13 марта 2018 года педагогическая общественность отметила знаменательный юбилей – 130-летие со дня рождения выдающегося отечественного педагогического мыслителя и деятеля образования Антона Семеновича Макаренко (1888-1939).
Макаренко олицетворяет в нашем социальном сознании идеал педагога. Иногда с похвалой, но чаще с иронией учителя, а особенно отца семейства, величают: «Ну ты прямо Макаренко». Согласитесь, такую своеобразную народную память надо заслужить.Несомненно, Антон Семенович Макаренко самый парадоксальный отечественный педагог ХХ столетия. «Из тени в свет, перелетая», идеи, взгляды Макаренко, да и он сам, познали периоды безжалостного остракизма и безудержной апологетики, канонизации и догматизации, угрюмого замалчивания и яростного ниспровержения. Не было лишь одного – равнодушия, скуки, ритуального поклонения.Через всю подвижническую деятельность Макаренко красной нитью проходит миссия защиты ребенка от произвола и жестокости, создание условий для актуализации жизненных потребностей и интересов детской личности.В 17 лет после окончания двухгодичных учительских курсов Макаренко начал свою работу в школе. В Полтавский педагогический институт в 1914 году он пришел с большим опытом работы с детьми, с желанием получить ответы на вопросы жизни. Среди студентов Макаренко выделялся своей начитанностью и творческим отношением к педагогической деятельности. В 1917 г. он окончил Полтавский педагогический институт с золотой медалью.С 1917 по 1919 г. Макаренко заведовал железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. Вместе со своим братом Виталием Макаренко он много внимания уделял внешкольной воспитательной работе. Элементы военизации, строй, духовая музыка, внимание к форме, подтянутость воспитанников из этого времени.Переехав в Полтаву, Макаренко в 1920 г. принял предложение стать заведующим полтавской колонией для «морально-дефективных» детей.Именно здесь Макаренко впервые апробировал разработанную им разветвленную систему самоуправления. Деятельность колонии им. М.Горького строилась на основе хозрасчета, самообслуживания воспитанников. В колонии имелась своя конституция. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды во главе с советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хозяйственного органа. Действовала система сводных отрядов, общие собрания. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд. Важнейшей стороной жизни колонии была разнообразная клубная деятельность. Пожалуй, именно в это время, несмотря на все трудности, Макаренко был по-настоящему счастлив, что и отразилось в полной мере в его «Педагогической поэме».Хорошо о Макаренко написал Максим Горький в очерках «По Союзу Cоветов»: «Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он – суровый во внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, будто делает моментальный фотографический снимок с его xapaктepa».Переломным как в деятельности самого А.С.Макаренко, так и в руководимых им учреждениях стал 1928 год. Происходил непростой переход от расположенной под Полтавой колонии имени М.Горького к расположенной недалеко от Харькова Коммуне имени Ф.Э.Дзержинского. Это учреждение продолжило и укрепило традиции колонии имени М.Горького. Но в значительной степени это было новое воспитательное учреждение. Главной особенностью коммуны им. Дзержинского стало развертывание производственных цехов, выросших потом в завод электроинструментов, а затем в завод фотоаппаратов ФЭД.Жизнь коммуны определяли те же принципы самоуправления и самообслуживания. Организовывалась разнообразная клубная деятельность. В коммуне действовал школьный комбинат, который включал в себя среднюю школу-десятилетку и рабфак.В конкретно-историческом плане в 1920-1930-е годы им было сделано очень много для спасения беспризорных детей, многие их которых, если бы не попали в его колонию, были бы обречены на деградацию или даже гибель.Однако период самозабвенной работы Макаренко в коммуне имени Дзержинского оказался не очень продолжительным. Вторая половина 30-х годов – время, крайне трудное для страны в политическом и социальном плане, было не простым для Макаренко и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. В 1935 г. ему приходится покинуть колонию имени Дзержинского из-за невыносимых условий, в которые он был поставлен. Затем последует, совершенно его не устраивавшая, руководящая работа в управлении по колониям для несовершеннолетних правонарушителей на Украине. Далее – непродолжительное руководство детской колонией в Броварах под Киевом.Переезд в Москву спас Макаренко от угрозы репрессий. Два последних года жизни, с 1937 по 1939 год, оказываются наиболее продуктивными для научной и писательской работы. Вечно занятый решением практических задач, писавший «Педагогическую поэму» в обеденных перерывах или поздно ночью, когда воспитанники уже спали, Макаренко компенсировал то, что не успел сделать за долгие годы своей работы в колонии и коммуне.