search
main
0

Согласие душ и сердец, чувств и характеров Брак, семья, родители, дети. Цикл уроков в 8-м классе

Тема “Планирование семьи”

Цель: создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.
Задачи: развить представление о наиболее важных условиях создания счастливой семьи; показать некоторые аспекты взаимоотношений в семье; раскрыть некоторые причины непрочности ранних браков.
Материалы к уроку: учебное пособие Я.Соколова, ╖ 24; материалы СМИ.
Понятия: планирование семьи, развод.

Эпиграф:
“Гораздо легче стать отцом, чем остаться им”
(В.Ключевский)

Урок уместно начать со стихотворения.
Как любовь хранить от перемены,
Чтоб светилась, сколько ни живи?
Есть разлуки в жизни, есть измены,
А еще есть будни у любви.
В суете с капустой, керосином
Перепутать все легко порой…
И совсем забыть, что очи сини
И что брови черные – дугой.
Хлеб не куплен, каша пахнет дымом –
Не заметь, прости и позабудь.
Многое на свете поправимо,
А любви ушедшей не вернуть.
Л.Ошанин

Организуется работа в группах.
Задания для работы в группах.
Обсудите стихотворение Льва Ошанина. Какова его основная тема?
Подумайте, какие вопросы вы бы хотели обсудить на уроке.
Какие вопросы предлагают рассмотреть авторы учебного пособия (стр. 175-177)?
По результатам обсуждения определяется план урока.
Понятие “планирование семьи” изучается в объеме учебного пособия. Выполняются выставки-задания на стр.175.
Вопрос о ранних браках целесообразно обсудить в игровой форме.

Ранний брак: “за” и “против”
Образуются две группы – сторонники и противники ранних браков. Выбирается коллегия в составе двух-трех человек (в нее обязательно входит учитель). Представители групп аргументированно отстаивают свои позиции, а коллегия решает, какие доказательства являются более убедительными.
Как правило, сторонники ранних браков говорят о том, что любящие люди будут вместе, в молодом возрасте легче привыкнуть к характеру другого; дети вырастут, когда родители еще сами будут молоды, и др. Доводы противников таковы: молодые люди влюбленность принимают за любовь; жених и невеста еще не имеют средств к существованию; молодые люди не хотят обременять себя обязанностями по уходу за детьми и др.

Тренинг “Ранний брак”

Класс делится на группы по четыре человека (желательно, чтобы в каждой группе был мальчик). Каждый играет определенную роль: жениха, любящего свою избранницу и мечтающего создать с ней семью; невесты, которая не возражает против брака, но сама инициативы не проявляет; мамы жениха, которая против брака, считает, что ее сын еще успеет жениться; мама невесты, которая, желая счастья дочке, против брака не возражает.
Цель тренинга: участники должны договориться между собой и решить вопрос: создавать семью или подождать?
Время тренинга – 10 мин. По его итогам проводится беседа:
Кто добился своей цели?
Чьи аргументы были убедительнее? Почему?
Какие ощущения испытывали в процессе работы?
Кто кому уступил? В чем?
В учебном пособии рассмотрен вопрос о таком аспекте планирования семьи, как рождение детей. Учитель может выбрать один из предложенных вариантов.
1) Обсуждение высказываний, которые заранее записываются на доске.
“Поздние дети – ранние сироты”. (Б.Франклин).
“Ребенок – самый прочный залог супружеской верности”. (Лисий).
“Если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей”. (А.Барто).
“Если к сорока годам комната не наполняется детскими голосами, она наполняется кошмарами”. (А.Сент-Бев).
Оценки ребят должны начинаться со слов: в большей степени я согласен; меня удивило то, что; я хочу поспорить; мне близка позиция; меня возмутило то, что…
2) Обсуждение отрывка из воспоминаний Эдит Пиаф.

