search
main
0

Сохраняя память о Великой Отечественной войне

Роль и перспективы школьного музея боевой славы в воспитательной работе

2020 год оказался богатым на события, но центральное место по праву занимает 75‑я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В мае 1945 года свершилось то, о чем миллионы советских людей мечтали, к чему стремились долгие 1418 дней и ночей, ради чего совершались подвиги на фронте и в тылу. Красная армия не только отстояла свободу и независимость нашей Родины, но и внесла решающий вклад в освобождение Европы от оков нацизма. Победа потребовала напряжения всех сил многонациональной Страны Советов и далась огромной ценой.

Во второй половине XX века, несмотря на жесткое политико-идеологическое противостояние в годы холодной войны, решающая роль СССР в победе над нацизмом не подвергалась сомнению. Более того, в годы разрядки предпринимались шаги для сближения двух систем на теме общей победы во Второй мировой войне. Так, например, в конце 1970‑х гг. был создан документальный телевизионный сериал советско-американского производства под названием «Неизвестная война» (The Unknown War), рассчитанный в первую очередь на западного зрителя. Однако в годы перестройки появились первые ласточки ревизионизма. Так, во второй половине 1980‑х гг. в Европе была издана известная книга Виктора Суворова (Резуна) «Ледокол», пытавшаяся возложить вину за развязывание Второй мировой войны на советское руководство. Ящик Пандоры открылся.

С развалом Советского Союза победа в Великой Отечественной войне стала, пожалуй, единственным компонентом советского прошлого, который не подвергся откровенному глумлению внутри нашей страны. Память о Великой Победе во многом поддерживалась благодаря свидетелям той эпохи – ветеранам и труженикам тыла. На международной арене ситуация складывалась иначе. Постсоветская Россия стремилась вписаться в изменившийся мировой порядок, сознательно жертвуя своими государственными интересами. Об отстаивании исторической правды о Второй мировой войне, о ключевой роли Советского Союза в освобождении Европы не шло и речи.

Пока внутри нашей страны память о Великой Отечественной войне передавалась и сохранялась, на международной арене события Второй мировой войны подавались через призму массовой культуры. Так, в 1998 г. в прокат вышел культовый американский фильм «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan), создавший у мирового зрителя героический образ американских солдат, высадившихся в далекой от США Нормандии летом 1944 г. и освободивших Европу. И этот героический образ резко контрастирует с изображением красноармейцев, сражающихся за свою родную землю в Сталинграде, в американском же фильме 2001 г. «Враг у ворот» (Enemy at the Gates), где наши предки показаны жалкой безликой массой, которую гонят на вражеские пулеметы, как на убой, с одной винтовкой на троих. Культурно-идеологический посыл оказался очень мощным. Образ Красной армии, да и всего Советского Союза в целом как человеконенавистнической системы, отправляющей огромные массы людей на верную смерть, плотно вошел в общественное сознание за границей и, что вызывает недоумение, был поддержан российским кинематографом 2000‑х.

Стоит ли удивляться, что с течением времени усилилась пагубная тенденция к ревизии итогов Второй мировой войны? Все чаще предпринимаются попытки исказить историческую правду о Великой Отечественной войне, нивелировать подвиг наших предков, приравнять освободителей Европы к палачам человечества и даже возложить на СССР вину за развязывание Второй мировой войны. В качестве примера можно вспомнить резолюцию эстонского парламента «Об исторической памяти и фальсификации истории» от 19.02.2020.

Но не только прошлое является жертвой искажения и перевирания исторической правды о Второй мировой войне. Под угрозой оказываются настоящее и будущее. В своей статье «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» В.В.Путин пишет: «Исторический ревизионизм, проявления которого мы наблюдаем сейчас на Западе, причем прежде всего в отношении темы Второй мировой войны и ее итогов, опасен тем, что грубо, цинично искажает понимание принципов мирного развития, заложенных в 1945 году Ялтинской и Сан‑Францисской конференциями».

Из вышесказанного следует, что сохранение памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны является на сегодняшний день важнейшей государственной и общественной задачей. Не случайно 2020 год объявлен Годом памяти и славы, в рамках которого реализуется целый ряд интересных проектов. Свой вклад в общее дело сохранения памяти о Победе может и должна внести российская школа как один из основных институтов, обеспечивающих преемственность поколений, сохранение памяти о прошлом, воспитание патриотизма и гражданственности.

Еще с советских времен тема Великой Отечественной войны является краеугольным камнем в воспитательной работе школы. По всей стране систематически проводятся тематические уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, концерты и конкурсы по данной тематике. Однако наши возможности по самому важному и эффективному, на мой взгляд, направлению воспитательной работы – общению детей с участниками Великой Отечественной войны – объективно и стремительно сокращаются. Увы, время неумолимо. Наших дорогих ветеранов и тружеников тыла год от года становится все меньше. Мы последнее поколение, которому посчастливилось высказать слова благодарности участникам Великой Отечественной войны лично, и, как бы ни было жаль, живая связь между поколением победителей и нами рано или поздно прервется.

Что может стать адекватной, хоть и не равноценной заменой живому общению между нашими ветеранами и детьми? На мой взгляд – школьный музей боевой славы.

Школьный музей боевой славы – это не склад вещей из прошлого. Музей – это важнейшее средство коммуникации между поколениями. И, чтобы коммуникация состоялась, мало просто собрать коллекцию из предметов по теме Великой Отечественной войны, необходимо изучить ее и транслировать полученное знание.

В школе №345 с 10 октября 1965 года открыт музей «Боевой путь 7‑й Бауманской дивизии Народного ополчения», являющийся центром гражданско-патриотического воспитания учащихся. В результате поисковой деятельности ветеранов района, многие из которых воевали в рядах 7‑й ДНО, учащихся, преподавателей, друзей школы был собран уникальный материал о людях, воевавших в дивизии Народного ополчения Бауманского района, которая была сформирована в здании нашей школы по адресу Бауманская ул., д. 40 (ранее школа №353) в июле 1941 года.

Как известно, 4 июля 1941 года из добровольцев – студентов, преподавателей, рабочих и служащих, не подлежащих призыву в ряды РККА, – началось формирование дивизий Народного ополчения г. Москвы. В числе дивизий Народного ополчения была и 7‑я Бауманская, возглавил которую комбриг И.В.Заикин. В конце лета ополченцы-бауманцы покинули столицу и в начале октября сдержали врага под Вязьмой, заплатив при этом страшную цену. Более 3/4 ополченцев 7‑й Бауманской дивизии погибли, попали в плен или пропали без вести.

Наш школьный музей позволяет посетителям ознакомиться с экспозицией: с подлинными вещами, фотографиями и письмами фронтовиков. Однако, как отмечалось ранее, сбор и подготовка экспозиции – это лишь один из векторов работы.

Школьный музей способствует формированию познавательных интересов у детей и открывает широкие перспективы исследовательской деятельности. Фонды музея – прекрасный источник для создания индивидуальных проектов и конкурсных работ. Особо стоит отметить, что фонды школьного музея позволяют работать именно с первоисточниками, большая часть которых не опубликована. Возможно, для кого-то первый шаг в науку начнется с изучения локальной истории в школьном музее.

Важнейшим вектором работы школьного музея является воспитание патриотизма через трансляцию знаний и ценностей, собранных в экспозиции и фондах. Речь идет в первую очередь о проведении тематических и обзорных экскурсий, выставок. Особенно ценно, когда экскурсию или мероприятие проводят учащиеся из состава музейного актива, так как для детей и подростков воздействие сверстников является более ярким по сравнению с воздействием учителя. В итоге происходит передача знаний и ценностей не только от одного поколения (учителя) к другому (дети), но и внутри одного поколения, что способствует консолидации общества.

Таким образом, школьный музей боевой славы является действенным средством сохранения преемственности поколений, воспитания гражданственности и патриотизма на примерах героических свершений в годы Великой Отечественной войны.

На сегодняшний день во многих школах города существуют музеи боевой славы, и, уверен, воспитательная работа в них проводится на высоком уровне. Но время не стоит на месте, и надо сказать пару слов о перспективах развития данного направления в эпоху цифровизации. Поскольку Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, актуальным, с моей точки зрения, является создание цифровой среды школьного музея, своего рода виртуальной копии.

Цифровой музей позволяет перевести воспитательный процесс в современный и понятный для молодежи формат, расширить охват аудитории и сделать экспозицию более доступной и интерактивной. В цифровой среде отсутствуют ограничения в площади помещения, соответственно увеличиваются возможности по размещению материалов из фонда музея. Кроме того, работа в рамках виртуального музея дает возможность открытия новых направлений дополнительного образования и способствует формированию у учащихся гибких навыков (soft skills) в области цифровых технологий, которые пригодятся детям в будущем.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть значимость школьного музея боевой славы в деле сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Передавая историческую правду о прошлом, воспитывая патриотизм и гражданственность, мы боремся за наше будущее. Закончить хотелось бы гениальными словами Роберта Рождественского: «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!»

Аким ПРИСАДКОВ, учитель истории и обществознания школы №345 имени А.С.Пушкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте