Законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года утверждены десятки изменений и дополнений в федеральные законы РФ об образовании. Эти изменения являются самыми масштабными за период с 1996 года. Многие из них противоречат и приоритетному статусу образовательной системы, и Конституции РФ. Обеспокоенность порождает не только сам факт введения в действие данного закона, но и отсутствие в течение полугода каких-либо комментариев в средствах массовой информации со стороны законодательных органов. Единственный развернутый анализ предстоящих изменений был напечатан в «Учительской газете». До появления 122-го закона была надежда на то, что будет разработана конкретная программа развития профессионального образования, которая соответствует современным социально-экономическим условиям и отражает чаяния работников образования. Но уже тогда возникали опасения, что законодательные органы в очередной раз отдадут предпочтение прежнему стилю проведения реформ, и подготовка законопроектов будет осуществляться за закрытыми дверями.
Действительно, первая версия документа под названием «Стратегия развития образования Российской Федерации» была роздана участникам совета Российского Союза ректоров 25 октября 2004 года. Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, утверждает, что члены думского комитета получили документ менее чем за 10 дней до его одобрения правительством.
Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление «О развитии системы начального профессионального образования Санкт- Петербурга в 2005-2008 году».
В приложении 1 постановления представлен прогноз роста потребности Санкт-Петербурга в специалистах с начальным профессиональным образованием для приоритетных отраслей экономики в период с 2005 года по 2008 год: 2005 г. – 40847 человек, 2006 г. – 42242, 2007 г. – 43546, 2008 – 44647. При этом система начального профессионального образования ежегодно выпускает приблизительно 20 тысяч подготовленных специалистов, что удовлетворяет потребность рынка труда только наполовину. Следует заметить, что требования современного работодателя значительно превышают возможности учреждений НПО: на 95% востребованы рабочие 4-6-го разряда, на 85 – 90% – с общим средним образованием, на 80-85% – владеющие смежными профессиями, способные к переподготовке. Новые работодатели отдают предпочтение выпускникам техникумов и колледжей, более образованным, обучаемым, дисциплинированным. Таким образом, вопрос о реформировании и развитии системы начального профессионального образования закономерен и актуален. Логично было бы ожидать, что реформы эти должны носить интеграционный характер и будут происходить в соответствии с Целевой программой реального развития системы начального и среднего профессионального образования.
Учитывая то, что финансирование образовательных учреждений СПО в 2006 году станет компетенцией регионов, а бюджет на 2006 год планируется в 2005 году, Целевая программа уже должна была бы увидеть свет. Однако, вероятно, и в этот раз законодательство предпочло столь популярное в России форсирование событий заблаговременному планированию: коррективы будут вноситься в спешке, по ходу дела, с ошибками и недочетами, что естественно при таком подходе.
План мероприятий, представленный в постановлении, предполагает чисто механические преобразования: объединение, ликвидацию, передачу собственности – хотя на сегодняшний день ясно, что развивать образование нужно не за счет создания новых структур, а за счет, как уже упоминалось выше, интеграции и интенсификации процесса обучения.
В то время как в Москве осуществляется интеграция образовательных учреждений НПО и СПО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.2003 г., правительство Санкт-Петербурга, игнорируя законодательство и требования времени, планирует развивать начальное профессиональное образование обособленно. Планом мероприятий не предусмотрено развитие преемственности образовательных учреждений НПО и СПО, однако предписано создание отраслевых центров, объединяющих образовательные учреждения. Статус этих центров, цели и задачи их создания не определены; не регламентирована нормативными документами их деятельность; принципы комплектования тоже не очень ясны. Так, Балтийский туристский колледж должен будет войти в состав отраслевого центра общественного питания на базе профессионального лицея «Сервис». Хотя по масштабу своей образовательной и производственной деятельности БТК является одним из крупнейших образовательных учреждений Санкт-Петербурга и в течение последних 10 лет фактически является комплексом, объединяющим целый ряд структурных подразделений, в том числе учебные фирмы. Надо заметить, далеко не каждое образовательное учреждение города предоставляет такой спектр образовательных услуг, включая полноценное производственное обучение на собственных базах практики. Возможно, принципы объединения образовательных учреждений и вписываются в общую логику постановления, не очень понятную широким кругам общественности, и основываются на том, что ни в прогнозе потребностей рынка труда, ни в перечне мероприятий вообще нет упоминания о туристской отрасли, которая, в соответствии Законом о поддержке развития туризма в Санкт-Петербурге признана приоритетной. Статья 13 данного закона обязывает органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции осуществлять поддержку образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы по специальностям, требующимся для работы в сфере туризма, каким и является Балтийский туристский колледж.
Постановлением предусмотрена реорганизация – читай ликвидация – 12 образовательных учреждений с последующей передачей высвободившихся зданий «реорганизованных» учреждений для участия в инвестиционных проектах Санкт-Петербурга, что является продажей государственной собственности и переводом ее в частную собственность. Каковы принципы «реорганизации», остается догадываться. Планируется ликвидация профессиональных училищ №91, 13, 93, 118, 7, которые осуществляют подготовку рабочих для строительной индустрии, при этом потребность в рабочих строительных специальностей в 2005 году составляет 11047 человек.
Вопрос финансирования – один из самых серьезных и наболевших – в постановлении тоже обошли стороной. Передача образовательных учреждений на бюджет и финансирование субъектов Федерации должна была послужить толчком для создания более экономичных моделей финансирования и для Санкт-Петербурга, так как на сегодняшний день острые проблемы недостатка материальных средств обусловлены не только дефицитом бюджета, но и неэффективностью его использования. В Петербурге, видимо, решили пойти по более простому пути: закрыть часть учреждений, сохранив прежний механизм распределения средств. Кроме того, в настоящее время с переходом на казначейскую систему создаются искусственные преграды с целью лишить образовательные учреждения возможности получать доход от внебюджетной деятельности, которая в перспективе в соответствии с планами Министерства образования станет основным источником средств существования и развития образовательных учреждений.
Внебюджетные средства во многом определяют жизнеспособность многих образовательных учреждений. Так, сумма дохода Балтийского туристского колледжа покрывает средства, полученные из бюджета, без учета так называемых «целевых благотворительных взносов» – «родительских» денег, которые в структуре других образовательных учреждений составляют около 40%. Однако в настоящее время право образовательного учреждения на самостоятельное распределение внебюджетных средств оспаривается учредителем в нарушение Закона ОБ образовании и БК РФ. Следует заметить, что внебюджетная деятельность БТК – это редкое исключение из правил.
Известно, что в большинстве своем учреждения начального профессионального образование находятся в более сложном в финансовом отношении положении по сравнению с СПО и ВПО. Доля бюджетного финансирования в среднем по России – 90,7% от всех средств образовательного учреждения НПО (для сравнения: в образовательных учреждениях ВПО данный показатель – 46%). Это связано с тем, что контингент учащихся в основном составляют социально незащищенные и материально необеспеченные молодые люди. Поскольку финансирование бюджета происходит на основании плана набора, учебные учреждения НПО, практически лишенные возможности заработать за счет оказания платных образовательных услуг, вынуждены осуществлять большой набор по всем профессиям, не ориентируясь на потребности рынка труда и воспитывая в своих стенах социальных сирот вместо здоровой и подготовленной к труду молодежи.
По данным отдела экономического развития Комитета по образованию Санкт-Петербурга, уменьшено финансирование всех образовательных учреждений ПТО. Например, в БТК расходы, утвержденные в смете на 2005 год, составляют лишь 81% от расходов 2004 года, в том числе коммунальные услуги – 91,8%, материальные запасы – 32%. Финансирования услуг по содержанию имущества, а также обеспечения медикаментами, канцелярскими товарами, материалами, необходимыми для организации учебно-производственного процесса и т.п., не предусмотрено. Таким образом, смета на 2005 год идет вразрез с решением правительства Санкт-Петербурга развивать и модернизировать образовательные учреждения НПО в соответствии с их потребностями. Такое положение вещей вынуждает осуществлять образовательную деятельность в условиях финансового риска, вне правового поля, не располагая даже теми бюджетными средствами по особо значимым статьям, которые имели в 2004 году.
Александр ЛАПИН, председатель правления ассоциации «Профессионал», заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор Балтийского туристского колледжа
Комментарии