Вышли в свет его педагогические произведения, в которых осмысливается опыт учебно-воспитательной работы. В 1938 г. была опубликована «Книга для родителей», которая стала настольной для поколений отцов и матерей. Деятельность коммуны им. Дзержинского была подробно проанализирована и представлена самим Макаренко в его последней книге – романе «Флаги на башнях», законченном в марте 1939 года, то есть за несколько дней до смерти.Продуктивность и долголетие «педагогической поэмы» А.С.Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. В системе Макаренко были блестяще учтены мальчишеская тяга к военной игре, детский кодекс чести, яркая реакция подростка на оказываемое доверие.При этом у Макаренко акцент всегда делался на создание воспитательной системы, метода, технологии воспитания Нового человека. И надо признать такая продуктивная воспитательная система, причем, как многократно было доказано, переносимая на другие воспитательные учреждения, была А.С.Макаренко успешно разработана и продуктивно реализована.Главную роль в жизни коллективов, подвижнически возглавляемых Макаренко, играла особая воспитывающая атмосфера, то, что в педагогике называется «опосредованным воздействием». Авторскими являются многие конкретные воспитательные технологии, придуманные Макаренко. Среди них: метод «создания событий» (воспитательных ситуаций), «педагогика взрыва» (быстрой позитивной перестройки отношений), «завтрашняя paдость» (авансирование воспитанников стимулом перспективы), «метод параллельного действия» (воспитание через коллектив).Но дело, конечно, не в отдельных, пусть и продуктивных, технологиях и приемах. Оригинально и значимо само ядро педагогической системы Макаренко – созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Центральным принципом воспитательной системы являлось следующее: если создать крепкий коллектив, исповедующий гражданские ценности, то какими бы специфичными чертами ни обладал бы трудный подросток, он все равно перевоспитается и станет таким же, как все колонисты, – гражданином и патриотом своей страны, но сохранит при этом и свои индивидуальные особенности.А.С.Макаренко почитают во всем мире не только за создание продуктивной методики коллективного воспитания, но и за разработку новаторской «педагогики отношений», включавшей каждого члена коллектива в совокупность разнообразных институциональных и межличностных отношений, не допускавшей отчуждения личности от общества, друг от друга, развития синдрома социального одиночества. Авансируя своих питомцев «завтрашней радостью», акцентируя воспитание на стимулировании положительных задатков личности, Макаренко связывал коммунаров, педагогов в теснейшую, неразрывную коллективную связь между собой, с обществом, трудом и культурой, связь, сотканную из множества взаимоотношений.Внешне судьба педагогического наследия Макаренко выглядит вполне благополучной. Никто из советских педагогов «не заслужил» сначала семитомного, потом восьмитомного, а в сейчас и девятитомного собрания сочинений, не удостоился тысяч публикаций о жизни и творчестве.В 1940-1980-е гг. «по Maкаренко» работали десятки педагогических коллективов – в детских интернатах, колониях для несовершеннолетних правонарушителей, городских и сельских школах, коммунарских объединениях. И везде макаренковская технология: производительный труд с элементами хозрасчета, общешкольное самоуправление, сводные отряды, летние трудовые лагеря, походы, общий мажорный дух коллектива наставников и воспитанников – творила чудеса.Созданная им социально-личностная, жизненно ориентированная педагогическая концепция не просто актуальна в наши дни, а особенно перспективна. Нам сейчас остро необходим социальный оптимизм А.С.Макаренко – его безудержная вера в прогресс, в животворную силу воспитания, в возможности личности к совершенствованию, обретению счастливой жизни каждым ребенком и взрослым, нашим обществом в целом.Характерно, что, обращаясь к современной образовательной ситуации, можно обозначить явную тенденцию к возвращению идей А.С.Макаренко в педагогическую реальность и актуальную образовательную политику. Этому рельефное подтверждение творческая деятельность клуба «Макаренковские среды», проходящая на базе Московского музея образования при Московском доме учителя, собирающего на свои заседания педагогов, студентов и аспирантов, преподавателей и социальных работников, влюбленных в педагогику Макаренко.Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), член правления Международной макаренковской ассоциации (IMS), заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО
Комментарии