В школе №1368 уже третий набор педагогического класса. Не все ученики, конечно, в будущем станут педагогами, зато у всех есть возможность изучить в стенах родной школы социально-психологические аспекты профессий системы «человек – человек» и «прокачать» нужные навыки.
Прокачиваем soft skills
Школа №1368 одна из первых в столице присоединилась к проекту Московского городского педагогического университета «Новый педагогический класс в московской школе», который в 2019 году включили в перечень проектов предпрофессионального образования московского Департамента образования и науки. Школа №1368 в этом году открыла уже четыре педагогических класса, где не столько готовят будущих учителей, сколько развивают в учениках коммуникативные навыки, которые пригодятся во многих сферах, скажем, в юриспруденции, психологии, социологии, менеджменте.
– Мы заметили, что детям с гуманитарными способностями не хватает профильных предметов, которые есть, скажем, в инженерных классах. Как только мы стали участниками проекта «Новый педагогический класс», увидели колоссальные возможности роста для учеников педклассов, и они начали проявлять себя в полной мере, – поделилась учитель русского языка и куратор педагогических классов школы №1368 Светлана Растворова.
Огромная роль в проекте отводится «прокачке» так называемых мягких навыков – помимо углубленного изучения русского языка и обществознания ученики педагогических классов посещают элективные курсы, выполняют проекты и участвуют в конкурсах.
Большой популярностью среди школьников пользуются элективные курсы по психологии и риторике. На уроках психологии ребята изучают основы конфликтологии и медиации, старшеклассников учат проявлять эстетическое отношение к миру, бережно и ответственно относиться к психологическому здоровью, а также критически оценивать информацию, формулировать свою позицию, достигать целей и разрешать конфликты. Такие навыки им дают школьные психологи, и это спасительная соломинка в современном обществе для всех специальностей. По словам Светланы Растворовой, ученики нового педагогического класса познают важные навыки взрослой жизни – находить и структурировать информацию, общаться с людьми, учиться жить в динамично меняющемся мире.
На занятиях по риторике юные гуманитарии изучают основы русского литературного языка, знакомятся с тропами и фигурами, осваивают речевой этикет.
Старшие товарищи
Светлана Растворова отмечает, что старшеклассники из педклассов принимают активное участие в жизни школы, поддерживают проект «Активные перемены» и проводят для начальной школы спортивные конкурсы и соревнования. Ученикам младших классов важно давать возможность порезвиться и в то же время организовывать их веселье так, чтобы избежать перевозбуждения и травматизма.
Также ребята из педагогических классов устраивают викторины, квизы, интеллектуальные мероприятия. Так, в День грамотности они провели для малышей серию познавательных игр: веселые словарные диктанты, «В поисках сокровищ Грамотности», «Своя игра». В ноябре школа отметила два юбилея – 200‑летие Федора Достоевского и Николая Некрасова. Юные педагоги не смогли пройти мимо таких дат, подготовили радиогазету и челлендж, посвященный высказываниям Федора Михайловича. Ученики выбирали вдохновляющую их цитату великого писателя и на эту тему снимали видеоролик.
Школа вне школы
Кроме школы ученики педагогических классов черпают знания в Московском городском педагогическом университете и других вузах. Школьники посещают онлайн-лекции преподавателей высшей школы и готовят под их руководством проекты, как правило, с социальной тематикой. В этом году ребята выбрали важные для подростков темы: «Решения и выходы из токсичных отношений», «Влияние рок-музыки на человека», «Раздельная жизнь мусора: от слов к делу». Стоит отметить, что в прошлом году школа №1368 победила в московском конкурсе проектов. Школьницы, авторы проекта, отметили, что в возрасте 11‑12 лет дети отстраняются от чтения, и решили провести в средней школе анкетирование, что хотят видеть в книге читатели, каких героев, какие иллюстрации. На основании опроса они создали образ идеальной книги.
Лекторы из вузов также готовят начинающих педагогов к олимпиадам, предпрофессиональным экзаменам и конкурсам.
Например, интерес вызвал Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». Участники тренируются формулировать свои мысли на бумаге и получают дополнительные баллы при поступлении в вузы.
– Задача школы – дать возможность узнать профессию изнутри, создать условия для выявления и развития возможностей детей. В этом и помогает наш проект, – сказала ведущий научный сотрудник МГПУ, координатор проекта «Новый педагогический класс в московской школе» Татьяна Конобеева.
Яна МАЗУРОВА, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №1368
Комментарии