В «УГ-М» от 18 января 2011 года было опубликовано письмо руководителя детского сада Надежды. Я тоже руководитель детского сада и могу подписаться под каждой буквой, под каждым словом, под каждой строчкой этого письма. Более того, я хочу продолжить тему работы детских садов и их руководителей.
Сейчас нас усиленно заставляют поднимать наш имидж и имидж детских садов. Сначала нас целенаправленно мешали с грязью – «заведующие – взяточницы, повара воруют, воспитатели специально открывают фрамуги, чтобы дети болели и не ходили в детский сад». Эта фраза стала притчей во языцех с начала перестройки. Причем СМИ приложили к этому руку (не имею в виду «УГ-Москву», эта газета одна из немногих пишет много хорошего о детских садах!»). Когда приближается День учителя, начинаются публикации по теме во всех изданиях типа «Ах, первая учительница!», «Ах, выпускной бал!». Как только журналисты берутся за тему детского сада, можно читать такое: «Заведующая поймана на взятке», «Воспитательница ударила ребенка!». Те же темы и в радио- и телепередачах. Детский сад моей коллеги посещал ребенок, мама которого работал журналисткой на радио. Мама постоянно говорила заведующей о том, как ее ребенок с удовольствием ходит в детский сад, как ей самой нравится детский сад, какие хорошие люди здесь работают. Когда заведующая рассказала ей о том, как тяжело в наше время дается все это хорошее, что никто ничего нам не приносит на блюдечке с голубой каемочкой, и предложила маме сделать репортаж или взять у нее интервью, мама в ответ сказала: «В лучшем случае мой репортаж не пропустят, в худшем – мне просто предложат уволиться!»Сейчас мы отмечаем еще и День дошкольного работника. Как пишет директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки РФ, «всех воодушевила надежда на то, что общество обратит внимание на детские сады…». Было бы смешно, если бы не было так грустно! Лично мое мнение – этим праздником нас отодвинули от учителей, нам оставили, извините, сопли и горшки, мы вроде бы уже ничему не учим, а потому День учителя не наш праздник. Тем более что совсем скоро из детских садов заберут в дошкольные отделения при школах детей в возрасте 5-6 лет. Почти весь мир приезжал в СССР знакомиться с системой дошкольного воспитания, восхищался нашими детскими «дворцами». Где все это? То, с чем приезжают знакомиться сейчас, – это уже не система. То, что так и произойдет, многие из нас поняли с первых дней перестройки, в начале 90-х, когда с высокой трибуны нам сказали по поводу дошкольного воспитания: «Для ребенка-дошкольника никого лучше нет, чем родная мама. Ребенок-дошкольник должен сидеть дома с мамой». Все мы тогда поняли, что ничего хорошего детским садам эта фраза не сулит. Так оно и получилось, хотя есть чиновники, которые нынче кричат: «Мы сохранили систему, мы молодцы!» Где сохранили: в Москве – столице, где нынче решают проблему с нехваткой мест в детских садах.Я проработала в детском саду около 30 лет, 25 лет в должности заведующей. Мне очень больно смотреть, как разваливаются сады, которые всегда работали «на содержание», теперь они не в почете, пришли другие заведующие, которые работают на внешний имидж ДОУ. Пришли другие воспитатели, у которых другие приоритеты. Пришли другие родители, которые очень много знают о своих правах, но очень мало хотят знать о своих обязанностях по воспитанию детей. Случай из жизни: оформляю ребенка в детский сад, рассказываю маме об организации жизни детей в детском саду, о том, что все вещи ее ребенка должны быть подписаны, что нужно принести запасной комплект белья, чешки для занятий. Мама удивляется: «Так много надо сделать?!» Тут уже удивляюсь я: «Разве вы не знали, что рождение ребенка – большая ответственность и что на первом месте у вас теперь должен быть ребенок?» Ответ мамы поверг меня в шок: «Да я вообще не собиралась рожать ребенка, но мы с мужем подумали, что вроде есть семья, надо бы и ребенка!»И это все нормально, это поколение новых людей, все так и должно быть, все новые участники образовательного процесса (дети, родители, воспитатели, заведующие) – люди одного времени, они прекрасно друг друга понимают, у них одни и те же приоритеты, одни и те же взгляды на воспитание, на родительские обязанности, на моральные и этические нормы.Тяжело тем, кто видел другие времена, когда «плохие» коммунисты не требовали отчета о том, на какую сумму мы накормили ребенка, а требовали выполнения нормы по калорийности; когда игрушки мы получали каждый квартал, и с нас строго спрашивали, если мы вовремя не получили игрушки; когда каждая заведующая ежегодно заказывала все что надо из мягкого и жесткого инвентаря и ей все это привозили в детский сад; когда заведующие не брали взятки потому, что все, что надо, государство (каким бы плохим оно ни было) выделяло для детских садов. Верю, что настанет время, когда мы снова будем думать об образовании и воспитании, а не об экономии денежных средств и правильно заполненных бумажках. Вот мы и вернулись к письму Надежды с перечислением всего того, за что нам, заведующим, теперь нужно заплатить. С родителей деньги собирать нельзя, государство разводит руками: «Денег нет, ведь в стране кризис!» Хронически недофинансирует всех и вся, но все бумаги должны быть оформлены по полной программе «в соответствии с действующим законодательством». Возникает известный русский вопрос: что делать? Совсем недавно прошли детские новогодние праздники. Раз собирать деньги с родителей на профессионального Деда Мороза нельзя, пришлось наряжать сотрудников или предлагать сделать это родителям. Дело доходило до абсурда: в группе четырехлетних детей мы нарядили Дедом Морозом помощницу воспитателя, по комплекции похожую на Деда Мороза. Одна девочка долго рассматривала «Деда Мороза», а потом сказала: «Это не Дед Мороз!» Мы спросили ее почему и получили в ответ: «Потому что Дед Мороз мужчина и у него нет такой груди!»Когда меня спрашивают, кем я работаю, мне стыдно говорить, что я работаю в детском саду, хотя никогда и ни у кого ни я не брала взятки, ни мои воспитатели, наша совесть чиста, и мы спим спокойно. Поэтому и детский сад у нас самый обыкновенный, как и у Надежды, а не такой, как описан в репортаже о посещении президента. Понятно, что хотя президент и попросил показать ему самый обычный детский сад, кто же ему такой покажет, это ведь нонсенс! Однако лукавство утверждать, что практически каждый детский сад расположен в новом или оборудованном по-новому здании, имеет бассейн и многое другое. Я благодарю того, кто прочел мой «крик души» до конца, прошу прощения за эмоции – писала на одном дыхании.Вера, заведующая детским садомОт редакцииТенденция нашего времени – письма без подписи, которые появляются по понятно каким причинам. И высказаться хочется, и страшно за то, что чиновники могут не так понять, наказать. Но дело не в том, что подписи нет, а в том, какова позиция того, кто такое письмо пишет. Если есть такое непонимание происходящего ныне в дошкольном образовании, необходима дискуссия, в результате которой будут достигнуты взаимопонимание и, если хотите, некоторый компромисс. На протяжении нескольких месяцев руководитель Департамента образования Исаак Калина встречается с педагогами, руководителями образовательных учреждений и призывает их нелицеприятно высказывать мнение, предложения, замечания, какими бы острыми они ни были. Вот только слышат Калину и выполняют его просьбы далеко не все. Тут важно определить, что для Веры, Надежды и других педагогов, управленцев главное – интересы дела, за которое они, как следует из писем, болеют, или страх за себя. Если интересы дела, то «УГ-Москва» готова быть посредником и организатором встречи заведующих детскими садами с Исааком Иосифовичем при условии, что эта встреча будет диалогом заинтересованных людей. Коротко о главном Встреча руководителей дошкольных образовательных учреждений с правовым юристом территориального отдела профсоюзов по теме «Новое законодательство в системе образования» состоялась в Центре образования №1685. Совещание руководителей дошкольных образовательных учреждений на тему «Об итогах информационного обеспечения работы дошкольных образовательных учреждений» провела управа района Дорогомилово. Семинар-практикум для инструкторов по плаванию дошкольных образовательных учреждений «Особенности формирования навыков плавания у дошкольников при переходе в глубокий бассейн» принял Центр образования №1329. Занятие начинающих учителей-логопедов «Вопросы коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития ребенка в дошкольном учреждении» провела начальная школа – детский сад №1646. Заседание совета родительской общественности дошкольных образовательных учреждений «Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях» состоялось в Управлении образования СВАО. 675 дошкольников старшего возраста приняли участие в первом этапе Московского городского интеллектуального конкурса на тему «Знай-ка». Семинар для 50 педагогов-психологов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, начальной школы – детского сада компенсирующего и комбинированного видов на тему «Формирование волевой регуляции поведения и учебно-познавательной деятельности младших школьников с нарушениями развития» прошел в детском саду компенсирующего вида №763. Мастер-класс педагогов-психологов компенсирующих и комбинированных дошкольных образовательных учреждений на тему «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в группе «Особый ребенок» принял детский сад компенсирующего вида №2316. Собрание родителей будущих первоклассников, посвященное подготовке детей к обучению в школах районов Дмитровский, Западное Дегунино, Бескудниковский, Восточное Дегунино, прошло в Центре образования №1481. 200 учащихся приняли участие в олимпиаде для воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Я готов учиться в школе!», которая прошла во Дворце творчества детей и молодежи, на площади Колумба в Зеленограде. Совет руководителей дошкольных образовательных учреждений заслушал отчет района Перово о развитии НФДО. Выездное заседание Совета общественных кураторов дошкольных образовательных учреждений «Защита образовательной программы» состоялось в ДОУ №1618.
Комментарии