Чтобы работать с искусственным интеллектом, студентам вузов необходимо формировать новый тип мышления. К такому выводу пришли социологи Санкт-Петербургского университета.
Ученые СПбГУ исследовали использование генераторов текста на основе искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Они выяснили, что для лучшей успеваемости студентов им нужно развивать вычислительное/компьютерное мышление (computational thinking). Оно позволит эффективно работать с ИИ, лучше понимать логику и специфику взаимодействия человека и интеллектуальной машины.
В настоящее время генеративные нейронные сети на основе заданной информации за считанные секунды создают различные ее виды (от текстов и изображений до музыки и речи). В ряде российских вузов ИИ-инструменты используют, чтобы создавать простые учебные задания или прогнозировать успеваемость. Сами учащиеся используют нейросети, в частности, для редактирования текстов рефератов и написания диплома. Потенциал таких технологий в высшем образовании довольно широк. Нейросети помогают изучать иностранный язык, дают возможность практиковаться в разговорных навыках и учить новые слова. Нейросеть генерирует темы, идеи, планы для эссе и исследований.
Ученые СПбГУ Андрей Резаев и Наталья Трегубова провели анализ научных публикаций ученых из разных стран об использовании текстовых генераторов на основе нейросетей (ChatGPT) в высшем образовании. В итоге они определили 5 основных областей, где вероятнее всего ИИ будет применяться все чаще. Это аккредитация и лицензирование высшего образования (автоматизация подготовки справок и отчетов), зачисление студентов (подготовка ответов на повторяющиеся вопросы абитуриентов), преподавание и обучение (помощь в создании учебных планов и пособий), оценка эффективности работы вуза, а также создание персональных траекторий обучения для студентов.
Кроме того, ученые обратили внимание на практики развития и обучения так называемому вычислительному/компьютерному мышлению (computational thinking). Оно поможет понимать логику и специфику взаимодействия человек — компьютер/алгоритм, особенно при технических сбоях машины. Нововведения помогут также улучшить успеваемость, сделают образование более доступным, в том числе обучение на протяжении всей жизни.
Ученые напоминают также, что ответственность за использование технологий на базе ИИ остается за человеком. Исследователи уверены, что активное и повсеместное применения ИИ заставляет задуматься о пересмотре существующей технологии оценки полученных знаний в процессе образования. Ее можно дополнить новыми критериями для оценивания письменных и устных ответов студентов.
Как сообщает сайт вуза, проведенное учеными СПбГУ исследование продолжает работу, которая была начата в рамках реализации проекта РНФ «От искусственного интеллекта к «искусственной социальности»: повседневность цифрового общества на пересечении технологических и социальных трансформаций». Ученые уверены, что не стоит игнорировать проблемы, которые возникают при активном применении ИИ в образовании: угрозу плагиата, генерацию лживой информации, поверхностность создаваемых текстов и пристрастность алгоритмов, например. С этим ученым еще предстоит разобраться для установления границ применения нейросетей. ИИ, хоть и может стать помощником педагогу, но не может его заменить.
Комментарии