Цель: закрепить представления об органах дыхания, их функции, значение в жизни человека, сформировать представления о сердце и кровеносной системе, познакомить с упражнениями, полезными для сердца.
1. Организация урока: приветствие учителя и детей, психогимнастика.
Звучит музыка М.Лазарева “Трубач”, дети поют и выполняют движения.
Что надо уметь человеку, чтобы красиво и правильно играть на трубе?
Дети отвечают – варианты различны.
2. Да, одно из условий игры на трубе – это глубокое дыхание и умение расходовать воздух из легких, так чтобы мелодия получалась плавной, красивой. А для чего человеку вообще необходимо дышать? Назовите главный орган дыхательной системы.
(На доске таблица “Человек”, “Органы дыхания”).
3. Практическое упражнение: покажите, где расположены легкие у вас. Наблюдаем, что происходит: положите ладонь руки на грудь и сделайте вдох, а потом выдох. Что происходит и почему?
Наблюдение: считаем количество вдохов за 1 минуту в спокойном состоянии, а затем после 10 приседаний. Сравнение чисел: вдохов стало больше или меньше? Это полезно или вредно? Почему? Расскажите, какие правила вы выполняете для охраны органов дыхания.
Дети отвечают. Запись результатов в индивидуальный лист.
4. Итак, тема нашего урока: “Сердце. Кровеносная система. Сохрани свое сердце здоровым”.
Сегодня мы с вами проникнем в одну из самых необыкновенных тайн – человеческое сердце. А что вы слышали о сердце, какие высказывания?
Разбор высказываний детей.
А где расположено сердце? А как вы его нашли? Да, сердце располагается в левой части грудной клетки человека. Это мышца, работающая как насос в системе кровообращения. Человеческое сердце – главное чудо организма человека. Еще находясь в утробе матери, первое, что каждый из нас услышал в своей жизни, было громкое “тук-тук”! Что это? Это билось сердце нашей мамы. Тук-тук – первая колыбельная песенка всех людей, родившихся на планете Земля. В Японии выпущена звукозапись с такой колыбельной песенкой. Если малыш не спит и капризничает, ему включают эту песенку, и через несколько минут он засыпает. Давайте и мы послушаем звук нашего сердца, а как?
5. Практическая работа: нахождение пульса на запястье руки; счет количества ударов за 1 мин. в спокойном состоянии; счет количества ударов после физкультминуты (танцевальные упражнения).
Таблица с указанием точек пульса. Запись в индивидуальный лист.
Сравнение чисел. Ударов стало больше или меньше? Почему количество ударов увеличилось? А количество вдохов? Определяется связь работы органов дыхания с работой сердца.
Ученые установили, что при неторопливой ходьбе количество сердечных ударов увеличивается в 3 раза. Сравни свои результаты. А при беге увеличивается в 5 раз.
6. Почти 2 тысячи лет люди не могли точно рассказать, как работает сердце, и только в 1629 г. английский ученый Уильям Гарвей доказал, что сердце – насос, сложный насос для перекачки крови по телу человека. Сердце очень трудолюбивое, оно работает всю жизнь и ни разу не передохнет. Сжимаясь, оно выталкивает в кровеносные сосуды с большой силой за 1 раз полстакана крови, за 1 минуту около 4 литров крови. Кровь по сосудам движется со скоростью пол литра за 1 сек., за сутки сердце перекачивает около 7000 литров крови. Здоровое сердце – это счастье человека и окружающих его людей. Сердце – мышца, которая постоянно сокращается. А мышцам для того, чтобы они были сильными, нужна тренировка, т.е. физические упражнения или упражнения, улучшающие кровообращение.
7. Какие виды спорта полезны для сердца? А кто из вас занимается в спортивных секциях? Что вы ощущаете на тренировке? После нее?
8. Знакомство с упражнениями, которые улучшают кровообращение (практическая работа): “Ветряная мельница”; “Строитель”, “вибрация ног” (игра с мячом), “Вибрация рук” (стряхивание капель), “Маятник”.
(Дети выполняют под музыку).
9. Итак, для того чтобы ваше сердце было здоровым, надо: поддерживать нормальный вес тела, правильно питаться, ежедневно дышать свежим воздухом, быть доброжелательным, принимать регулярно водные процедуры, не допускать стрессов, не иметь вредных привычек (табакокурение и т.д.).
10. В жизни часто мы переживаем чувства: печали и грусти, испуга и страха, гнева и т.д.
Все наши отрицательные чувства отражаются на нашем сердце. Этого допускать нельзя. Выполним упражнение “Радость жизни”. Оно очень простое, и дома вы можете его выполнять сами и научить этому своих близких.
Мягко положи руки: одна – на лоб, другая – на затылок. Закрой глаза и расскажи про себя о том, что тебя беспокоит, огорчает. Дыши глубоко. Наблюдай, что с тобой происходит. Ты почувствуешь себя лучше, опусти руки. А теперь расскажи о своих ощущениях.
(Звучит музыка С.Рычкова. Дети выполняют 1-2 мин.).
11. Часто людям с больным сердцем нужна помощь. Что делать? Обеспечить доступ воздуха, дать лекарство, вызвать врача.
Как это сделать?
(Игра “Телефон”).
Людям, у которых больное сердце, надо посещать врача, специалиста по лечению сердца. Он называется кардиолог.
12. А как работает сердце у животных?
(Таблица: Слон – 25 ударов, мышь – 100 ударов. Дети дают варианты).
Почему такая разница в количестве ударов за минуту? Как вы думаете?
У слона масса тела больше и поэтому кровеносных сосудов больше во много раз, чем у мыши. То есть кровь по телу слона идет дольше по времени, чем у мышки. Поэтому у слона меньше ударов сердца, а у мышки больше.
У человека кровеносная система очень большая, она состоит из огромного количества кровеносных сосудов (они похожи на резиновые шланги – эластичные и прочные), только разные по размеру, по ним и движется кровь, когда сердце-мышца толкает ее.
Каждая клеточка нашего тела имеет кровеносные сосуды. Как думаете, для чего? А где нет кровеносных сосудов? Да, волосы и ногти кровеносных сосудов не имеют. Какие кровеносные сосуды есть в организме человека?
Артерии – кровенесущие сосуды от сердца. Как думаете, какого цвета кровь? Почему?
Вены – кровенесущие сосуды к сердцу. Какого цвета эта кровь? Почему?
Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды. Какого цвета кровь у человека? А почему? А о ком говорят – “человек голубых кровей”? Задание. Найдите ответ на этот вопрос в детской энциклопедии “Все обо всем”.
13. Часто люди, которые получают травмы или которые оперируются, теряют много крови. Для их спасения им необходимо влить кровь. Есть благородные люди, с “золотым сердцем”, отдающие свою кровь. Как их называют? Это доноры. Сдавать кровь не страшно. Сдают от 1 до 2 стаканов крови в специальных условиях, на станциях переливания крови. Поэтому когда вы подрастете, то можете тоже стать донорами. Сдавать кровь и спасать жизнь людям.
14. Давайте послушаем еще раз, как стучит наше сердце. Оно спокойно стучит. Сердечная мышца работает, кровь бежит по нашему телу, обеспечивая нашу жизнедеятельность.
Дети слушают (на груди или на пульсе).
Звучит музыка С.Рычкова.
БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ! БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!
Любовь ПИМУРЗИНА,
учитель начальных классов
Зеленодольск,
Республика Татарстан
Комментарии