Как я спасла жизнь девочки
Однажды я спасла жизнь одной девочке. Было раннее утро, когда мне навстречу попалась юная особа, лицо которой было чем-то озабочено, сама она была как-то не прибрана, рассеянный взгляд натыкался на предметы, ища укрытия. Наверное, поэтому я обратила на нее внимание. Да, в руках у нее был небрежно завернутый сверток.
Выходя из кафе, мы опять встретились, вот только свертка у нее в руках уже не было. И что-то мне подсказало смысл этого взгляда… Я побежала во двор дома, где у подъезда и обнаружила сверток, в котором была только что родившаяся девочка.
Когда я догнала ее мать, она не отпиралась, только плакала. Тогда я выписала чек на приличную сумму и его отдала девушке.
Через несколько лет мне пришла бандероль, в которой я обнаружила медальон и фотографию девочки, которые я хранила всю жизнь…
Переходя к разговору об оптимальном возрасте вступления в брак, можно проанализировать результаты социологического опроса (домашнее задание к уроку). Затем анализируются результаты опроса, которые приведены в учебном пособии (стр. 178).

Задания для работы в группах.
Обсудите следующую информацию.
В США во многих школах, где учатся старшеклассники, при школах создаются детские сады и ясли для детей их учеников, чтобы те не бросали учебу, а, напротив, имели условия растить детей и продолжать учиться.
Ответьте на вопросы:
Как вы относитесь к решению школьной администрации?
Целесообразно ли таким образом поощрять ранние браки?
Прочитайте материалы раздела “Прочтите и подумайте” (стр. 179-180 учебного пособия).
В заключение рассматривается вопрос о влиянии вредных привычек родителей на здоровье и психическое развитие детей.
Учащиеся знают, что курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками пагубно влияет на родителей и на их детей. Уместно предложить ребятам отразить эту информацию при подготовке рисунков, плакатов, коллажей к конкурсу “Жизнь дается один раз”.
На уроке целесообразно выполнить задание 2 (с. 178 учебного пособия) и обсудить материалы раздела “В мире мудрых мыслей” (с.180 учебного пособия).

Домашнее задание.
Составьте свое генеалогическое древо. Проведите социологическое исследование “О семье”.

Тема “Создание семьи”

Цель: показать правовые условия заключения брака.
Задачи: развить представления о семье, ее основах и проблемах; показать порядок и условия заключения брака; раскрыть некоторые основы семейного законодательства.
Материалы к уроку: учебное пособие Я.Соколова, ╖ 25; генеалогическое древо; материалы СМИ.
Понятия: брак, семья, брачный возраст, супружеская неверность, алименты, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
Эпиграф:
“Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.
(М.Унамуно)

Урок, посвященный семье, ее роли в жизни человека и общества, можно начать со стихотворения А. Дольского:

Кто-то уйдет, кто-то вернется,
кто-то простит, кто-то осудит..,
меньше всего любви достается
нашим самым любимым людям…

Интерес учащихся поддержит персидская притча о сыне и отце, размышляющих о семье (стр. 181 учебного пособия).
Уместно предложить ребятам рассказать об истории их семьи (генеалогические древа могут быть представлены на доске).
Вопросы для беседы.
Что вы знаете о своей семье? Кто ваши мама, папа, бабушка, дедушка?
Чем вы гордитесь?
На кого хотите быть похожи?
В честь кого вас назвали?
Какие чувства вы испытали, изучая родословную своей семьи?
Вопрос об условиях создания семьи рассматривается в группах.

Задания для работы в группах.
Подумайте, какие условия необходимы для создания семьи.
Какие кажутся вам наиболее важными? Расставьте эти условия по степени важности.
Результаты работы в группах необходимо обсудить, выписав на доске те условия, которые чаще всего называют учащиеся: любовь, взаимное согласие, достижение брачного возраста, материальный достаток, завершение образования, наличие отдельного жилья.
Вопрос о возрасте вступления в брак рассматривался на предыдущем уроке. Следует обратить внимание ребят на брачный возраст, установленный в России, и предложить им вставку-задание (стр. 182 учебного пособия).
Важный вопрос, который нужно рассмотреть на уроке, – это вопрос о семейных отношениях, о климате, складывающемся в семье. Учитель может выбрать один из предложенных вариантов.
1) Учащимся предлагается обсудить, исправить и дополнить список качеств, необходимых для семейного благополучия: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.
2) Учащимся предлагается обсудить результаты социологического опроса (домашнее задание). Как правило, среди того, что радует в семье, ребята называют хорошую учебу и поведение, успехи близких, семейные праздники, подарки, помощь, прогулки всей семьей и др.; среди того, что огорчает, – ссоры, непонимание, неудачи, болезни, невнимание, молчание близких, испортившиеся отношения с друзьями, капризы, двойки и др.
3) Проводится тренинг “Чудо-семья”.

