Могу предложить педагогам во внеурочное время проводить занятия, которые способствуют развитию нестандартности мышления. Вот такое, например.
Я пришла к своим ученикам с последним номером «УГ», где были напечатаны задачи PISA. И начала разговор с определения слов и словосочетаний: «творчество», «креатив», «секреты творчества» и т. д. Потом задала вопрос: «А что думаете по этому поводу вы? О чем свидетельствует ваш практический опыт?» Потом выработка собственной позиции с опорой на факты, аргументы, примеры.
Много лет назад психолог Уоллес описал четыре этапа творческого процесса: формулировка задачи и начальные попытки ее решения, отвлечение от задачи и переключение на другой предмет, интуитивное проникновение в суть задачи, испытание и (или) реализация решения.
Часть материалов раздала напечатанными, назвав их «Законы творчества». Вот такой рецепт от Брайена Ино:
1. Забыть о стандартах.
2. Извлекать пользу из случайностей и ошибок.
3. Мыслить диаграммой.
4. Не пугаться сложности и технологий. Технологии придуманы для того, чтобы их использовали, вот и все. Не стремитесь к техническим подвигам. Важны только эмоции.
5. Оставаться в рамках искусства для людей. Если ты не нравишься и не понятен широкой публике, это твоя ошибка. Ответная реакция широкой публики – самый лучший стимул.
6. Верить в то, что искусство влияет на реальную жизнь. Искусство – это способ понять, как устроен мир и как устроены мы сами.
7. Убеждать не агрессивно, а обольстительно. Одна из функций искусства – показывать желанный мир.
8. Сколотить костяк из людей, понимающих ваши устремления и действующих точно так же. Во время бесед с ними вам в голову придут идеи, которые не посетили бы вас, останься вы в одиночестве.
9. Сохраняйте в себе свою культуру. И создавайте гибриды с чужими культурами.
На этом этапе работа должна идти в малых группах по принципу «От предложения каждого к общему делу». Каждой группе предлагается написать свои законы творчества и представить на обсуждение классу, аргументируя свою позицию примерами из личного и читательского опыта.
Говорить о том, насколько интересным было обсуждение, не стану. Скажу лишь, что одна из групп привела в пример нашумевший фильм «Миллионер из трущоб», где, по мнению ребят, ярко и доказательно прозвучала мысль о том, что знания, приобретенные в результате эмоциональных переживаний и практического опыта, бесценны. На обсуждении присутствовала директор школы Виктория Николаевна Рубец, она задала вопрос: «А какими качествами должен, по вашему мнению, обладать педагог, чтобы его ученики показали высокие результаты на международных исследованиях PISA?» Ребята ответили: «Ему надо уметь нестандартно мыслить, уважать учеников, считать, что их мнение тоже может быть верным, и создавать что-то новое вместе с учениками».
В качестве домашнего задания школьники получили тесты PISA от «УГ»…
Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе лицея №48, Краснодар
Комментарии