search
main
0

Софья: презирает, любит, фальшивит. Приемы работы с текстом

Мне близки идеи «нового образования» – международного педагогического движения, которое существует с 1990 года и в России. Вместе с ним в нашу страну пришли новые педагогические технологии, новые международные проекты: «Педагогические мастерские», «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) и ее составная часть «Чтение и письмо для критического мышления» (ЧПКМ).

У технологии ЧПКМ три принципиальных основания. Это технологическое обеспечение:

– развития критического мышления (способность структурировать знания, идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять ошибки в рассуждениях, делать разумные заключения из найденной в различных источниках информации, а также рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения);

– освоения культуры работы с текстом (как устным, так и письменным);

– самостоятельности, активности учеников, их совместной работы в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.

Приемы работы с текстом:

а) чтение с остановками и составление «дерева» прогнозов;

б) кластер;

в) «тонкие» и «толстые» вопросы;

г) «мозговой штурм»;

д) РАФТ:

Р – роль (от имени кого этот текст),

А – аудитория (кому адресован текст),

Ф – форма (письмо, поток сознания, записка, дневник и т. д.),

Т – тема (о чем);

е) дебаты;

ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.

з) «продвинутая линия» (маркировка текста);

и) синквейн;

к) «шесть шляп мышления».

Прием «РАФТ» обеспечивает эмоциональное, познавательное, информативное и аналитическое восприятие текста.

Дарья Клименко (10-й класс)

Роль: Андрей Болконский.

Аудитория: для себя.

Форма: дневник.

Тема: Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.

Вчера я опять имел сомнительное удовольствие побывать в салоне Анны Павловны Шерер. Бесконечная череда вечеров, которые так любит Лиза, уже успела мне изрядно надоесть.

В салоне собралось все высшее общество, «элита» Петербурга. Мне начинает казаться, что ничего нового в этом круге людей произойти не может: там изо дня в день обсуждаются одни и те же слухи, сплетни о Бонапарте, все так же восхваляется наш милостивый государь император и высказывается никчемный, ничем, кроме слов, не подтвержденный патриотизм. Ни Аббат Морио, ни Виконт Монмартр, ни дурак Ипполит Курагин, беседой с которым Лиза старается возбудить во мне ревность, – ничто не способно уже разогнать мою скуку.

Ольга Омельяшко (10-й класс)

Роль: Анна Шерер.

Аудитория: приятельница.

Форма: беседа.

Тема: Вечер в салоне А.П.Шерер.

Душечка, Екатерина Петровна, как я рада, что вы зашли! Вчера в моем салоне состоялся небольшой прием. Очень жаль, что ваш муж слег с ангиной и вы не смогли прийти. У меня собрались милые люди. Я уверена, Юрию Павловичу очень бы понравилось. Я же помню, как он яростно обсуждает политику Наполеона. Так вот, Екатерина Петровна, вчера всё только об этом и говорили. Кто был, вы спрашиваете? Андрей Болконский со своей Лизонькой. Такая милая девочка, я вам скажу. Только вчера она была как будто не в себе, смотрела весь вечер только на своего мужа. Бедняжка беременна, а он ее не ценит. Сидел весь вечер со скучающим видом, как будто он выше и умнее присутствующих. В разговоре не участвовал, не поддерживал беседу. Ну как так можно, душечка моя? Ах да, князь Андрей разговаривал с Пьером, этим юным созданием.

Екатерина Петровна, Юрий Павлович уже, говорите вы, пошел на поправку? Как замечательно, я так беспокоилась! Вы ведь знаете, граф Безухов умирает, лежит при смерти! Говорят, всё, что у него было, он завещает Пьеру.

Прием «синквейн». Синквейн – французское слово, в переводе на русский – «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Анализ рассказа Ивана Бунина «Качели» завершился написанием синквейнов.

Елена Францева (11-й класс)

Мечта

Неотступная, манящая,

Притягивает, зовет, влечет.

Как звезда моя парящая

Уплывает.

Роман Воронин (11-й класс)

Качели,

Быстрые, лихие,

Летели, взмывая, стремясь

Нас в небеса отчаянно голубые

Забрать.

Прием «Кластер». Работа с понятиями, структурирование знаний.

Пример кластера к образу Софьи из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

(См. схему).

Светлана ВАЛЬ,

учитель русского языка

и литературы гимназии города

Новый Уренгой, учитель года Ямало-Ненецкого автономного округа-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте