Цель. Сформировать у студентов представление о феномене политической власти.
Семинар «Политическая власть» (2 часа)
Задачи:
1. Помочь студентам определиться с понятием «политическая власть».
2. Познакомить студентов с признаками, функциями и видами политической власти.
3. Помочь студентам определиться с категорией легитимности политической власти.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Власть в разных сферах жизнедеятельности общества. Понятие политической власти.
2. Политическая власть: признаки, функции, виды.
3. Легитимность политической власти: понятие, источники, типы легитимности.
Более 300 определений власти. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая.
Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Это отношение подчинения в политике, это прямое воздействие субъекта политического управления на объект или совокупность функций политического управления, через которые управляющие воздействуют на управляемых, подчиняют их себе, используя для этого государственный механизм.
Признаки политической власти:
1) легальность использования силы в пределах государства;
2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов;
5) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Функции политической власти:
4 основные функции – принятие решений, организация, регулирование (контроль сверху, надзор) и учет.
Этим функциям соответствуют специальные институты:
принятие решений – государь, диктатор, аристократия, хунта, парламент;
организация – исполнительная власть, администрация;
регулирование – арбитраж, суды, репрессивные органы;
учет – статистические ведомства, социологические службы, аналитические центры.
Виды политической власти
По ресурсам:
1) экономическая – контроль над распределением материальных благ;
2) социальная – распределение позиций в соц.лестнице;
3) культурно-информационная – власть, опирающаяся на знания, моральный авторитет, религиозная власть;
4) принудительная – силовая, через оружие.
По субъекту:
1) автократическая,
2) олигархическая,
3) самоуправленческая (все члены группы, организации).
По функциям органов власти:
1) законодательная,
2) исполнительная,
3) судебная.
Понятие «легитимность политической власти»
Легитимность – заветная цель всех режимов, т.к. именно она обеспечивает их устойчивость. Это положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере их большинство. Легитимность (фр.) – законность.
(Легитимность не равно легальность. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах).
Источники легитимности
Идеологический – содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы. Идеологические стереотипы отражают существующее неравенство, но в них закреплен мало осознаваемый общественный договор о «социальном партнерстве». Не имеющие, например, средств производства (или государственных должностей, или принадлежащие низшим сословиям) соглашаются с тем, что это есть у других, за что эти другие соглашаются обеспечивать их существование на исторически приемлемом уровне.
Правовой – отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве». И заключается еще один негласный общественный договор – на этот раз в классическом смысле, по Ж.-Ж.Руссо, закрепляющий сложившееся неравенство силой государственного принуждения.
Нравственный – содержащий установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.
Типы легитимности
М.Вебер с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:
– традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;
– рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам.
– харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.
Английский исследователь Д.Хелд предлагает еще такие виды легитимности, как «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ.
Е.НИКУЛИНА, Ж.ПАСТУХОВА, В.ЧЕРНЫХ, И.ЗАВИЛЬОН, студенты Пермского
государственного университета
Комментарии