search
main
0

Согласно статье 2 Семейного кодекса, “семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет форму и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей”.

Конечно, дай Бог нам всем как можно реже прибегать к авторитету закона в таких тонких и глубоко интимных делах, как семейные. Однако же нашего читателя семейное законодательство касается не только с точки зрения его личной жизни. Наш читатель в силу своей профессии напрямую сталкивается с проблемами самых незащищенных членов семьи – детей. Во-первых, функции органов опеки и попечительства (которыми согласно ст.121 Семейного кодекса являются органы местного самоуправления) практически повсеместно делегированы органам управления образованием. А во-вторых, кто, как не учитель, лучше всех знает, когда ребенку нужна помощь. Теперь особая роль учителя и школы в защите прав ребенка нашла отражение в законодательстве.

Что касается органов опеки и попечительства, то им предстоит не раз изучить Семейный кодекс вдоль и поперек. Мы же хотим познакомить наших читателей с теми его положениями, которые касаются непосредственно новых прав ребенка, а также участия школы в делах семьи.

Полный текст Кодекса опубликован в “Российской газете” от 27 января 1996 г.

Семейный кодекс – закон для школы тоже

Семейный кодекс – закон для школы тоже

Что должен знать учитель, чтобы защитить ребенка

Общие принципы

Права несовершеннолетних детей

Расширены возможности детей по защите от злоупотреблений со стороны родителей.

Статья 56, пункт 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Согласно статье 57 в ходе судебного или административного разбирательства обязателен учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, “за исключением случаев, когда это противоречит его интересам”.

Заслуживает внимания также статья 60 – “Имущественные права ребенка”. Согласно ей “ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка”. Кроме того, “суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках”.

Защита жизни и здоровья ребенка

Статья 56, пункт 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ограничение родительских прав

Статья 73, пункт 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для него по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предьявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предьявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Теперь инициаторами ограничения родительских прав могут выступать образовательные учреждения.

Статья 73, пункт 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предьявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Во всех этих случаях учитель или директор обязаны сообщить органам опеки и попечительства о том, что дети лишились попечения родителей.

Статья 122, пункт 1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Несколько слов о порядке усыновления

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.

Но.

Статья 169, пункт 2. Судебный порядок усыновления детей, установленный статьей 125 настоящего Кодекса, вводится в действие со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.

Впредь до внесения соответствующих изменений и дополнений усыновление гражданами Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится постановлением главы районной, городской или районной в городе администрации, а усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, – постановлением органа исполнительной власти субьекта Российской Федерации с соблюдением норм главы 19 и статьи 165 настоящего Кодекса.

Николай ВИННИК

P.S. Редакция “Учительской газеты” благодарит ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, руководителя рабочей группы по подготовке Семейного кодекса при Комитете по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ, кандидата юридических наук Ирину Михайловну Кузнецову за помощь в подготовке материала.

Статья 23-1 Конституции РФ

“Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.”

Статья 38-1 Конституции РФ

“Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращенных, истязаемых детей. Закон защищает их, но в достаточной ли мере? Многое изменилось на свете: старые законы требуют пересмотра.”

Януш КОРЧАК, “Как любить детей”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте