search
main
0

Сохранить каждое мгновение

Наш класс благородных девиц

Что мы запоминаем лучше всего? То, что видим, или то, что слышим? Ученый Эдгар Дейл, преподавая в университете с 1929 по 1970 год, проводил исследования: преподносил разным студентам одну и ту же информацию различными способами, а потом анализировал полученные результаты.

Итогом его работы стал «конус опыта», который еще называют пирамидой обучения. Он показывает, что спустя две недели у нас в памяти обычно остается:
10% того, что мы читаем,
20% того, что мы слышим,
30% того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Подтверждаю эти исследования на своей работе с классом, ведь все дело в нюансах! Можно сделать с детьми совершенно простое действие, а оно выльется в большое смысловое значение.

Расскажу на примерах.
1 сентября дети приходят в школу с цветами. Для меня эти цветы прежде всего праздничное дополнение к парадной форме ребенка. Этот аксессуар – неотъемлемая часть его первого праздничного мгновения, которое нужно обязательно оставить в памяти.

Мы в классе 1 сентября принесли фотоаппараты и сфотографировали свои букеты на память. Делали мы это на профессиональных фотофонах, потому что если что-то делать, то нужно делать это красиво. На своих букетах мы учились правильно и качественно презентовать работу с помощью фототехники.

Куда пойдут дальше эти фотографии? Уже в октябре мы начали работу над своими выпускными фотоальбомами. Шаг за шагом по мере появления новых фотографий мы учимся добавлять свои фотографии в онлайн-редактор, оформлять странички, делать подписи. И самое главное, что этот фотоальбом будет персонализированным, он будет совершенно индивидуальным, сделанным собственными руками.

В школе тоже хочется иметь свое местечко безопасности. Для этого мы собрали коробки и подписали их с помощью плоттера. Помните, как в зарубежных фильмах офисный работник, увольняясь с работы, собирает свои вещи в коробку и идет с ней по коридору?

Так вот, и в наших коробочках будет все личное и собственное. Во время учебного дня она будет являться большой помощницей для воспитанниц. А после окончания школы каждая девочка заберет собственную коробку со своими вещами домой.

В наполнение входят расческа, дополнительные заколки, резинки, женские гигиенические принадлежности, дополнительные капроновые колготки, которые имеют обыкновение рваться в самый неподходящий момент, а также дневник воспитанницы.

Дневник воспитанницы, на мой взгляд, заслуживает отдельного внимания. «Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных, прекрасных растений и цветов.

Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит…» – из дневника императрицы Александры Федоровны. Девочки тоже будут вести свои дневники на протяжении всего периода обучения.

Дневник – это маленький друг, сопровождающий нас в течение жизни и помогающий рефлексировать, анализировать и запоминать события, что с нами происходят. Это та вещь, которая поможет сохранить в памяти все мгновения прожитой школьной жизни. Когда бывает совсем плохо и кажется, что нет просвета, возьми почитай свой дневник, и ты увидишь, что переживал мгновения и похуже, и даже после них выглянуло солнце и все наладилось!

Мы с девочками придумали название своему дневничку и вырезали подпись с помощью плоттера.
Лев Семенович Выготский отмечал в своих трудах важное новообразование подросткового возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Дневник является как раз замечательным средством для активизации данного новообразования и направления его в нужное русло.

Уже сделано несколько записей. Поделились с дневником впечатлениями от учебы в новом, 5‑м классе, о том, как сами пекли пряники и пироги, о прошедших мастер-классах в сентябре и октябре. Начало положено. Теперь после каждого мероприятия в дневнике будет появляться не только запись, но и фотографии, рисунки, оформление. Мы будем учиться скрапбукингу и дизайну в наших дневниках.

Уверена, что дневник – это очень содержательная вещь, которая останется на долгую память вместе с выпускным фотоальбомом после окончания школы. Дневнички наши лежат в собственных коробках в кабинете.

А как удивительно проходят дни рождения в нашем классе! Идея в том, чтобы девочки именно сами пекли свой праздничный торт и им угощали одноклассниц. Очень хочется отойти от покупных конфет. За основу мы взяли рецепт сметанника известного знатока русской кухни Максима Сырникова.

А далее девочки на свои вкус и усмотрение делают прослойку и украшают торт. Затем угощают всех девочек в нашем классе как настоящие хозяйки своего торжества. Кроме этого, плюс этой идеи в том, что именинницы, которые вместе с педагогом пекли торт, смогут повторить это дома и угостить своих родных.

На первом birthday party мы праздновали сентябрьские и летние дни рождения. Напекли 6 тортов. Выполнение реального действия дало возможность не только хорошо его запомнить, но и спокойно повторить дома.

Родители прислали фотографии, как девочки самостоятельно испекли и украсили пирог. А чтобы рецепт не забылся, мы запишем его в дневник воспитанницы. А позже создадим в онлайн-редакторе кулинарный фотоальбом с фотографиями блюд и рецептами, которые появятся и на уроке технологии.

Сохранить каждое мгновение жизни, прожить его осознанно, брать на себя ответственность и становиться самостоятельным – вот что я считаю важным в воспитательной работе в 5‑м классе. Впереди еще весь учебный год, но позитивное творческое начало дает ребенку уверенность в безопасной и интересной школьной среде и ускоряет процесс адаптации в средней школе.

А такие простые действия, как фотоальбом, коробки, дневники и торты, помогут оставить в памяти прожитый школьный год надолго.

Марина КУЛЬКОВА, педагог-психолог, классный руководитель 5‑го класса благородных девиц школы №2109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте