Проблемы регионов традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера одинаковы по всей России. Нередко в их основе образовательный процесс, который требует особых условий, а также поддержание интереса к родному языку. О том, как сохранить традиции и не отстать от хода времени, рассуждали на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство».
В ряде регионов страны малочисленные народы Севера до сих пор ведут традиционный образ жизни, но поскольку закон для всех один, он, по словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Акимова, затрудняет этот ход жизни. Такое влияние оказывает, например, мониторинг эффективности вузов. Разве может Арктический государственный институт искусств и культуры конкурировать с крупнейшими московскими? Но он не менее важен для своего региона.Заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева отметила, что на самом деле есть и положительные моменты. Это и действующий закон о языках коренных малочисленных народов Севера, и о кочевой школе, которые закрепляют особенности образования в республике. Но сделано еще не все, хотя бы в части зарплаты. Это касается учителей языков малочисленных народов Севера. Нужно ввести особые коэффициенты или грантовую поддержку, тогда это поможет сохранить и распространить эти языки.Сейчас регионы, где традиционно проживают малочисленные народы Севера, ощущают падение интереса к своим языкам со стороны молодежи. Так, по словам проректора по научно-методической работе Карельского института развития образования Елены Богдановой, происходит и в Республике Карелия, где в ходу не только русский, но и карельский, финский и вепсский языки. И без общей концепции, которая должна закрепить положение национальных языков, эту тенденцию не переломить.Отметила эту особенность и начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры Ирина Лисютина. Кроме транслирования языковых и культурных ценностей через предметы этнокультурной направленности, здесь действует пилотный проект по развитию двуязычия «Языковое гнездо».Реализуется он и в детских садах Таймыра. Главный специалист отдела общего и дошкольного образования Минобрнауки Красноярского края Олеся Крутень подчеркнула, что язык должен быть средством активного взаимодействия между людьми, а не только учебным предметом. Тогда и интерес к нему будет соответствующий. Сегодня нужно стремиться давать образование, соответствующее образу жизни регионов. Особенно если мы говорим о необходимости предоставить всеобщий равный доступ к образованию.
Комментарии