Тренинг “Чудо-семья”

Образуется несколько групп из трех человек.
Один исполняет роль отца, который должен вечером отдохнуть перед очень ответственным для него днем.
Второй исполняет роль старшего ребенка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером.
Третий – это младший ребенок в семье, у которого какие-то проблемы; он погружен в свои мысли; он нуждается в поддержке, совете и участии.
На тренинг отводится 5-7 минут, за которые участники должны договориться, как пройдет вечер в семье.
Когда решение будет принято, пусть каждая группа расскажет: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый чувствовал в процессе игры; о чем сожалеют участники; что хотели бы изменить.
Вопрос о разводах, их причинах и последствиях рассматривается в объеме учебного пособия.
Знания о причинах распада семьи (непрочность чувств, отсутствие любви, супружеская неверность) конкретизируются в процессе выполнения познавательных заданий.
Задание для обсуждения.
Обсудите миниатюры писательницы Л.Никитиной.

Недоразумение
В этой семье люди привыкли к скандалам и ссорам из-за каждой царапинки на мебели, пятнышка на скатерти, соринки на паркете…
Продлевая жизнь вещей, того не замечают, как сокращают свою собственную.

Воспоминание о семейной жизни
Имя мое единственное уронили его безвольные губы в бездну тусклых уличных стаканов.
И чужой язык.
Ты разлюбил. И с тех пор язык нашей любви стал для тебя чужим.
Выполните вставку-задание (стр. 185 учебного пособия).
Обсудите рассказ “Психологический эксперимент”.
Психологический эксперимент
Юрий М. рассказывает: “Я вообще-то человек замкнутый, неулыбчивый и неразговорчивый. И в юности был нелюдимым. А жена у меня совсем другая… раньше была. Но, прожив со мной 10 лет, тоже улыбаться разучилась. И стало мне очень не хватать ее улыбки.
И вот однажды в журнале я прочитал про психологический эксперимент и сказал себе, глядя в зеркало: “Я должен согнать эту мрачную гримасу со своей кислой физиономии! Сегодня же! Я должен улыбаться!”
Жена позвала меня завтракать. “С чудесным утром тебя, Катюша!” – сказал я, входя на кухню, и при этом широко улыбнулся. Жена посмотрела на меня: “Что это с тобой сегодня? Ты здоров?” “Вполне здоров, – снова улыбнулся я, – просто решил начать новую жизнь…”
В заключение урока целесообразно предложить учащимся прочитать в учебном пособии материал о семейном законодательстве (стр. 184-185) и ответить на вопрос теста “Моя будущая семья” (стр. 186-188 учебного пособия).
Если есть время, можно попросить ребят прочитать отрывки из брачных объявлений и высказать предположение о мотивах, заставивших людей опубликовать их в газете.
“Надеюсь встретить доброго одинокого мужчину”.
“Надоела непутевая жизнь без любви, без нежного чувства”.
“Откликнись: честная, обеспеченная, интеллигентная, среднего роста”.
“Блондинка с музыкальным образованием желает выйти замуж за военного. Возраст и место жительства безразличны”.

Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление об идеале будущей жены (задание для мальчиков), спросите своих отцов о качестве характера идеальной жены, проведите социологический опрос “Современная женщина” (профессиональный статус, роль матери, жены).

Тема “Женщина в семье”

Цель: показать роль женщины в обществе и семье, создать психологические предпосылки к исполнению роли матери и жены.
Задачи: дать общую характеристику положения женщины в современной семье; развить представления о возможностях женщины реализовать ее деловые и личные качества; показать роль материнства в жизни женщины.
Материалы к уроку: учебное пособие, ╖ 26; женские журналы, репродукции картин.
Понятия: женственность, феминизм, демографический спад, рождаемость.

Эпиграф:
“Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно”.
(П.Бомарше).

Вводная часть урока может быть посвящена обсуждению стихотворений, песен, обращенных к женщине. Оформляется выставка репродукций “Женщина в искусстве”. Как показывает практика, хорошим началом разговора о роли женщины в современном обществе является стихотворение Е.Евтушенко: “Современная женщина!”
Вопрос о качествах идеальной жены рассматривается в процессе выполнения заданий.
Обсудите вставку-задание на стр.190 учебного пособия. Поработайте в парах. Обсудите качества идеальной жены. Выберите три важнейших, обоснуйте свой выбор перед учащимися класса.

