– Александр Дмитриевич, как бы вы сформулировали главные задачи образования в Рязанской области? – Образование в Рязанской области – важнейшее средство социально-экономического развития региона. И здесь перед нами стоит несколько задач, над которыми мы работаем постоянно. Первая среди них – эффективно реагировать на растущие запросы по обеспечению качественного образования подрастающего поколения. Вторая – при помощи наших замечательных педагогов воспитывать успешных граждан России. Третья – способствовать максимальному развитию творческой инициативы педагогических коллективов в области. И четвертая, но от этого не менее важная, – сохранить сельскую школу. Конечно, задач, над которыми трудятся наши управленцы и учителя, гораздо больше, но именно эти я бы поставил на первый план.
– Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев определил Рязанскую область как один из семи ведущих аграрных регионов России. Как это влияет на региональное образование?
– Более 70 процентов наших школ – сельские. Поэтому проблема образования на селе находится в центре внимания губернатора области Георгия Шпака, правительства, областной Думы. Дело в том, что сельская школа не может полноценно существовать без сельскохозяйственного производства. Сами условия работы в ней предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на той или иной территории. Не ошибусь, если скажу, что сельская школа играет крайне важную роль в развитии экономики села. От качества трудового воспитания и обучения сельских детей во многом, а иногда и в решающей степени, зависит будущее села.
– Сегодня многие говорят о реструктуризации сельской школы, ваш прогноз – каковы будут последствия?
– К сожалению, некоторые руководители понимают реструктуризацию как возможность закрытия школ. Социальные последствия этого шага катастрофичны – село будет доживать свой срок без молодежи, проще говоря – умирать. Но с другой стороны, какое качество образования может обеспечить сельская школа, не имея на то ни материальных ресурсов, ни достаточной учебной базы, с одним-двумя компьютерами прошлого века и без высокопрофессиональных учителей? Однозначного ответа нет. Чтобы решить эту проблему, есть два пути, на наш взгляд: либо всем миром постараться поднять образовательное учреждение на уровень современных требований, либо законсервировать его до лучших времен, а детей определить в такое образовательное учреждение, которое обеспечит им общее образование с учетом их интересов и запросов. Перед сельскими выпускниками должны быть открыты двери всех видов профессиональных учебных заведений. В Рязанской области мы практикуем целевой прием детей из села в техникумы, вузы, особенно по востребованным на селе специальностям. Именно совместная реализация двух приоритетных национальных проектов «Образование» и «Поддержка сельского хозяйства» позволит сохранить и развивать сельскую школу. Главная задача сейчас – сохранить сельскую школу, ее материальную базу, кадры. Мы здесь идем по нескольким направлениям: создание социокультурно-образовательных комплексов, укрепление базовых или магнитных школ, приобретение школьных автобусов, а где-то осторожная, продуманная оптимизация малокомплектных сельских школ.
Я верю, что через ряд лет страна преодолеет нынешний демографический кризис и сохраненный общими усилиями образовательный потенциал будет востребован.
– Какой должна стать сельская школа к 2020 году?
– Сельские жители и их дети унаследовали от многих поколений наших предков самобытную педагогическую культуру воспитания в семье, любовь к земле и природе. Это необходимо сберечь. Это своеобразные родники российского образования, русской души. Это базис народной педагогики. Вот эти источники подлинного народного образования мы будем максимально сохранять и развивать на селе. Именно от наших усилий будет зависеть, какой станет сельская школа.
Хочется видеть ее благоустроенной, материально обеспеченной, самостоятельной. Думаю, что в ней будут другие, но не менее профессиональные учителя и не менее любознательные дети. Понимаю, что этот прогноз похож на благое пожелание, но ведь иное будет просто гибельно для России.
– Александр Дмитриевич, ваша область включилась в процесс информатизации давно. Какова ситуация сегодня?
– С 2001 по 2005 год совместно с федеральной властью мы обеспечили поставку более 2500 компьютеров в образовательные учреждения области на сумму свыше 70 миллионов рублей, а вместе с ними отправились в образовательные учреждения программное обеспечение и 200 комплектов для выхода в интернет.
Сегодня спутниковые антенны установлены в 150 самых удаленных школах, там, где нет возможности доступа по проводным линиям связи. Кроме этого, мы активно сотрудничаем с Рязанским областным институтом развития образования, на базе которого ежегодно повышают квалификацию свыше 300 учителей. За глобальной информационной сетью «Интернет» – будущее. Именно поэтому у нас учителя из Рязани, Касимова, Скопина, а также из Шиловского, Сасовского, Пронского, Михайловского, Рязанского, Спасского, Сапожковского, Ряжского, Рыбновского районов, я уже не говорю о городе Рязани, активно используют ресурсы сети в образовательном процессе.
Сегодня у нас на 42 ученика приходится по 1 компьютеру, этот показатель говорит об очень высокой загруженности машин, многие из которых поставлялись еще в 2001-2002 годах. Техника уже морально и физически устарела. Только силами области мы не можем решить задачу ее обновления. Мне кажется, что не совсем правильно начинать реализацию приоритетного национального проекта с подключения школ к интернету. Сегодня гораздо важнее обеспечить образовательные учреждения новыми поколениями компьютеров, а вот подключение к интернету – рассматривать как важную составляющую проекта следующим этапом.
Мы рассчитываем, что в рамках реализации национального проекта «Образование» регион получит серьезную поддержку из федерального бюджета. По расчетам, мы должны получить на информатизацию 62 миллиона рублей. Это позволит серьезно продвинуться на данном направлении как в городе, так и на селе.
– Но от демографического кризиса никуда не деться, когда детей с каждым годом становится меньше, школы закрывать приходится.
– Да, это, к сожалению, реальность. Но, честно сказать, за последние годы мы закрыли немного школ. Идем по пути, о котором я уже говорил. Но есть и другие возможности. В Ермишинском, Новодеревенском, Шиловском, Пронском районах стали добровольно объединять сельские школы для консолидации ресурсов, совместного решения организационно-хозяйственных и содержательных вопросов. Так, в Ермишинском районе еще в 2003 году появилась «Сельская образовательная ассоциация», там партнерами стали три близлежащие школы – Царевская начальная, Власовская основная, Савватемская средняя. В рамках такого товарищества легче организовать и профильное обучение, и подготовку к ЕГЭ, и развивать дополнительные образовательные услуги. Я считаю, что если мы к имеющимся в области наработкам добавим ассоциацию школ, а еще финансирование и обеспечение материально-техническими ресурсами, то успешность наших выпускников только возрастет.
Рязань
Комментарии