Думаю, главное, что должно присутствовать в отношениях между школьными учителями и учеными-лингвистами, – это сотрудничество, сотворчество и содружество. Наш Институт русской филологии, существующий при Тамбовском государственном университете имени Державина и руководимый профессором Натальей Юрьевной Желтовой, проводит в районах для учителей и учеников «круглые столы» по актуальным проблемам русского языка. Последний проходил летом в городе Рассказово. Мы выезжали вместе с учащимися, и дети смогли задать свои вопросы вузовским профессорам, а интересовало ребят многое: и тенденции развития русского языка, и заимствования, и речевой этикет, и, конечно, были вопросы, связанные с новыми нормами русского языка.
Следующий пример – это наше сотрудничество с лингвистами института филологии в плане реализации президентской программы по русскому языку. Мы участвовали в составлении лексического атласа русских народных говоров, в частности, на территории нашего Рассказовского района Тамбовской области. Летом 2008 года вместе с аспирантами вуза учителя и учащиеся старших классов собирали местные говоры. Оказалось, увлекательнейшее занятие: слова будто оживают, становятся почти осязаемыми. Сейчас у нас в школе действует элективный курс «Топонимы родного края». Без помощи лингвистов, без их монографических работ, в частности исследования «Топонимы Тамбовского края» Людмилы Ивановны Дмитриевой, мы не разработали бы такой интересной программы элективного курса.
Еще одно направление совместной с учеными работы – это ежегодный весенний семинар, организованный институтом повышения квалификации и институтом филологии, который проводится уже более 25 лет и где рассматриваются проблемы преподавания русского языка и литературы. Также в прошлом учебном году мне посчастливилось участвовать в научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании: традиции и перспективы». Были приглашены учителя-практики, вузовские преподаватели, студенты, и разговор шел очень серьезный, особенно в плане методики преподавания русского языка. Подобные встречи, конечно, очень помогают в нашей работе. Как и семинары известных ученых-лингвистов, приглашенных институтом повышения квалификации.
Еще один интересный момент: вузы сегодня приходят в школы и уже со школьной скамьи начинают готовить для себя абитуриентов. В этом году в Тамбове прошла 13-я открытая областная научно-практическая конференция учащихся «Грани творчества», где одними из самых популярных были секции литературы и филологии. Победители конференции получают право поступить в вузы вне конкурса, конечно, на специальность своей направленности. А все работы учащихся собраны в специальный сборник, который ежегодно издается по итогам конференции. Ученики нашей школы в прошлом году тоже участвовали в такой конференции, и наша работа «Спорный вопрос об имени главного героя повести Пушкина «Пиковая дама» также вошла в сборник.
Ольга СУРАВОВА, учитель русского языка и литературы, директор Хитровской школы Рассказовского района Тамбовской области
Комментарии