Мне близки идеи «нового образования» – международного педагогического движения, которое существует с 1990 года и в России. Вместе с ним в нашу страну пришли новые педагогические технологии, новые международные проекты: «Педагогические мастерские», «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) и ее составная часть «Чтение и письмо для критического мышления» (ЧПКМ).
У технологии ЧПКМ три принципиальных основания. Это технологическое обеспечение:
– развития критического мышления (способность структурировать знания, идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять ошибки в рассуждениях, делать разумные заключения из найденной в различных источниках информации, а также рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения);
– освоения культуры работы с текстом (как устным, так и письменным);
– самостоятельности, активности учеников, их совместной работы в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.
Приемы работы с текстом:
а) чтение с остановками и составление «дерева» прогнозов;
б) кластер;
в) «тонкие» и «толстые» вопросы;
г) «мозговой штурм»;
д) РАФТ:
Р – роль (от имени кого этот текст),
А – аудитория (кому адресован текст),
Ф – форма (письмо, поток сознания, записка, дневник и т. д.),
Т – тема (о чем);
е) дебаты;
ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.
з) «продвинутая линия» (маркировка текста);
и) синквейн;
к) «шесть шляп мышления».
Прием «РАФТ» обеспечивает эмоциональное, познавательное, информативное и аналитическое восприятие текста.
Дарья Клименко (10-й класс)
Роль: Андрей Болконский.
Аудитория: для себя.
Форма: дневник.
Тема: Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.
Вчера я опять имел сомнительное удовольствие побывать в салоне Анны Павловны Шерер. Бесконечная череда вечеров, которые так любит Лиза, уже успела мне изрядно надоесть.
В салоне собралось все высшее общество, «элита» Петербурга. Мне начинает казаться, что ничего нового в этом круге людей произойти не может: там изо дня в день обсуждаются одни и те же слухи, сплетни о Бонапарте, все так же восхваляется наш милостивый государь император и высказывается никчемный, ничем, кроме слов, не подтвержденный патриотизм. Ни Аббат Морио, ни Виконт Монмартр, ни дурак Ипполит Курагин, беседой с которым Лиза старается возбудить во мне ревность, – ничто не способно уже разогнать мою скуку.
Ольга Омельяшко (10-й класс)
Роль: Анна Шерер.
Аудитория: приятельница.
Форма: беседа.
Тема: Вечер в салоне А.П.Шерер.
Душечка, Екатерина Петровна, как я рада, что вы зашли! Вчера в моем салоне состоялся небольшой прием. Очень жаль, что ваш муж слег с ангиной и вы не смогли прийти. У меня собрались милые люди. Я уверена, Юрию Павловичу очень бы понравилось. Я же помню, как он яростно обсуждает политику Наполеона. Так вот, Екатерина Петровна, вчера всё только об этом и говорили. Кто был, вы спрашиваете? Андрей Болконский со своей Лизонькой. Такая милая девочка, я вам скажу. Только вчера она была как будто не в себе, смотрела весь вечер только на своего мужа. Бедняжка беременна, а он ее не ценит. Сидел весь вечер со скучающим видом, как будто он выше и умнее присутствующих. В разговоре не участвовал, не поддерживал беседу. Ну как так можно, душечка моя? Ах да, князь Андрей разговаривал с Пьером, этим юным созданием.
Екатерина Петровна, Юрий Павлович уже, говорите вы, пошел на поправку? Как замечательно, я так беспокоилась! Вы ведь знаете, граф Безухов умирает, лежит при смерти! Говорят, всё, что у него было, он завещает Пьеру.
Прием «синквейн». Синквейн – французское слово, в переводе на русский – «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Анализ рассказа Ивана Бунина «Качели» завершился написанием синквейнов.
Елена Францева (11-й класс)
Мечта
Неотступная, манящая,
Притягивает, зовет, влечет.
Как звезда моя парящая
Уплывает.
Роман Воронин (11-й класс)
Качели,
Быстрые, лихие,
Летели, взмывая, стремясь
Нас в небеса отчаянно голубые
Забрать.
Прием «Кластер». Работа с понятиями, структурирование знаний.
Пример кластера к образу Софьи из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
(См. схему).
Светлана ВАЛЬ,
учитель русского языка
и литературы гимназии города
Новый Уренгой, учитель года Ямало-Ненецкого автономного округа-2003
Комментарии