Историк Алексей ВОРОБЬЕВ-ИСАЕВ из каргасокской школы-интерната №1 на конкурсе «Учитель года России-2015» всего-то за один урок заставил шестиклассников поверить в то, что история не просто школьный, пусть и весьма интересный, предмет. И изучать ее по учебникам – это лишать себя и радости приобщения к тайнам бытия, и удовольствия познания собственного предназначения в мире. Исследование своего края, рода, традиций – вот самое увлекательное приключение, право на которое заслужил каждый человек! После урока дети окружили педагога и никак не желали отпускать.
К своему выпускному Алексей Анатольевич практически определился с выбором профессии – он мечтал преподавать литературу. Читал запоем, благо огромная богатейшая отцовская (а он учитель истории!) библиотека позволяла. Ему нравилось все романтическое, рассказы о людях, способных на поступок, о таинственных странах, о событиях, будоражащих сознание. Особенно полюбилась Воробьеву еще с раннего детства энциклопедия Древнего мира. Он часами листал страницы толстенного фолианта и разглядывал картинки. Из чего и как сделан этот сосуд? Что заставило людей придумывать именно такие формы и контуры рисунка? Ему хотелось понять ход мысли старых мастеров, но сопровождающие изображения статьи были столь куцыми! Приходилось искать ответы на свои вопросы в других книгах, в музеях.Сегодня на его столе труды по этнографии и краеведению. Романы о прекрасных незнакомках и героях без страха и упрека уступили место повествованиям о временах и нравах, которые их породили. Он и сам много путешествует, пытаясь собственными глазами увидеть то, о чем удалось узнать из научных трактатов. А еще Алексей Воробьев-Исаев увлекается шахматами, дайвингом и логическими задачами. Интеллектуальные головоломки Алексей Анатольевич коллекционирует уже лет семнадцать. Тем более веселые обучалки и развивалки – отличные помощники для развития мышления детей.Сложносочиненная фамилия Алексея Анатольевича сложилась из тандема собственной с фамилией жены Людмилы. Людмила Федоровна, так же как муж, работает учителем истории и обществознания в той же каргасокской школе-интернате №1.- Во многом, – объясняет Алексей Анатольевич, – мы движемся в одном направлении. Вместе реализуем образовательные проекты, часто совместно руководим ученическими проектами, обсуждаем новые идеи и уроки.Сыновья Всеслав и Велеслав всегда с ними – в путешествиях, экспедициях, конференциях, на раскопках. Семья для четы Воробьевых-Исаевых – основа жизни.А вообще для Алексея Анатольевича работа учителя неразрывно связана с исследованием своего края через образовательные экспедиции («Сокровища реки Тым», «Сокровища реки Огненной белки»), археологические раскопки («Шайтанский археологический микрорайон Томской области») совместно с учениками. Особое значение в своей работе он придает проектной деятельности воспитанников. А своим девизом считает слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».И все его ученики отважно распевают вслед за своим учителем песенку археологов: «Вот сдадим все экзамены, и с души упадет, век железный, век каменный, и по бронзе – зачет. И тогда открыты все дороги, по которым проходили ноги…»Дороги…- Какое интересное, притягательное и многогранное слово, – говорит Воробьев-Исаев. – В первую очередь это средство сообщения между населенными пунктами, а значит, возможность путешествия, открытия нового, таинственного и неизведанного. Ниточки на карте необъятной страны… Меня они привели в Каргасокский район Томской области. А ведь когда-то я даже не слышал о существовании этих прекрасных мест. Так линия на карте однажды превращается у каждого из нас в линию судьбы, дорогу жизни. И это еще одна грань манящего вдаль слова «дороги». Преодолев почти тысячу километров, я обрел дом, семью, счастье понимания и поддержку.Алексей Анатольевич пошел по стопам отца. Его всегда манила метафора Ходасевича:Проходит сеятель по ровным бороздам.Отец его и дед по тем же шли путям.Сверкает золотом в его руке зерно,Но в землю черную оно упасть должно.- Казалось бы, понятно и что сеять, и что есть «почва», – размышляет учитель. – Но так много вопросов на этом пути! Первые педагогические удачи, ошибки, сомнения, поиск… В каком направлении работать? Чем заинтересовать? Кому это нужно? Ради чего? Дети, ученики познают мир. Я веду за собой ребят – молодое поколение. Конечно, они пойдут дальше меня, но я должен показать направление, сориентировать, а для этого надо самому знать, куда идти. Другими словами, чтобы учить, надо учиться и постоянно совершенствоваться самому, чтобы воспитать патриотов, надо самому испытывать «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Лев Толстой.Историка из Каргасокского района тревожит, что современные дети не знают о том, какие поселки находятся рядом, какая природа окружает их через 10-15 км от места проживания. А ведь именно познание лежит в основе любви к малой родине, в основе патриотизма. Многие традиционные способы воспитания не срабатывают, ученикам неинтересно. Значит, убежден педагог, нужно формировать интерес. Будет он, будут проявляться и способности.Он любит повторять: «История – это здесь и сейчас». Себе и ученикам. 2006 год – первая экспедиция по реке Тым, организованная школой. Маршрут более 700 км. Первое удовлетворение от результатов и поддержка на следующий год управлением образования. Образовательный проект «Сокровища реки Тым» становится районным. Работа кипит: поиск единомышленников, формирование команды из разных школ района, привлечение музейных работников, главного редактора районной газеты. А потом экспедиция – открытие сокровищ родного края (исторических, природных, экономических, культурных), круглые столы с жителями села и собранные материалы, которые на долгие годы могут служить источниками проектно-исследовательской деятельности школьников. Главное, что проект позволил изучать непосредственно жизнь такой, какая она есть на самом деле, с плюсами и минусами, видеть перспективу жизни и развития территории вот уже на протяжении десяти лет, и время важно, ведь образование – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.А жизнь диктует свои условия: экспедиции дорого обходятся и проводить их каждый год невозможно – значит, нужен новый, менее затратный проект. Мозговой штурм с группой единомышленников и – есть идея! – ежегодная образовательная экскурсия-соревнование «Сокровища реки Огненной белки». Взаимодействие «учителя – ученики – жители принимающих населенных пунктов» – вот залог успеха. Экскурсия, лаборатории, мастер-классы, поиск кладов, соревнования, варка ухи… И все это на ура! Но есть и оборотная сторона медали – непонимание, а иногда и неприятие окружающих: «А вам зачем это? Сидите дома, делайте, как все…» Как все? Да, это возможный путь, но Алексея Воробьева-Исаева всегда манил путь поиска, исследования, открытия нового, познания жизни такой, какая она есть… Пусть этот путь тернистый, с переживаниями за ошибки, с сомнениями: «Правильно ли я делаю, создаю ли условия для раскрытия способностей детей, в том ли направлении работаю?» И тут мама девятиклассника спрашивает: «А когда будет Огненная белка? Хочу, чтобы сын участвовал…» Значит, это нужно и детям, и их родителям!Археологические раскопки – мечта многих. Для Алексея Анатольевича – уникальное образовательное событие. Возможность совершенно нового уровня работы с воспитанниками.- Понимаю, – отмечает историк, – что именно здесь, в «поле», человек по-настоящему раскрывается. Наглядность, близость и возможность непосредственного прикосновения к живым свидетельствам древности способствует закреплению эмоциональной заинтересованности школьников в познании истории и стимулирует творческий поиск. Однако всегда существует проблема: насколько реальны те реконструкции, которые делают археологи, насколько они соответствуют действительности? Наиболее любопытные и заинтересованные дети неизбежно начинают задавать вопросы. И не всегда простое объяснение их удовлетворяет. Формируется сомнение, а иногда и недоверие. Решение проблемы нахожу в использовании экспериментальной археологии: лепим глиняную посуду, строим традиционные каркасные жилища, готовим рыбу в рыбокоптильне бронзового века, плавим железную руду в сыродутных горнах. Дети осознают себя полноправными участниками новых научных открытий. Это значит, что история перестает быть для них одной из школьных дисциплин, а становится реальным, живым пространством, которое связывает прошлое и настоящее.Алексей Воробьев-Исаев всегда в поиске смысла, значения исторических событий, применимости исторических знаний в наше сложное время. Поиск исторической истины – противовес негативным процессам современности: событиям на Украине, ревизии фашизма, политике двойных стандартов, информационной войне в Интернете… Считает, что важную роль в этом отношении играет введение историко-культурного стандарта. Однако глубоко убежден, что учитель не должен навязывать готовые идеи или формировать у ребенка удобное мнение, учитель в школе должен выбирать те виды воздействия, создавать такие условия, которые повлияют на ученика, помогут ему адекватно реагировать на педагогическое воздействие.- Бывает разное, – вздыхает педагог, – например, слезы… После выступления на районной конференции: «Алексей Анатольевич, я больше никогда не буду выступать…» Да, понимаю, как бывает трудно, когда в очередной раз нет результата. Трудно бывает и самому, а ребенку… И этот момент важен: или конец пути, или его продолжение. Остаться равнодушным невозможно, делаю все, чтобы подбодрить, поддержать. Проходит немного времени, и вместо слез – счастливая улыбка и радость от призового места на региональной конференции, а потом и на всероссийской.Сам он вошел в финальную «пятнашку» на конкурсе. Для него это тоже урок.- В конкурсе принимал участие ради открытий, – делится Алексей Воробьев-Исаев, – и поиска новых друзей. Конкурс – это уникальная площадка обмена опытом, возможность по-новому, с разных позиций осмыслить собственную деятельность и найти дальнейшие пути саморазвития. Для меня он стал уроком преодоления «непубличности», более углубленным осознанием как своих плюсов, так и минусов, а соответственно и путей самосовершенствования.В ближайших планах Алексея Анатольевича исследовательская работа со своим 8-м «А» и новый образовательный проект, направленный на развитие и самореализацию одаренных детей в школе. Учитель ценит любознательность, стремление к поиску, многогранность личности, увлеченность делом. У каждого есть свои лучшие качества, именно их и надо в первую очередь развивать, создавая для этого специальные возможности. Жизнь, говорит Воробьев-Исаев, – это дорога. У каждого она своя.Методический материал Алексея Воробьева-Исаева читайте на сайте «Учительской газеты» old.ug.ru/method_category/232Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), с. Каргасок, Томская область
Комментарии