Прочитайте брачные объявления (кстати, по просьбе учителя они могут быть подготовлены заранее восьмиклассниками). Соответствуют ли они вашим представлениям об идеальной жене?
“Интересная, с хорошим чувством юмора, хорошая хозяйка, нежная и верная”.
“Красавица, веселая и экономная, готовить не умеет”.
“Заботливая, немногословная, любящая тишину, верная и опрятная”.
Обсудите высказывания о женщине. Выскажите свое отношение к ним.
“Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит” (В.Белинский).
“Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, потрудись, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности” (Пифагор).
“Красота – это королева, которая правит очень недолго” (Сократ).
“Без женщины заря и вечер жизни были бы беспомощны, а ее полдень – без радости” (П.Буаст).
Прочитайте стихотворение Н.Гумилева. Какими качествами обладает его героиня?

О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой темной судьбе
Ты – крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое –
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых
племен.

Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это смелые очи твои.

Вопрос об отношении общества к деловым качествам женщины можно начать с понятия “феминизм”.

Вопросы для беседы.
Знаете ли вы, что такое феминизм? Почему возникло это явление?
Как относятся в обществе к движению феминисток? Почему?
Как лично вы относитесь к феминизму? Почему?
Обсуждаются результаты социологического опроса “Современная женщина”. Уместно использовать текст “Слабость – оружие сильных” (стр. 194 учебного пособия).
Завершает урок разговор о материнстве. Уместны стихи, посвященные матерям, песни (например, “Поговори со мною, мама”), фотогазета “Все на свете могут наши мамы”, сообщения учащихся о роли матери в жизни великих людей.
Задания для учащихся.
Выполните вставку-задание на стр. 192 учебного пособия.
Прочитайте рассказ “Маленькая мама из московского дворика” (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 193 учебного пособия).
Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление о качествах идеального мужа (задание для девочек); проведите социологический опрос “Каким должен быть настоящий мужчина?”.

Тема “Мужчина в семье”

Цель: показать роль мужчины в обществе и семье, создать психологические предпосылки к исполнению роли отца и мужа.
Задачи: охарактеризовать положение мужчины в современной семье и обществе; развить представления о возможностях мужчины реализовать его деловые и личные качества; показать значение отцовства в жизни мужчины и роль отца для всей семьи.
Материалы к уроку: учебное пособие, ╖ 24; материалы СМИ.
Понятия: мужественность, отцовство, мужское благородство, рыцарство.

Эпиграф:
“Мужественный человек более других способен на великодушие”
(Н.Шелгунов)

Вводная часть данного урока, как и предыдущего, может быть посвящена обсуждению стихотворений, песен, обращенных к мужчине. Оформляется выставка “Настоящий мужчина” (портреты выдающихся деятелей нации, военных, героев Отечества).
Хорошим началом разговора о роли мужчины в современном обществе может стать романс на стихи М.Цветаевой из кинофильма “О бедном гусаре замолвите слово…”:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вопрос о качествах идеального мужчины рассматривается в процессе выполнения заданий.
1) Выполните вставку-задание на стр. 198 учебного пособия.
2) Поработайте в группах. Каждая группа предлагает свой портрет идеального мужчины. Если есть возможность, то перечень качеств выписывается на листах ватмана, которые прикрепляются к доске для обсуждения.
3) Следует обратить внимание ребят на качество, о котором подробно рассказано в учебном пособии, – мужественность (стр. 196-197).
Прочитайте стихотворение поэта Р.Гамзатова. Какое качество мужчины воспето в нем? Приведите примеры мужского благородства, известные вам по книгам, кинофильмам, реальной жизни.
Я спросил на вершине, поросшей кизилом:
– Что мужского достоинства служит мерилом?
– Отношение к женщине! – молвило небо в ответ.
4) Выполните задание 2 (стр. 199-200 учебного пособия). Имеет ли это задание какое-либо отношение к разговору о мужском благородстве?
5) Прочитайте рассказ “Растили себе на радость” (стр. 200 учебного пособия). Сравните поведение его героя с поступками Сережи из рассказа “Мать и сын”. Девочка дружила с Сережей, одноклассником, ждала его из армии, ждала, когда он закончит институт и получит высшее образование. Но мама единственного в семье мальчика не разрешала ему жениться, считала, что рано. И мальчик, послушавшись маму, расстался со своей девушкой.
Прочитайте брачные объявления. Соответствуют ли они вашим представлениям об идеальном мужчине?
“Высокий, без вредных привычек, немного ленивый, люблю доброту и уют”.
“Среднего роста, курю, мечтаю о жене и детях, люблю путешествия и отдых на природе”.
“Образование высшее, чувство юмора отличное, зарплата приличная, общителен и привлекателен”.
“Никогда не бываю груб, алкоголем не злоупотребляю, не жадный, мечтаю обрести счастье в семье”.
“Среднего роста, с квартирой и машиной, образование среднее, люблю вкусно поесть и бывать в кругу друзей”.
Вопрос о деловых качествах мужчины рассматривается в процессе беседы по учебному тексту (стр. 197, где названы деловитость, независимость, самостоятельность; список может быть расширен).
Кто лучше может руководить предприятием – мужчина или женщина? Почему?
Какие профессии вы считаете сугубо мужскими? Почему? Какие качества для этих профессий необходимы?
Должен ли, на ваш взгляд, мужчина работать в школе?
Каких правил должен придерживаться на службе мужчина-начальник?
Важный аспект темы – поведение мужчины в семье, выполнение им обязанностей мужа и отца.

Задание для учащихся.
Обсудите качества, перечисленные ниже. Все ли из них необходимы хорошему мужу и отцу? Расположите их по степени важности: ответственность, уважительность, строгость, чувство юмора, эгоизм, обидчивость, любовь к детям, терпение.
Обсудите рассказ “Прозрение”.

Прозрение
Я видел, как мучительно переживала жена проявление грубости с моей стороны. Но не сразу понял, что “разряжаться” таким образом после каких-либо неудач и срывов не имею права. На службе я вежлив, выдержан, а в семье… Как часто мы обходительны с чужими людьми, а вот со своими, самыми близкими, бывает, удержу не знаем… После одной такой сцены жена взяла сына и ушла к своим родителям. И наступило мое прозрение. Через три дня пошел за ними. Просил прощения. С тех пор ничего подобного не повторялось.
Как вы охарактеризуете главного героя?
Какие черты характера помогли ему вернуть семью?
Встречались ли вы с такими явлениями в своей жизни?
Обсудите старинную притчу. Какое она имеет отношение к теме урока?

Притча
Трое толкают тяжело груженную тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: “Что же вы делаете?” Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке.
Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены, одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

Тренинг
“Отец и сын (дочь)”
Тренинг проводится в парах в течение 3 минут. Цель – договориться, как провести выходные.
Вопросы для обсуждения.
Часто ли папа проводит выходные с вами?
Есть ли у вас любимые места, где вы бываете вместе с отцом?
Чем вы занимаетесь вместе?
Чему вас учит отец?
Примечание. Учитель должен быть уверен, что тренинг никому не причинит вреда и никого не заставит страдать.
В группах обсудите и составьте короткий рассказ на одну из тем: “Алкоголь и отцовство”, “Развод и отцовство”, “Преступление и отцовство”, “Детский дом и отцовство”, “Что такое “безотцовщина”, “Раннее отцовство”.
Завершить урок уместно строчками из дневника.

Отцовский дневник
Через месяц тебе исполнится три года. Растешь хорошим человеком, добрым к людям. Вчера, когда мы возвращались с прогулки, оказался сломанным лифт. А нам подниматься на 9-й этаж. Увидев мое огорченное лицо, ты сказала: “Не грусти, папа, сегодня мы ножками пойдем, а завтра я куплю тебе маленький лифт, и он будет работать”. А сегодня по дороге в ясли я поскользнулся и чуть не упал. Ты подняла на меня свои большие глазищи и с укором сказала: “Папа! Я сколько раз тебе говорю, держись за меня покрепче!..”

Вопросы для обсуждения.
Нравится ли вам автор этих строк? Почему?
Какие черты стремится он воспитать в дочери?
Хотите ли вы быть похожим на него?

Домашнее задание.
Подготовьтесь к конкурсу рисунков и плакатов о вреде курения и пьянства, сочините “вредные советы” в стиле Г.Остера по теме “О курении и пьянстве”.

Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук

Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте