search
main
0

Сокращенный алфавит. Как обеспечить качество образования

В последнюю неделю апреля Андрея Фурсенко очень ждали в Сочи. Федеральный министр должен был выступить с докладом о направлениях совместной деятельности органов управления образованием и отраслевого профсоюза по достижению основных результатов модернизации. Но не случилось. К плановым событиям и без того насыщенной недели – Послание Владимира Путина Федеральному Собранию, Совет при Президенте по нацпроектам – добавилось непредвиденное. Умер Борис Ельцин. Вполне понятно, что из зала заседаний участники Всероссийского семинара-совещания руководителей органов управления образованием и профсоюзных организаций работников народного образования и науки субъектов РФ шли к телевизорам. Главная тема их встречи – совместная деятельность по развитию российской системы образования – продолжалась в кулуарах. Прошлое невольно сравнивали с настоящим. Как менялась госполитика в отношении образования от президента к президенту, что действительно сработало на развитие и что вызывает серьезные опасения?

Что беспокоит профсоюз

О том, что заботит профсоюз, говорила в своем выступлении его председатель Галина Меркулова. Прежде всего она подчеркнула, что решению проблем помогает конструктивное социальное партнерство на разных уровнях, проверенный механизм здесь – заключение соглашений и коллективных договоров. Однако даже в этом случае исполнительная власть не всегда слышит профсоюз. «Дошкольники – наша боль, – сказала Галина Ивановна. – Мы второй год вносим предложения об улучшении положения работников этой ступени образования, но реакции власти нет. Ситуация обострилась с принятием нацпроекта по увеличению рождаемости. Сейчас нам не хватает детских садов, но через полтора года будет потребность не только в зданиях, но и в работниках для дошкольного образования. И если мы действительно хотим решить эту проблему, то уже сегодня должны уделять серьезное внимание их поддержке».

Выступления экспертов и работников профсоюза на секциях совещания касались правового статуса государственных и муниципальных учреждений и оплаты труда. По мнению профсоюза, предложенные экономическим блоком Правительства России порядок и размер индексации зарплаты работников федеральных госучреждений на ближайшие три года отнюдь не сработают на развитие и повышение качества образования, если будут учитывать только прогнозируемую годовую инфляцию (2008 год – 7 процентов, 2009-й – 6,8 процента, 2010-й – 6,5). При такой политике в сфере оплаты труда рассчитывать на ее реальное повышение не приходится, а значит, отрасль не сможет пополняться квалифицированными кадрами. Трудно признать продуманным и затягивание процесса формирования нормативной правовой базы для разработки новых (отраслевых) систем оплаты труда и, как следствие, отсутствие в проекте федерального бюджета необходимого объема средств на их поэтапное ведение. А принятый Госдумой в третьем чтении проект федерального закона по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, предполагающий ограничение права бюджетных учреждений на самостоятельное использование внебюджетных средств, заставляет сделать вывод о намерении власти создать условия для вынужденного перехода бюджетных учреждений в иной тип – автономные учреждения. За этим, считает профсоюз, последует существенное снижение объема субсидарной ответственности государства в социальной сфере.

Краснодарский опыт

Участники совещания, а их, по подсчетам организаторов, оказалось больше120 человек из 48 регионов России, очень внимательно слушали выступление Михаила Астапова, руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края. Интерес к докладу Михаила Борисовича объяснялся сразу несколькими причинами. В прошлом году край перешел на нормативно-подушевое финансирование, а с января текущего – на новую систему оплаты труда. Система образования Краснодарского края – одна из крупнейших в России. Здесь почти 3,5 тысячи образовательных учреждений и больше миллиона тех, кого там учат или воспитывают. Край лидирует по количеству победителей по разным направлениям нацпроекта. 406 педагогов получили президентские 100 тысяч, а 122 школы – по миллиону. Вошла Кубань и в число победителей конкурса субъектов РФ. А потому даже после выступления Астапов долго отвечал на вопросы зала: в чем конкретно заключаются комплексные проекты модернизации образования в крае?

Прежде всего Михаил Борисович назвал цифры. На реализацию комплексного проекта модернизации из средств федерального бюджета край получит 1 миллиард 200 миллионов рублей за три года. Из средств краевого бюджета на эти цели выделяется 6 миллиардов 268 миллионов рублей. А консолидированный бюджет отрасли в текущем году достиг 20-миллиардной отметки.

Переход на нормативное финансирование в крае начали с введения дифференцированных нормативов для городских, сельских и малокомплектных школ. Если в прошлом году они соответственно составляли 7015, 10405 и 23887 рублей, то в этом увеличились до 10218, 15472 и 39467 рублей в год. Чтобы снизить риски переходного периода, на 2007 год установлена адаптационная надбавка в 3,4 процента, которая дается школам, где рассчитанных по утвержденному нормативу средств оказалось недостаточно. В результате совместной работы с краевым Комитетом профсоюзов утверждено штатное расписание общеобразовательных учреждений со ставками социальных педагогов и психологов. Создана нормативно-правовая база для их работы в школах за счет краевого бюджета. В результате введения новой системы оплаты труда средняя зарплата учителей в I квартале 2007 года выросла с 5917 до 6884 рублей. В 2008 году зарплата учителей (с доплатами за классное руководство) составит не менее 8876 рублей, а к 2009 году возрастет до 11242 рублей. Программно-целевой метод региональных проектов при поддержке губернатора Александра Ткачева оправдал себя в решении наиболее важных проблем отрасли. В своем докладе Михаил Астапов перечислил основные кубанские проекты – горячее питание, школьная мебель, дошкольное образование и школьные участковые. Собственно горячее питание уже пять лет является одной из приоритетных задач в деятельности администрации края, в итоге было обновлено 85 процентов оборудования школьных пищеблоков, что стало настоящим прорывом – до принятия целевой программы износ оборудования достигал 90 процентов. Сегодня все усилия окупились сторицей – полноценное горячее питание получают 94,4 процента школьников.

Номер 258

Павел Кондрашов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, выступил на совещании с подробным докладом-презентацией. Однако пока на слайдах демонстрировалось, в чем, собственно, заключается контрольно-надзорная деятельность, зал сохранял умеренную заинтересованность. Многие с этими функциями знакомы хорошо. Но когда Павел Евгеньевич заговорил о том, чем грозит субъектам РФ принятый в декабре прошлого года 258-й Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», равнодушных слушателей не осталось. Уже с 1 января 2008 года органы государственной власти субъектов должны будут в полном объеме исполнять делегированные с федерального уровня полномочия – осуществлять лицензирование, госаккредитацию и контроль качества образования. До часа «Х» осталось не так уж много времени. За несколько месяцев в регионах должны определиться со структурой органа исполнительной власти, которому и достанутся эти обязанности.

Калина диктует условия

Фамилия Исаака Калины изначально стояла в программе совещания. В отсутствие Андрея Фурсенко именно от директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ ждали четкого представления позиции федерального ведомства. Ждали отчета, а получили скорее задание. «Наша общая цель, – сказал Исаак Иосифович, – добиться того, чтобы общество было довольно работой системы образования, а система образования была удовлетворена отношением к ней общества». Власть вложила в образование существенный ресурс, но общество не заметило перемен к лучшему. Парадокс: результаты есть, но демонстрировать их пока не научились. Мало кто в регионах знает, на реализацию какой инновационной программы базовый вуз получил грант, а большинство вообще не в курсе, что это произошло. Калина говорил о генеральной цели любых комплексных проектов – о создании возможности получения качественного образования для всех школьников России. Для этого, по крайней мере, необходимы четыре условия. Во-первых, высококвалифицированный учитель по каждому школьному предмету. Во-вторых, современное оснащение учебного процесса. В-третьих, безопасные и комфортные условия, когда личностно-ориентированное образование заключается не столько в папках и стендах, сколько в удобном гардеробе, чистом и теплом туалете, хорошей столовой. В-четвертых, полноценная, насыщенная среда общения со сверстниками. Без нее, уверен Калина, не может быть нормального воспитания и обучения. В советской школе, где названия старших классов занимали буквы алфавита не только до «Г», было с кем соревноваться, дружить, в кого влюбляться. Сегодня школьный алфавит значительно сокращен – в параллели все чаще один класс. Грамотно применяя экономические механизмы (например, подушевое финансирование), подвергая их педагогической экспертизе, регионы, считает Калина, могут обеспечить возможность получения качественного образования.

Что в итоге?

Сочинские совещания стали традицией. Нынешнее по счету уже четвертое. И все-таки что дают участникам эти трехдневные встречи раз в году? Наверное, для каждого это глоток свежего воздуха. Во всех смыслах. Даже плотный график заседаний оставляет время, чтобы успеть полюбоваться, как тонет в море малиновое солнце, и удивиться, как забавно смотрятся в паре строгая сосна и легкомысленная пальма. Апрельская погода в Сочи совсем не располагает к пляжному отдыху. Редкие смельчаки решались вбежать-выбежать в 9-градусную воду. Бросаться же с головой в ледяную пучину смог только самый закаленный. Коллеги без труда признали в нем начальника Департамента образования Нижегородской области Сергея Наумова.

Сочинские встречи – это хорошая возможность пообщаться в неформальной обстановке, обсудить с разных точек зрения самые острые и актуальные проблемы. «Это большой совет руководителей, – сказала Галина Меркулова. – Председателям профсоюзов и руководителям органов управления образованием очень важно работать в партнерстве. Иногда новые идеи оборачиваются негативными последствиями. Только в режиме конструктивного диалога, совместно анализируя риски и выгоды, можно достичь лучшего результата».

Так зачем ехать в Сочи? Чтобы услышать друг друга, а вернувшись домой, профессионально и продуманно работать на развитие образования. Эта цель – общая для всех.

Сочи, Краснодарский край

NB!

О том, какие конкретно меры принимает профсоюз по повышению уровня материального обеспечения и социального статуса педагогических работников, а также тексты выступлений участников Всероссийского совещания читайте в майских выпусках приложения к «УГ» «Мой профсоюз».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте