка, в ней своя изюминка: дореволюционные открытки и оригинальные работы художника-эмигранта Бориса Зворыкина – золотой сон любого антиквара и галерейщика… Французские открытки 50-60-х годов с репродукциями Шагала, советские открытки того же времени – отпечаток эпохи, чуть потускневшее свидетельство времени.
– Всмотритесь в этих гламурных школьников. Какие у них радостные, счастливые лица! Это первые ласточки хрущевской свободы. Кончилась «оттепель», исчезли с открыток и дети, – объясняет Виталий Третьяков.
Возле каждого стенда Виталий Петрович может часами рассказывать удивительные «открыточные» и «околооткрыточные» истории. Указывает на какие-то невидимые невооруженным глазом детали, сравнивает и проводит параллели. У стенда с океанскими лайнерами мы и вовсе рисковали остаться до темноты. Об этом собрании – «жемчужине своего сердца» – Виталий Петрович рассказывал с таким жаром и знанием дела, будто сам в 1900-1910 годы только и делал, что ходил на этих белоснежных красавцах из Нью-Йорка в Ливерпуль и обратно.
– Это лайнер «Мавритания». Хорош, не правда ли? 22 февраля 1911 года вышел из нью-йоркского порта и взял курс на Англию. А вот список пассажиров «Мавритании», фотографии корабельных интерьеров, ежедневное меню – в первый день гостям, помимо всего прочего, подавали испанские оливки, вареного лосося, йоркширский пудинг и ананасы. А вот пассажирская книжка некоего Теодора Федорова, работавшего на «Мавритании» музыкантом. Именно благодаря ему мы знаем, какими историями жил корабль в пути и какая за бортом стояла погода.
Взгляд Виталия Петровича становится мечтательным. Будто и правда слышит он музыку волн. И хочет, чтобы и дети ее слышали. Не для этого ли он подарил им и свою собственную коллекцию открыток, и свое увлечение?
Комментарии