В образовательном мире Ленинградской области летом прошлого года произошли изменения: председателем Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области стал Сергей Валентинович ТАРАСОВ, ранее работавший проректором по научно-методической работе Ленинградского областного института развития образования, затем первым заместителем председателя комитета. Долгое время Сергей Тарасов занимался в образовании наукой, продумывал и предлагал идеи, которые потом запускали в жизнь педагоги области. Теперь пришло время активных практических дел…
– , у нас есть мощная группа школ, победителей в национальном проекте «Образование». Мы часто встречаемся с директорами и обсуждаем эти вопросы. Мы знаем людей, кому что можно предложить, у кого какие разработки уже есть и какие образовательные учреждения или даже целые районы могут участвовать в том или ином эксперименте.
Досье «УГ»ТАРАСОВ Сергей Валентинович, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.Родился 21 декабря 1966 года в Ленинграде. После службы в Советской армии окончил педагогический университет им. А.И.Герцена по специальности «учитель истории». Работал учителем, заместителем директора гимназии, возглавлял психолого-педагогический медико-социальный центр. С 2002 года – проректор Ленинградского областного института развития образования.С 2007 года – первый заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, в августе 2007 года стал его руководителем.Доктор педагогических наук, профессор.Женат, воспитывает дочь.Увлекается чтением книг и путешествиями.
Наука и школа
– Сергей Валентинович, вы давно занимаетесь наукой на разных уровнях образования. Скажите, зачем школе наука? Нужен ли школе заместитель директора по научной работе? И не приведет ли это к бюрократизации всей системы образования?
– Наука школе нужна, и науке нужна школа, педагогическая во всяком случае. Перед школой сегодня ставят такие задачи, которые она может решать только при помощи научных подходов. В ситуации выбора деятельности коллектив должен понимать цели и задачи, в соответствии с которыми принимать доктрины или концепции и действовать. Сегодня существует много социальных групп с различными запросами. Важно учесть их специфику и наметить концептуальное основание деятельности. Выбор учебника или технологии обучения – все это требует серьезного подхода. Наступило время, когда нужно говорить о научно-методическом подходе к деятельности школы, соответственно нужны специалисты и, что очень важно, с соответствующей подготовкой.
– Вы возглавили комитет немногим больше полугода назад. Для вас была какая-то неожиданность в новой должности?
– Самое большое открытие в том, что раньше я понимал: «Да, мне придется делать это, это, за вот это отвечать», но все было в теории. Другое дело, когда ты начинаешь этим жить, включаешься в другой ритм. Кроме этого, есть одна задача, над которой я сегодня думаю: как те традиции, которые десятилетиями закладывались в систему образования Ленинградской области, очень хорошие, мощные, как их связать с необходимыми в дальнейшем инновациями? Разворачивать систему образования нужно очень аккуратно, с пониманием того, что традиции обязательно нужно, с одной стороны, укреплять, а с другой стороны, придать динамизм системе образования, сделать ее более эффективной с точки зрения экономики и открытой к инновациям. Эти противоречия сегодня и нужно решать. Есть еще одна проблема: в этом потоке сиюминутных, очень важных вопросов надо иметь возможность задуматься над стратегическими приоритетами. В обычном рабочем ритме недостает времени на спокойный разговор с людьми. Ты знаешь, у тебя сегодня еще ряд совещаний, отчет и какие-то встречи. А когда ты разговариваешь с человеком, а думаешь о следующей встрече – это не разговор. Чтобы владеть ситуацией, вникнуть в проблемы, общаться с коллегами, я стараюсь чаще бывать в районах области, выезжаю в учреждения и на мероприятия и в выходные дни.
– А как же семейная жизнь?
– Новое назначение – самое настоящее испытание для семьи. Здесь важна поддержка.
Диалог культур
– Зачем человеку, который может заниматься наукой, писать потихонечку научные статьи, зачем вам понадобилось идти туда, где нужно постоянно быть в движении, где времени на «обдумать» и «осмыслить» просто не остается?
– Так сложилась жизнь. Такой виток произошел в моей судьбе, и, наверное, так и должно быть.
Для чего? Для того чтобы собственные идеи, видение процесса можно было бы воплотить в реальность. Мне всегда было важно, чтобы научные разработки существовали не сами по себе, они должны опираться на практику и ею подпитываться. Образование – это тот ресурс, который может приносить системные изменения в жизнь общества, в жизнь региона.
