search
main
0

Согласие под угрозой насилия. Тема: Политическая власть

Цель. Сформировать у студентов представление о феномене политической власти.

Семинар «Политическая власть» (2 часа)

Задачи:

1. Помочь студентам определиться с понятием «политическая власть».

2. Познакомить студентов с признаками, функциями и видами политической власти.

3. Помочь студентам определиться с категорией легитимности политической власти.

Вопросы к семинарскому занятию

1. Власть в разных сферах жизнедеятельности общества. Понятие политической власти.

2. Политическая власть: признаки, функции, виды.

3. Легитимность политической власти: понятие, источники, типы легитимности.

Более 300 определений власти. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Это отношение подчинения в политике, это прямое воздействие субъекта политического управления на объект или совокупность функций политического управления, через которые управляющие воздействуют на управляемых, подчиняют их себе, используя для этого государственный механизм.

Признаки политической власти:

1) легальность использования силы в пределах государства;

2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

4) моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов;

5) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Функции политической власти:

4 основные функции – принятие решений, организация, регулирование (контроль сверху, надзор) и учет.

Этим функциям соответствуют специальные институты:

принятие решений – государь, диктатор, аристократия, хунта, парламент;

организация – исполнительная власть, администрация;

регулирование – арбитраж, суды, репрессивные органы;

учет – статистические ведомства, социологические службы, аналитические центры.

Виды политической власти

По ресурсам:

1) экономическая – контроль над распределением материальных благ;

2) социальная – распределение позиций в соц.лестнице;

3) культурно-информационная – власть, опирающаяся на знания, моральный авторитет, религиозная власть;

4) принудительная – силовая, через оружие.

По субъекту:

1) автократическая,

2) олигархическая,

3) самоуправленческая (все члены группы, организации).

По функциям органов власти:

1) законодательная,

2) исполнительная,

3) судебная.

Понятие «легитимность политической власти»

Легитимность – заветная цель всех режимов, т.к. именно она обеспечивает их устойчивость. Это положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере их большинство. Легитимность (фр.) – законность.

(Легитимность не равно легальность. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах).

Источники легитимности

Идеологический – содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы. Идеологические стереотипы отражают существующее неравенство, но в них закреплен мало осознаваемый общественный договор о «социальном партнерстве». Не имеющие, например, средств производства (или государственных должностей, или принадлежащие низшим сословиям) соглашаются с тем, что это есть у других, за что эти другие соглашаются обеспечивать их существование на исторически приемлемом уровне.

Правовой – отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве». И заключается еще один негласный общественный договор – на этот раз в классическом смысле, по Ж.-Ж.Руссо, закрепляющий сложившееся неравенство силой государственного принуждения.

Нравственный – содержащий установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.

Типы легитимности

М.Вебер с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

– традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;

– рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам.

– харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.

Английский исследователь Д.Хелд предлагает еще такие виды легитимности, как «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ.

Е.НИКУЛИНА, Ж.ПАСТУХОВА, В.ЧЕРНЫХ, И.ЗАВИЛЬОН, студенты Пермского

государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте