Сегодня, как никогда, необходимо оценить изменившиеся отношения между школой и социумом. Роль школы как источника получения информации снижается, но возрастает потребность в интенсификации анализа получаемой информации. С середины ХХ века школа перестала успевать за стремительно обновляющимся массивом научных знаний, функция распространения информации для школы становится неактуальной, так как ее гораздо эффективнее выполняют СМИ и интернет.
Год от года постоянно меняется роль школы в обеспечении социализации ребенка, она уменьшается за счет интернета, масс-медийных средств и многого другого в процессах информирования, но при этом увеличивается нагрузка на школу для включения ребенка в культурный контекст, в подлинные социокультурные ценности, современные технологии, передовые области науки.
Изменение роли школы в социуме неминуемо должно вызвать изменение самих принципов ее функционирования. Решение проблемы создания нового содержания образования невозможно в рамках сохранения прежней организационной ситуации в школе и внесением отдельных изменений в существующие программы, и добавлением новых курсов и так далее. Валеологическое направление также не может быть в полной мере реализовано в рамках сохранения прежней системы организации школы или введения соответствующего предмета.
Сегодня школа сама вынуждена решать проблему порождения нового содержания образования, поэтому возникают школы, делающие упор на крайне востребованное сегодня знание иностранных языков, школы, где основой образования становится развитие мышления ребенка, школы, которые пытаются решить проблему социальной напряженности, существующей между представителями различных народов и конфессий, и так далее.
Мне кажется, что все эти столь разные направления поиска в области изменения содержания образования можно квалифицировать как изменение парадигмы от передачи знаний, умений, навыков к присвоению культурных образцов мышления и деятельности в различных областях. Такой тип образовательной ситуации предполагает не просто передачу и присвоение культурных образцов, но и обязательное самоопределение человека по отношению к этим образцам и адекватности их использования в конкретной ситуации.
В будущем школа будет передавать детям основы культуры, включать их в процессы культурных преобразований, обучать их работе с информацией и пониманию текстов, поскольку именно тексты обеспечивают сохранение и воспроизводство культурных оснований человеческого существования, мышления и деятельности. Формируемая способность работы с текстом уникальна и не имеет замены в культуре. Нынешняя школа, хотя и декларирует необходимость обучения учащихся работе с текстом, в реальности таких методик не имеет. Сегодня эта технология разрабатывается в сети инновационных школ по мыследеятельностной педагогике. Очень важным становится в рамках ВНИКа «Содержание образования» создание Центра инструкционного дизайна, который руководит разработкой универсальных учебных сценариев, занимается формированием банка подобных сценариев и интенсификацией процессов их внедрения в учебный процесс массовой школы. Все это диктует требования к изменению содержания образования.
Часто обсуждая эту проблему, мы спорим о том, какую сумму научных знаний необходимо включить в содержание образования, причем содержанием должны быть не столько сами научные знания, сколько способы работы с ними – извлечение знаний из различных источников, критическое отношение к их достоверности, способность вычленять знания, адекватные для решения различных практических ситуаций, способность к систематизации знаний, привлечение знаний для аргументации своей позиции, то есть обучение пониманию чужих и созданию своих текстов. Все это достигается за счет изменения форм и методов учебной деятельности. Учащимся на занятиях должна быть предоставлена активная роль аналитиков, исследователей, критиков, проектировщиков и так далее.
Занимаясь решением поставленной задачи, мы создали новые формы организации учебного процесса – образовательные сессии. В нашей школе реализуется как основополагающий принцип нового содержания образования умение работать с неадаптированными исходными текстами разнопредметного содержания. Умение работать с текстами рассматривается как ключевой фактор, позволяющий сохранить самостоятельность и независимость мышления и деятельности в динамично меняющемся современном мире.
Нам также пришлось научиться эффективно использовать в организации учебной деятельности информационно-коммуникационные технологии. В значительной степени это стало возможным благодаря наличию в системе московского образования двух больших научно-экспериментальных учреждений – Московского института открытого образования и Научно-исследовательского института стратегий развития общего образования. Все это потребовало изменения системы работы с педагогическими кадрами. Нам пришлось выделить новые позиции в педагогическом профессионализме: педагог-игротехник, педагог-тьютор, учитель-инноватор.
Смена парадигмы содержания образования разворачивается уже не в первый раз. Каждый раз это требовало создания особых организационных условий, обеспечивающих сотрудничество отдельных «прорывных» школ с научными, культурными и общественными институтами.
В 1919 году, создавая новую школу для нового советского общества, Шацкий организовал «Опытные станции», которые занимались обновлением содержания школьного образования и поиском методов обучения, адекватных этому содержанию. Начатые в 70-х годах прошлого столетия работы Давыдова по изменению содержания начального образования, позволившие обеспечить кардинальный скачок в развитии мышления младших школьников, дали столь значительные результаты только потому, что была создана сеть экспериментальных школ при Академии педагогических наук.
На мой взгляд, и сейчас сложилась аналогичная ситуация: изменились социальные запросы к школе, наиболее сильные в управленческом и кадровом отношении школы осуществляют шаги в разработке содержания образования, и даже начинает складываться сеть школ, работающих в сходных направлениях. Но для того чтобы изменение содержания образования было качественным и шло более быстрыми темпами, необходимо обеспечить этим школам возможность привлечения научного и культурного потенциала общества. То есть не научные организации должны задавать принципы организации процесса обучения и содержания образования, а «прорывные» школы должны иметь возможность формулировать соответствующие запросы к науке, привлекать нужных ей профессионалов для разработки и экспертизы образовательного процесса. Эти школы должны иметь возможность и условия для создания методических пособий, и именно на базе этих школ педагогические вузы должны осуществлять подготовку будущих педагогов.
Комментарии