17 ноября 2020 года межрегиональный независимый профсоюз «Учитель» направил в Министерство просвещения предложения по срочным мерам, которые члены профсоюза сочли необходимыми для нормализации образовательного процесса, нарушенного из-за непрерывно осложняющейся с начала учебного года эпидемической обстановки.
Со многими предложениями «Учителя» можно согласиться, но некоторые вызывают вопросы.
Скажем, когда речь идет о дефиците методик для дистанционного обучения и невозможности освоения учителями этих методик в короткие сроки, возникает вопрос: а нужны ли вообще методики, разработанные кем-то на стороне?
В конце концов «методика – это то, что дает результат», а не набор действий, которые должен совершать учитель независимо от того, чему и в каких условиях он учит детей. В порядке «лирического отступления» хочется заметить, что эту замечательную мысль мне внушила моя учительница, с которой мы общались 48 лет после окончания мной школы, и когда в возрасте 40 лет я оказалась в роли учителя, мне эти ее слова очень помогли.
Рассмотрим меры, которые предлагает принять профсоюз «Учитель» в своем обращении в Минпрос.
Первое – это отмена ВПР и ОГЭ, а также обязательного ЕГЭ.
Что касается ВПР (а также РДР и тому подобных работ), я бы их отменила один раз и навсегда. Отнимают время, реально диагностировать какие-то пробелы материалы ВПР возможности не дают, да и каждый учитель сам способен определить, что получилось, а что требует дополнительных усилий. Однако ВПР – это индустрия, выпускаются в огромном количестве пособия, и на этом прослойка чиновников делает свой отнюдь не маленький бизнес. Так что об отмене ВПР можно только мечтать.
В прошлом учебном году отменили ОГЭ и обязательный ЕГЭ, то есть аттестаты дети получали без прохождения итоговой аттестации. В ссузы принимали по среднему баллу аттестата, а вот для поступления в вуз выпускники сдавали ЕГЭ по выбору, и это правильно, потому что все-таки ЕГЭ по выбору – это не выпускной экзамен, а приемный экзамен в вуз.
Возможно, следовало бы в этом году поступить точно так же. Разница будет в одном: в прошлом учебном году заранее никто не знал, что обязательные экзамены отменят, поэтому дети готовились в любом случае. В этом году такой номер, видимо, не пройдет.
Еще одно предложение – разрешить школам (по решению управляющего совета, педсовета и директора) изменять и сокращать учебные планы, чтобы сократить количество онлайн-уроков и объем учебного материала.
На мой взгляд, это не слишком хороший выход из положения, поскольку сокращение объема учебного материала приведет к тому, что дети окажутся неготовыми продолжать обучение в следующем году, ведь по большинству предметов последующий материал базируется на предыдущем.
С предложением гарантировать приказом Министерства просвещения право педагогов на выбор форм и методов преподавания и отказаться от идеи использования единой платформы я полностью согласна, не хотелось бы также, чтобы откуда-то сверху навязывался контент для онлайн-уроков.
Не вызывает отторжения и предлагаемый профсоюзом с целью сокращения нагрузки на педагогов отказ от систематического и обязательного проведения воспитательных и внешкольных мероприятий для детей, участия учителей в конкурсах, прохождения ими курсов повышения квалификации и прочих мероприятий, не имеющих отношения к прохождению образовательной программы.
Представляется хорошей также идея о продлении квалификационных категорий, сроки действия которых заканчиваются до окончания 2020-2021 учебного года. Непонятно только, почему эти сроки должны быть продлены только до 31 августа 2021 года.
На мой взгляд, набрать нужные баллы в условиях «дистанционки» совершенно невозможно, и следовало бы продлить действие категорий до 31 августа 2022 года: хочется верить, что 2021-2022 учебный год будет проходить в более близком к нормальному режиме, и аттестация пройдет спокойнее в 2022-2023 учебном году (на самом деле я бы аттестацию как таковую отменила).
Последнее предложение профсоюза касается учреждений дополнительного образования и педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ. Для них рекомендуется ввести формат индивидуальной работы с учащимися и обучения в малых группах, как очного, так и дистанционного. Это позволит сохранить рабочие места для педагогов и предоставит возможность занятий по интересам для детей. Идея хорошая.
По поводу обеспечения учителей техникой, о чем тоже упоминается в материале профсоюза «Учитель». Конечно, мне судить трудно о том, что делается в России в целом, я живу в Питере. Компьютеры есть у всех. Пользоваться хорошо умеют не все дети (многие умеют только играть и писать короткие сообщения, 15-20 лет назад было не так), не только учителя. Но многие (причем у учителей владение компьютером не зависит от возраста, кому-то было интересно осваивать компьютер, кому-то – нет) имеют достаточное количество наработок, чтобы вообще не тратить лишнее время при переходе на дистант.
Я полностью разделяю точку зрения «Учителя» о введении дистанционного обучения: «Профсоюз «Учитель» не поддерживает повсеместное введение дистанционного обучения в российских школах на постоянной основе. Но в условиях эпидемии эта форма допустима как вынужденная и временная». Это вполне соответствует тому, что я уже не раз писала в своих публикациях.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом научный сотрудник Государственного института прикладной химии, Санкт-Петербург
Комментарии