– Вы планируете выстраивать новую систему образования?
– Нет, нужно работать от того, что уже было выстроено. Мы не закончили путь перехода от предыдущей системы другой страны, другого общества к новой. Я работал в Институте развития образования Ленинградской области, где мы разрабатывали программу развития всей системы образования. Когда сегодня я говорю о переменах, то имею в виду длительные глубинные процессы, отход от советской модели, которая, несомненно, была хороша для своего времени.
– Как вы видите это?
– Здесь должны преобладать гуманитарный подход и технологии. Это особые взаимоотношения между людьми, четкая договоренность между системой образования и работодателем, бизнесом и молодым человеком. Подобная взаимоувязка интересов региона, предприятий, системы образования, человека и есть социокультурная образовательная среда. Это может быть город, поселок, где люди собираются по специально организованной гуманитарной технологии и разрабатывают программу совместных действий для того, чтобы жизнь на этой территории становилась лучше, интереснее, комфортнее, качественнее, для этого надо объединяться. Мы приглашаем сюда специалистов здравоохранения, культуры, библиотекарей, представителей правоохранительных органов, глав администраций и самое главное – детей. Когда люди, которые хорошо знают друг друга, садятся рядом и начинают обсуждать вопросы совместной деятельности, то выясняется, что у них очень много резервов, чтобы работать вместе. Они сами говорят: «Да, мы давно знаем друг друга, вместе работаем, но у нас нет необходимого взаимодействия, мы как бы каждый в своем направлении движемся».
Главное – найти единомышленников
– В то время, когда вы работали в институте проректором по научной работе, вы вместе с ректором Сергеем Александровичем Лисицыным разработали проект по развитию единого образовательного пространства между городом и селом. Расскажите об этом подробнее.
– Городские и сельские школы заинтересованы в решении целого ряда воспитательных проблем. Зачастую они недостаточно хорошо знают о жизни друг друга. Когда мы говорили об этом с директорами, то стало понятно, что им было бы интересно объединить школьников, чтобы использовать потенциал учреждений для решения вопросов социализации. Кстати, как ни парадоксально, но в городской школе есть определенный социальный опыт, стереотипы восприятия мира. Когда такие школьники попадают в село, то удивляются хорошим условиям, интересным ребятам. Мы проводим совместные исследовательские проекты, ребята планируют свою работу. Для учителей организуем совместные педсоветы, семинары, конференции. Для нас важно понять, куда этот взаимообмен движется.
– Существует мнение, что все инновационные идеи в образовании сложно осуществлять, потому что нужно делать поправку на инертность учителей. Почему ваши педагоги соглашаются на подобные проекты, которые в первую очередь отбирают у них массу свободного времени?
– Главное – найти единомышленников, у нас есть мощная группа школ, победителей в национальном проекте «Образование». Мы часто встречаемся с директорами и обсуждаем эти вопросы. Мы знаем людей, кому что можно предложить, у кого какие разработки уже есть и какие образовательные учреждения или даже целые районы могут участвовать в том или ином эксперименте.
– Получается, что быть успешным руководителем там, где никого не знаешь, невозможно?
– Я думаю, что да. Нельзя быть универсальным менеджером. Когда человек говорит: я менеджер, мне не важно знать, что такое образовательная программа и чем она отличается от учебной, мне не важно знать психологические особенности учащихся и многое другое, чему учат в педагогических вузах. Он знает общие законы управления и начинает руководить, не зная специфики, приоритетов, которые устанавливают директора школ, заведующие органов управления. А если ты не знаешь, как определить направления самых эффективных вложений в систему образования, что есть определенные периоды, возрастные группы, этапы, когда финансовые вложения дают наибольший эффект, то не можешь принять правильное решение. В таких вопросах нельзя полагаться на экспертов, они иногда тоже могут ошибаться. Конечно, путь в профессию у всех складывается по-разному, но я говорю об управленческом пути.
– У вас есть профессиональная мечта для себя лично?
– Эта мечта у меня давно, поскольку я занимаюсь уже много лет административной работой, то очень хочется, чтобы у меня было достаточно времени для размышлений и спокойной работы над книгой об образовании. Это будут размышления о жизни, о профессии. А сейчас мои мысли больше заняты тем, чтобы сделать образование в Ленинградской области максимально развернутым к человеку, его внутреннему миру, жизненным потребностям, чтобы система образования развивалась дальше. Это для меня самое главное.
Комментарии