search
main
0

Социокультурная альтернатива. Школа как инструмент решения жизненных проблем сообщества

Имя Анатолия Марковича Цирульникова хорошо известно нашему читателю. Ученый-педагог, путешественник, писатель, историк. Автор многих получивших широкое признание книг, среди них «Неопознанная педагогика», «Педагогика кочевья», «Из тайных архивов русской школы», «История образования в портретах и документах», «От Бориса до Юлии. История детства. Детские истории» и другие. Цирульников – основатель ряда новых направлений, в том числе методологии и инструментария социокультурного анализа и проектирования развития образования в регионах России, автор исследований российских школьных реформ, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования. Но его трудно назвать кабинетным ученым.

Без малого сорок лет из года в год Анатолий Маркович Цирульников многие месяцы странствует по российским школам (преимущественно сельским) на всех вообразимых и невероятных видах транспорта. Он приходит к своим героям-учителям сразу в нескольких ипостасях: ученый-исследователь, писатель, журналист – и он же эксперт, консультант школьных инициатив, иногда ожидаемый, иногда нечаянный помощник и советчик в делах тех, к кому он стучится в дверь школы. Одна из его работ, о которой мы рассказывали в газете, – это вышедшие недавно 20 книг педагогических путешествий по России – огромный очерк российского образования начала XXI века. Это Россия, в которой мы живем и которую не видим. Автора – путешественника и исследователя интересует школа, вписанная в пространство двора, города, села, мироздания. Школа, укорененная в исторической традиции, включенная в современный контекст жизни и соединяющая с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее, – такова сквозная тема всех этих книг.Но сегодня предлагаемая статья академика РАО А.М.Цирульникова, давнего автора «УГ», главного научного сотрудника и руководителя поисковых исследований Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, будет о другом – о том жизненно важном для страны научно-практическом деле, которому Анатолий Маркович посвятил многие годы. По сути, это многокомпонентная образовательная технология, работа, в которую включены педагоги, учащиеся, родители, промышленники, представители бизнеса, культуры, управленцы. Она поддержана грантом Российского научного фонда (проект №161810434 на 2016‑2018гг.) и носит название «Социокультурная модернизация образования в регионах».

Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ, академик РАО, доктор педагогических наук

Феномены и артефакты

Почему проваливаются реформы

Смена взглядов

Инструментарий реализации социокультурной модернизации образования

• Технология социокультурного проектирования в образовании

• Технология образовательной сети.

• Образовательная экспедиция.

• Образовательная ярмарка

Предварительные результаты

Окончание в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте