Преподаватели вузов не согласны с резким сокращением специального образования, начавшимся в связи с введением “госстандартов образования”. Утвержденные министерством в качестве обязательных предметов для языковых факультетов математика и естествознание вместе со столь же обязательным социально-экономическим циклом почти наполовину уменьшают количество часов, отведенных на практическое овладение языком: на основной предмет остается лишь одна четвертая часть часов (примерно 2000 из общего количества 9000) – столько же, сколько и на не связанные со специальностью дисциплины.
Мы считаем, что вопрос о том, как, чему и сколько учить, должен решаться самими преподавателями на каждом факультете, а вопрос о том, какие непрофилирующие дисциплины выбирать дополнительно к основной, должен решаться самими студентами в соответствии с их интересами и склонностями. Непродуманные решения чиновников могут привести к уничтожению отличающего нашу страну опыта обучения иностранным языкам на специальных факультетах.
Введение “госстандартов образования” знаменует бюрократизацию еще одной из сфер нашей жизни – сферы образования. Стандарт предполагает единые требования ко всем обучающимся в отношении объема материала и глубины знаний на каждом этапе обучения, а следовательно, и одинаковую скорость усвоения материала всеми. Но ведь студенты различаются по способностям, глубине и скорости усвоения знаний, и педагогика исходит прежде всего из природы каждого конкретного ученика, из знания того, что доступно на данном этапе именно ему, а не “абстрактному” учащемуся. Это значит, что только конкретный преподаватель в конкретном классе может определять, чему учить, когда, как долго и каким способом.
Вводя госстандарт высшего образования, министерство фактически указывает преподавателям, чему и сколько времени (а значит, и каким способом) надо обучать студентов. В данном случае кому-то из разработчиков пришло в голову поразить весь мир “самым наивысшим” российским образованием, и потому студенты языковых факультетов теперь будут обязаны изучать математику, физику, химию и биологию в дополнение к столь же обязательным социологии, экономике, физкультуре. А поскольку время обучения не резиновое, происходит значительное сокращение часов, отведенных на обучение основному предмету – практическому владению иностранным языком.
Но “обучение практике речи за 4 часа в неделю на младших курсах невозможно” (считает доц. Сафонкина Р.В.), “обсуждать книги для домашнего чтения один час в неделю – это плод бездумия или безумия” (доц. Ивицкая Н.Д.), “сокращение часов по языку на 50% на старших курсах – это прямое вредительство псевдореформаторов” (проф. Ялышева А.П.), так как уровень знания языка у выпускников на языковых факультетах вскоре станет таким же, как и на неязыковых.
Я предвижу ответ министерства в том плане, что конкретные цифры сокращения основной специальности в госстандарте не заданы и что во всем виновато лишь местное вузовское начальство. Однако, поскольку трогать непрофильные предметы не разрешается (“стандарт образования”!), естественно, что урезанию во всех вузах нашей великой Родины одинаково подвергаются именно языковые дисциплины. Нетрудно видеть, что министерские работники фактически потребовали от преподавателей обучать языку без постоянной речевой практики, без обсуждения прочитанных книг, без закрепления фонетических навыков и т.д., но при этом с помощью математики и прочих (несомненно, важных) наук. Может быть, им стоит сначала показать всему миру на личном примере, как этим способом можно научить человека свободно говорить на иностранном языке?
Валерий ГУРЕВИЧ,
председатель Ассоциации преподавателей вузов, профессор Московского педагогического университета,
всего 300 подписей
Комментарий
Юрий НОВИКОВ, начальник Управления высшего образования Министерства образования РФ:
– Госстандарт утверждается правительством готовится учебно-методическим объединением, куда входят преподаватели высших учебных заведений и составляется только после анализа предложений всех заинтересованных вузов. Поэтому, прежде чем возмущаться по поводу сокращения профильных предметов, не помешало бы поинтересоваться, с чем это связано: с нехваткой педагогических кадров. Мы не можем больше двадцати четырех, максимум тридцати шести часов в неделю вести занятия на старших курсах и вынуждены вводить факультативы. Введение государственных стандартов вполне обосновано, и преподаватели вузов, вместо того чтобы предъявлять претензии Министерству образования, а не своим коллегам, лучше бы внесли предложения к готовящимся госстандартам третьего поколения.
Заключение специалистов Учебно-методического объединения по образованию в области лингвистики:
– На наш взгляд, авторы открытого письма не учли тот факт, что в российской высшей школе реализуется более десятка различных образовательных программ в области преподавания иностранных языков и смежных с ними специальностей: иностранный язык как общеобразовательный предмет, иностранный язык для учителей филологии и смежных специальностей, лингвистика и смежные специальности и так далее. В связи с этим утверждения авторов письма выглядят абстрактно и не являются аргументированными. В соответствии с перечнем подписавшихся можно предположить, что в письме идет речь о подготовке специалистов по специальности 033200 “учитель иностранного языка педагогических вузов”. Однако и в этом случае следует говорить не о двух тысячах часов, отведенных соответствующим госстандартом на практические курсы иностранного языка (на самом деле 2774 часа), а о полном блоке дисциплин предметной подготовки объемом почти в пять тысяч часов и включающей в себя другие, не менее важные для освоения иностранного языка дисциплины (история языка, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика и так далее). Этого объема вполне достаточно, чтобы подготовить учителя иностранного языка. Кроме того, объем часов может быть еще более увеличен за счет вузовского компонента, о чем свидетельствует практика других вузов.
Обращаем ваше внимание на то, что действующие образовательные стандарты по всем без исключения специальностям нефилологического и нелингвистического профиля отводят минимум 340 часов на изучение иностранного языка в качестве общего образовательного предмета, причем вуз может по своему усмотрению увеличить этот объем путем введения дополнительных курсов, вплоть до реализации программы по дополнительной квалификации “переводчик в сфере профессиональной коммуникации”. Что касается образовательных программ (входящих в компетенцию УМО по образованию в области лингвистики) освоения специальной дисциплины в объеме, предусмотренном действующими госстандартами, то они полностью обеспечивают подготовку специалистов-лингвистов и органично сочетаются с освоением обязательных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Таким образом, УМО по образованию в области лингвистики считает действующие образовательные стандарты прогрессивными, так как, во-первых, они предусматривают обязательное изучение иностранного языка в качестве федерального компонента и позволяют вузам с учетом пожеланий студентов увеличивать объем часов, отводимых на его освоение, за счет вузовского компонента государственного образовательного стандарта. Во-вторых, отводят достаточный объем часов на изучение иностранного языка для тех специальностей и направлений, где он является профильной дисциплиной.
Комментарии