search
main
0

Социальный капитал и гуманизация образования повышают качество жизни

​В Московской государственной академии делового администрирования состоялась Международная конференция «Развитие социального капитала и гуманизация образования как условие повышения качества жизни», приуроченная к 55-летию Зеленограда и 20-летию Московской государственной академии делового администрирования.

Международная конференция состоялась при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Департамента образования, Комиссии по вопросам депутатской этики Государственной Думы Российской Федерации, Российского философского общества. В работе конференции приняли участие ведущие ученые в области философии, социологии, экономики из России, США, Германии, Великобритании, Турции, Китая, Индии, Сингапура, Азербайджана и других стран. Партнерами международной конференции стали Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Институт философии РАН, Международная федерация философских обществ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Purdue University (США), Университет Циньхуа (Пекин), University of Singapore, Научно-методический центр по культуроведению Министерства культуры и туризма Республики Азербайджан, другие российские и зарубежные вузы и организации.Московская государственная академия делового администрирования стала главным организатором международной конференции не случайно. В академии на протяжении двадцати лет работает научная школа в области гуманизации образования, на базе академии создан Евразийский центр устойчивого развития, проведены пять международных симпозиумов, посвященных проблемам реформирования образования в интересах устойчивого развития.На нынешней конференции обсуждали три круга проблем. Во-первых, была раскрыта сущность социального капитала как показателя нравственного климата общества, обозначены проблемы и перспективы разработки индикаторов состояния социального капитала, предложены пути, посредством которых можно усиливать вклад социального капитала в развитие общества. Во-вторых, были проанализированы подходы к гуманизации образования в условиях воздействия глобализации, появления этических коллизий развития науки, техники и высоких технологий, связанных с возможностями трансформации природы человека, предложены пути формирования новой образовательной парадигмы для создания должного нравственного, интеллектуального климата в обществе, отвечающего интересам устойчивого развития. В-третьих, выявлены предпосылки повышения качества жизни, основанные на социальном взаимодействии людей, поддержании высоких моральных ценностей, толерантности и культурного многообразия в обществе.Конференция проходила в течение двух дней, причем в первый день – на базе парка-отеля «Морозовка». В рамках конференции состоялись дискуссии «Природа и сущность социального капитала», «Качество жизни как индикатор устойчивого развития», «Гуманизация образования: проблемы и перспективы». В дискуссиях приняли участие ректор МГАДА Тамара Костина, президент Международной федерации философских обществ, профессор Уильям МакБрайд (США); почетный президент Международной федерации философских обществ, директор Центра по правам человека, профессор Иоанна Кучуради (Турция); президент Российского философского общества, академик РАН В.Степин; директор Института философии РАН, академик РАН А.Гусейнов; директор департамента философии Университета Циньхуа (Китай), профессор Лу Фенг; руководитель Департамента персонального развития и карьеры городской школы Монтессори, профессор Шишир Шривастава (Индия); заведующий кафедрой философии МГАДА, эксперт ЮНЕСКО Н.Мамедов; профессор Зухал Кара (Турция); доктор философских наук, профессор академик РАЕН В.Федотова; вице-президент Российского философского общества, заведующий кафедрой философии Финансового университета при Правительстве РФ А.Чумаков; проректор РУДН Н.Кирабаев; профессор Оксфордского университета и Сингапурского университета Йохен Прантл; заведующий Центром экологического образования РАО А.Захлебный; председатель Комитета ГД РФ по этике депутат А.Дегтярев; директор Научно-методического центра по культуроведению Министерства культуры и туризма Республики Азербайджан В.Исмаилов; доктор медицинских наук, профессор, главный государственный санитарный врач по Зеленоградскому округу Л.Денисов; первый проректор МГАДА, эксперт Еврокомиссии в области высшего образования, профессор И.Костин.Если обратиться непосредственно к социальному капиталу, то можно отметить, что само его определение вызвало немало дискуссий среди участников конференции. В современных условиях гуманизм приобретает особый смысл, ориентируя общество на гармоничное развитие. В этом отношении социальный капитал и гуманизм можно рассматривать как взаимодополняющие категории. Социальный капитал включает отношения, ценности, нормы и институты для формирования социального поведения, выраженного в личных отношениях, доверии, гражданской ответственности. Он может облегчать координацию и сотрудничество для взаимной выгоды членов общества, а может и затруднять их, во многом все зависит от уровня духовно-нравственного развития членов общества, от сложившихся ценностей и норм. Сегодня социальный капитал рассматривается также и в контексте его вклада в устойчивое развитие. Традиционно понятие «устойчивое развитие» включало естественный, произведенный и человеческий капитал как богатство народов, на котором базируются экономическое развитие и рост. Теперь признано, что эти три типа капитала только частично определяют процесс экономического роста. Недостающее звено – социальный капитал. Понимание качества жизни также во многом связывается с уровнем развития социального капитала в стране. Социальный капитал определяет условия для доступа индивида к социальным ресурсам, влияет на социальные отношения, а следовательно, и на качество жизни, он тот базовый нематериальный ресурс модернизации экономики России, благодаря которому в обществе осуществляют социальный контроль, социальную поддержку и социальные привилегии. Социальный капитал, будучи потенциалом взаимного доверия и взаимопомощи, – ресурс, на который опирается общество.Директор Института философии Российской академии наук, академик РАН А.А.Гусейнов в своем докладе подчеркнул, что в основе социального капитала, формирующегося в условиях модернизации экономики, должны лежать нравственность и этика, которые сегодня определяются на уровне здравого смысла. Требуется разработка более четких критериев для оценки социального капитала с этих позиций. Раньше инновации соотносились с традициями и равномерно вживались в них, теперь же сама инновация стала традицией, что отражается и на нравственности, появились новые формы взаимоотношений между людьми, изменился сам механизм приобщения к нравственности, эти факторы необходимо учитывать при реформировании образования.Президент Российского философского общества, академик РАН В.Степин отметил важность гуманитарных наук для формирования духовно-нравственных ориентиров гражданского общества. Сокращение времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, может негативно сказаться и на естественно-научных дисциплинах, и на нравственном состоянии общества в целом, все науки, которые занимаются изучением человека и социальных отношений, всегда сталкиваются с проблемой нравственности и этичности. Без должной экспертной оценки нравственной стороны задуманные социальные проекты никогда не будут успешными.Проректор РУДН Н.Кирабаев считает, что глобализация в сфере образования приводит к формированию трендов, которые будут определять будущее развитие национальных образовательных систем.Первый тренд – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании. Каждый университет, который будет претендовать на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов.Второй тренд – изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями, претерпит существенные изменения лекционно-семинарская модель обучения, будут активно использоваться онлайн-курсы, активные методы обучения.Третий тренд – обновление университетской инфраструктуры, сформируется система центров профессионального развития, основанная на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацеленная на формирование актуальных, востребованных рынком труда компетенций взрослого населения.Четвертый тренд – гуманизация образования как необходимое условие повышения качества жизни.Директор Центра по правам человека профессор Иоанна Кучуради акцентировала внимание на противоречивые тенденции формирования интеллектуального климата в мире. С одной стороны, проблема соблюдения прав человека и их защита по-прежнему остается ключевым вопросом в повестке дня мирового сообщества, с другой стороны, расизм, фундаментализм, насилие, преступность, терроризм и подобные негативные явления продолжают увеличиваться во всем мире. Усилия противостоять им прилагаются главным образом без попытки объяснить факторы, лежащие в их основе. Одним из ключевых направлений в решении гуманистических задач должно быть образование, но ни один из подходов к образованию в мире не отвечает этическим потребностям, которые испытывают сегодня люди. Мир нуждается в новой парадигме образования, основанной на гуманизме и этике. Кучуради предложила новые пути и способы достижения целей гуманизма в образовании, основанные на систематическом обучении для развития этического потенциала общества наряду с интеллектуальным.Закрывая конференцию, ректор МГАДА Тамара Костина поблагодарила участников за активную работу и обозначила предложения, которые были приняты единогласно и легли в основу резолюции: обратиться в ЮНЕСКО, Госдуму и Комитет по депутатской этике с просьбой поддержать предложение об утверждении 19 апреля Всемирным днем этики, создать Международный центр по исследованию мировых трендов развития социального капитала на базе Московской государственной академии делового администрирования, инициировать разработку и внедрение нормативно-правовой базы для гуманизации образования на национальном уровне, а также обратиться в Департамент образования, в Российский гуманитарный научный фонд с просьбой поддержать исследования проблем развития социального капитала в Москве и в России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте