Уже не первую неделю в России заблокированы социальные сети Instagram и Facebook*, принадлежащие компании Meta**, которую Тверской суд Москвы признал экстремистской организацией. Не секрет, что свои представительства в этих сетях имели многие педагоги, эксперты образования, учебные заведения и официальные ведомства. Испытывают ли они сегодня проблемы с публичной презентацией своей деятельности в Интернете или в общении с коллегами?
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– В работе с людьми нужно исходить из их потребностей. В выборе социальных сетей – из присутствия тех групп целевой аудитории, для кого мы работаем. Поэтому все наши проекты освещаются на нескольких площадках.
Во-первых, у Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, Центра оценки квалификаций педагогов, проекта ОНФ «Равные возможности – детям» есть свои сайты. За каждым из них базы экспертов, активистов, респондентов, благополучателей, общение с которыми строится через почтовые рассылки и мессенджеры. Речь идет о десятках тысяч людей, на взаимодействии с которыми блокировка двух соцсетей никак не сказалась. Они, как и прежде, получают информацию о мероприятиях, общественных обсуждениях, онлайн-консультациях и результатах нашей работы.
Во-вторых, все наши проекты представлены в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», эти сети очень популярны у педагогов. И традиционно там мы получали хороший содержательный отклик и прирост аудитории. Совокупно в эти соцсети перешел 41% от объема трафика запрещенных платформ. Месячная аудитория ВКонтакте в России увеличилась до 74,7 млн, дневная – до 50 млн. На 30-40% выросло число регистраций в «Одноклассниках». Это хорошие возможности для информационного продвижения. Контент для подростков – участников программы психологической поддержки «Я Могу» проекта «Равные возможности – детям» размещается также на Яндекс.Дзен и в TikTok. Собственная аудитория мобильного приложения «Я Могу» превысила 40 тысяч человек. Мощный ресурс работы с родителями – приложение «ОНФ. Сертификат», с помощью которого можно получить и использовать именной сертификат на дополнительное образование ребенка. Число его пользователей превысило 450 тысяч.
Я также продолжаю вести личную страницу ВКонтакте и персональный сайт с функцией обратной связи.
Евгений МОИСЕЕВ, мэр Кисловодска, Ставропольский край:
– Никаких особых проблем в связи с этим у меня не возникло. Есть только некоторые неудобства, связанные с привыканием к интерфейсу сетей компании Meta**. В остальном все хорошо, продолжаю практику личного активного общения с людьми в российских социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». А на Facebook* я уже не вернусь, однозначно. Это враги. Настоящие.
Александр ДЕМАХИН, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012:
– Основным способом связи с учениками для меня всегда была социальная сеть «ВКонтакте», поэтому сильно перестраивать работу не пришлось. Здесь мы выкладывали материалы, общались, продолжаем это делать в штатном режиме.
Вместе с тем вызывает обеспокоенность дальнейшая судьба YouTube в России, потому что большое число материалов, связанных с искусством, выложено именно там. Я очень надеюсь, что использование сервиса останется возможным в сфере образования. Если же нет, признаюсь, это станет для меня большой потерей.
Что касается моей деятельности в арт-кафе «Вишневый сад», которым я руковожу, то мы завели Telegram-канал, перенесли сюда всю информацию, которая была в других социальных сетях. В этом смысле, конечно, пришлось немного переориентироваться, не очень удобно, особенно вспоминая о количестве подписчиков в заблокированных аккаунтах.
Светлана ИЛЬИНА, директор гимназии №3 Самары, депутат Самарской Губернской Думы, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года»:
– Конечно, Facebook и Instagram* до последнего момента были очень важными каналами трансляции полезной информации. У меня, например, на Facebook* было почти 5000 подписчиков, в личном аккаунте Instagram* – 3500 плюс еще столько же в сообществе Клуба учителей года на той же площадке. Я собирала этих людей, знала, что это моя аудитория, понимала правила игры. Сейчас приходится все начинать фактически с нуля. Заново ищу тех, с кем общалась на других площадках, собираю учителей года разных лет из регионов России, переношу контент из одних сетей в другие. Это, конечно же, сложно. Но мы приняли ситуацию такой, какова она есть. Осваиваем российские площадки и обязательно восстановим все, что было.
Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора, учитель физики и информатики гимназии №12 «Гармония» Липецка:
– Это актуальный на сегодня вопрос, но я лично никаких проблем с презентацией своей деятельности не испытываю. У меня были аккаунты в каждой популярной сети. Но сеть «ВКонтакте» всегда была для меня самой приемлемой платформой, которая позволяла общаться прежде всего с учениками. В гимназии активно идет работа по наполнению групп классных коллективов и самой образовательной организации. Поэтому моя профессиональная деятельность представлена в основном ВКонтакте. Я изначально использовала соцсети для того, чтобы рассказывать о своей работе, а не о личной жизни. Разнилась только аудитория, к которой я обращалась. Кстати, в связи со всеми переменами никакие контакты не потерялись, мы все нашлись, и общение продолжается.
Юрий ЧУРЛЯЕВ, учитель географии лицея №9, Воронеж:
– Я много лет использую самые различные социальные сети для общения. Основная социальная сеть для меня – ВКонтакте. В ней я общаюсь со своими учениками, в основном с нынешними, иногда с коллегами и бывшими учениками. Кроме общения в этой сети мы также можем заниматься дистанционным обучением. Эта сеть проста, ясна и понятна по своей структуре. Когда ученики подрастают, они переходят в Instagram*. Там мои бывшие, да и нынешние ученики постарше, выкладывают фотографии и короткие видео. Эта сеть часто используется в рекламных целях, люди рекламируют свои творческие способности. В социальной сети Facebook* собираются взрослые люди, которые размещают свои статьи, рекламные проспекты, высказывают свое мнение по различным вопросам. Сеть довольно широкая, перегружена различной информацией.
Но дело в том, что информация, размещенная в различных сетях, часто дублируется. Я предпочитаю ВК и никаких проблем в связи с этим не испытываю. Что касается презентации моей деятельности и оказания помощи ученикам, коллегам, я веду свой сайт «Уроки географии – Географический портал» (https://mygeograph.ru). Заходите, посмотрите.
Руслан ХУЗИН, учитель физики и информатики Криулинской средней школы, Свердловская область:
– Особых проблем не испытываю, так как на протяжении последних трех лет активно развиваю блог на платформах «Яндекс.Дзен» и «Пульс» от Mail.ru (канал «Сельский учитель»). И если многие сети позволяют публиковать текст или фото, то могут возникнуть затруднения с размещением и просмотром видеоконтента с помощью YouTube, так как, к сожалению, пока никакой альтернативы этой площадке нет. А ведь каждый педагог может научиться работать, например, в фотошопе или аналогичных программах, посмотреть документальные фильмы, которых нет на других площадках или продемонстрировать физический или химический эксперименты.
Мария ТИХОНОВА, учитель, Великий Новгород:
– Публичную презентацию своей деятельности я с успехом провожу в социальной сети «ВКонтакте», там же общаюсь с коллегами. Я давно обнаружила, что многие мои друзья и коллеги, как и я сама, поступали одинаково: создавали пост в одной социальной сети, например ВКонтакте, а затем просто дублировали его на Facebook* и с некоторыми отличиями в Instagram*. В итоге на эти действия уходило в три раза больше времени, чем сейчас, несколько социальных сетей затягивали с утроенной силой, это раздражало. Мне теперь стало даже удобнее, когда вся информация сосредоточилась на одном ресурсе, а времени на размещение постов и чтение новостной ленты я трачу меньше. Но думаю, что отношение к этим переменам все-таки зависит от профессии. Например, моя дочь, студентка, которая подрабатывала на площадке Instagram*, размещая там рекламу от заказчиков, испытывает сейчас трудности с переходом на другие ресурсы.
Наталья Т., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Блокировка Facebook* – событие для меня грустное. Все мое общение, в том числе и с коллегами, было на этой платформе. Сеть «ВКонтакте» использовала скорее вынужденно, почти исключительно для общения с учениками. Никогда не рассматривала ее всерьез. Сейчас многие перешли туда, но я с сожалением вижу, что это неадекватная замена. Очень много сомнительного контента и рекламы, которой я не доверяю. А комментарии читать вообще не могу. У меня ощущение, что я живу среди умственно отсталых людей. Честно скажу, настроение от этого очень плохое.
* Принадлежат Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией.
** Meta Platforms Inc. признана в России экстремистской организацией.
Комментарии