«Развитие и совершенствование системы социального партнерства в образовательных организациях» – так назывался семинар-совещание в Республике Алтай, прошедший по инициативе республиканского комитета Общероссийского Профсоюза образования. Инициативу поддержало Министерство образования и науки региона. Лидеры районных и первичных организаций профсоюза совместно с руководителями органов управления образованием и работодателями обсудили проблемы и перспективы совместной работы.
В семинаре приняли участие министр образования и науки Республики Алтай Алексей Бондаренко, первый заместитель министра труда, социального развития и занятости населения Алексей Санаров, председатель Регионального объединения работодателей учреждений образования Республики Алтай Сергей Денисов.Семинар-совещание в таком формате состоялся впервые. «Цель мероприятия – создание условий для развития социального партнерства в сфере труда на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций республики. При грамотно выстроенном социальном диалоге работник и работодатель смогут максимально эффективно реализовывать свои функции и цели в рамках трудового процесса. Благодаря этому возможно значительно повысить эффективность деятельности организации в целом», – сказал Юрий Павлович Тишков, председатель Алтайской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования.Министр образования и науки Республики Алтай Алексей Бондаренко в своем выступлении отметил: – У работодателей и профсоюза много вопросов, требующих совместных решений. Прежде всего нам необходимо мобилизовать силы на повышение качества учебно-воспитательного процесса, сегодня это первостепенная задача. Четыре года назад, с первых дней работы в должности министра, я открыто обозначил свою позицию: все вопросы, затрагивающие интересы работников системы образования, мы будем решать совместно с профсоюзом. Безусловно, очень много проблем возникает на местах, и от того, как своевременно вы информируете о них профсоюз, от того, насколько оперативно мы на них реагируем, зависит стабильность работы в целом системы образования. Именно профсоюз помогает органам исполнительной власти более глубоко вникнуть в суть вопроса, посмотреть на него с разных позиций и в ходе переговоров найти наиболее благоприятное решение для всех сторон. Плох тот руководитель, который боится потерять свое место, думая, что профсоюз «подмочит» его репутацию, и начинает препятствовать деятельности общественной организации, старается замалчивать, а не решать проблемные вопросы. Результатов в работе у такого руководителя не будет. Современный руководитель понимает роль и значение профсоюзной организации, умело выстраивает взаимоотношения с профсоюзом. Президент России поставил амбициозную задачу – войти в десятку лучших стран по качеству образования. Министерство образования и профсоюз должны объединить усилия для успешной реализации национального проекта.Представляя опыт Алтайской республиканской организации профсоюза по развитию и совершенствованию социального партнерства, Юрий Тишков подчеркнул, что республиканский комитет всегда уделял этой теме первостепенное внимание. С 2000 года социальное партнерство в сфере образования республики стало носить системный характер.Отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на трехсторонней основе (министерство, профсоюз, объединение работодателей) было впервые подписано в 2012 году.За последние 3‑4 года с приходом нового министра образования республики значительно улучшились отношения с органами управления образования, социальное партнерство вышло на новый уровень. Стало доброй традицией ежегодно проводить встречи руководителей образовательных организаций, профсоюзного актива с руководством республиканской организации. На этих встречах подводятся итоги работы профсоюзных органов республики и районов. Только в 2018 году проведено 18 встреч, семинаров с профсоюзным активом и руководителями образовательных учреждений.Ежегодно подводятся итоги выполнения регионального отраслевого соглашения, совместная комиссия рассматривает вопросы охраны труда и здоровья. Представители республиканского комитета профсоюза принимают участие практически во всех комиссиях, советах министерства.В своем выступлении Юрий Тишков также сказал о существующих недостатках в работе по социальному партнерству: в отдельных муниципальных образованиях до сих пор отсутствуют отраслевые соглашения по регулированию социально-трудовых отношений; в образовательных организациях не подводятся итоги выполнения колдоговоров; отсутствует плановость работы по расширению и укреплению социального партнерства на местах.Социальное партнерство – это согласование интересов работников и работодателей, основанное на равном сотрудничестве, что предполагает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, а интересы работодателей – союзами работодателей. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности организации.Председатель Регионального объединения работодателей учреждений образования Республики Алтай Сергей Денисов подчеркнул необходимость формирования системы социального партнерства в отрасли с взаимными потоками информации, открытым диалогом сторон. Созданная таким образом система позволит своевременно решать вопросы трудовых отношений, оказывать реальное влияние на стратегию социально-экономического развития региона.К сожалению, как отметил Сергей Денисов, на местах участие работодателей в системе социального партнерства остается на низком уровне либо не организовано вовсе. От местных объединений работодателей не поступают предложения по решению проблемных вопросов в отрасли. Проблемы обсуждаются на различных совещаниях, которые иногда транслируются в социальных сетях, средствах массовой информации, но эти обсуждения не могут вылиться в решения органов государственной власти, законодательные акты. Именно социальное партнерство позволит приступить к решению проблем за рамками компетенции образовательной организации.Заместитель председателя Алтайской республиканской организации профсоюза образования Елена Горохова посвятила свой доклад юридическим аспектам социального партнерства, обратила внимание слушателей на соответствующие главы Трудового кодекса РФ и правовые документы, принятые сторонами соцпартнерства на разных уровнях.Есть образовательные организации, в которых стороны не могут договориться и тем самым затягивают подписание коллективного договора. В этом случае необходимо обратить внимание на положение ст. 40 Трудового кодекса РФ, где установлен максимальный срок ведения коллективных переговоров. Если в течение трех месяцев стороны не пришли к согласию, они должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Как показывает практика, к сожалению, далеко не всегда представители сторон осознают всю важность коллективно-договорного процесса и самого правового акта – коллективного договора, и, как результат, появляются шаблонные документы, которые в дальнейшем применяются редко. Для повышения качества заключаемых коллективных договоров необходимо их анализировать, а результаты анализа обобщать.Опытом совместной работы с органами управления образованием поделились председатели местных профсоюзных организаций Усть-Канского, Усть-Коксинского, Майминского районов. Надежда Володина, председатель первичной профсоюзной организации Горно-Алтайского педагогического колледжа, рассказала о социальном партнерстве с администрацией учебного заведения.В ходе семинара представители республиканского комитета профсоюза разобрали также типичные нарушения прав профсоюзных организаций со стороны работодателей. Самым распространенным из них остается неполное удержание профсоюзных взносов из заработной платы члена профсоюза. Работодателям еще раз разъяснили основания для прекращения взимания профсоюзных взносов с работника, а также указали на то, что препятствование в проведении проверок или отказ профсоюзным органам в запрашиваемой ими информации по социально-трудовым вопросам является нарушением ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудового кодекса РФ.В завершение семинара его участники приняли рекомендации по развитию социально-партнерских отношений в сфере труда, адресованные органам управления образованием, профсоюзным организациям и работодателям.Торжественным моментом стало вручение наград руководителям ряда образовательных организаций.Нагрудного знака профсоюза «За социальное партнерство» удостоены ректор Горно-Алтайского государственного университета Валерий Бабин, директор Кош-Агачского центра дополнительного образования детей Елжан Имамагзамов, директор Акташской средней общеобразовательной школы Райкуль Абугалимова, директор средней общеобразовательной школы №12 Горно-Алтайска Наталья Хабарова.Начальнику отдела образования, молодежной политики и спорта Улаганского района Юлии Кучалу вручена почетная грамота президиума республиканского комитета профсоюза за активную работу по развитию социального партнерства в образовательных организациях муниципалитета. Благодарственным письмом президиума республиканского комитета награждена директор Горно-Алтайского педагогического колледжа Ольга Облецова.Семинар позволил работодателям и профлидерам расширить свои знания, ознакомиться с опытом коллег, достигнуть взаимопонимания по отдельным вопросам социального партнерства.Нина БЕЛОУСОВА, председатель республиканской контрольно-ревизионной комиссии
Комментарии