search
main
0

Социальные проекты. Взрослые проблемы решают дети

С началом реформирования школьного образования проектная система обучения, широко распространенная в 20-е г. прошлого века, стала возрождаться в последние годы. Следует различать широкое толкование проекта как понятия замысла для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта и конкретную образовательную технологию – «метод проектов».

Под методом понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. По-другому можно сказать, что это «обучение посредством деятельности».

Осваивать метод проектов в нашей школе более 5 лет назад начали учителя технологии. Они первыми оценили образовательный потенциал проектной деятельности, который прежде всего заключается в возможности создания у учащихся образа цельного знания.

Презентация проектов «Мой вечерний наряд», «Изделия из бисера», «Мои жизненные планы и профессиональная карьера», «Что значит иметь собаку в доме?», «Чайная церемония как средство общения и оздоровительная процедура», «Ремонт жилой комнаты», «Планировка приусадебного участка» и др. на ежегодной конференции научного общества показала, что у подростков развиваются исследовательские и творческие способности. Подтверждением этого является диплом краевой конференции, которым удостоена работа Ольги Усачевой «Золото с полей», и изделия, изготовленные из соломки, выполненные под руководством учителя технологии Надежды Крамер. Учителя технологии Светлана Долгова, Елена Гусейнова, Ирина Бухтоярова отмечают, что ребята стали хорошо ориентироваться в информационном пространстве, умеют планировать свою работу и время, обретают навыки анализа и рефлексии, умеют представить результаты своей работы, произвести экономический расчет.

Третий год ученики нашей школы под руководством учителя информатики Галины Чувелевой участвуют в краевом детском Интернет-фестивале, задачами которого является привлечение внимания детей и взрослых к местным проблемам региона через разработку социально значимых проектов, их реализацию. У каждого проекта-задания есть свой регламент (правила проведения, сроки). Непрерывно ведется личный и командный рейтинг. Результаты отображаются на фестивальном сайте, а также сайте главного управления образования. Уже дважды команда нашей школы становилась призером этого фестиваля, разработав проекты по экологическим, культурно-историческим, гражданско-патриотическим направлениям.

В прошлом учебном году под руководством классных руководителей Л. Золотухиной, Т. Родькиной, Л. Похабовой, О. Желтоножко учащиеся 7-х и 8-х классов участвовали в разработке социальных проектов. Проблемы табакокурения, распространения наркотиков среди подростков, здоровый образ жизни, судьба шарыповцев – участников Сталинградской битвы позволили детям окунуться в гущу событий и проблем современной жизни, создать атмосферу творчества, условия для командной и личной самореализации, вовлечь в эту работу родителей.

Не остались в стороне учителя иностранного языка Валентина Кузнецова и Светлана Бушевец, под их руководством старшеклассники подготовили информационные проекты, направленные на изучение экологии г. Шарыпово, собрали интересный дидактический материал для изучения истории и культуры Великобритании.

Концепция профильного образования заставила всерьез задуматься педагогов, как профессионально подготовиться к принятию метода исследовательских проектов. Ведь с введением профильного обучения в старшей школе будет выделяться специальное время на организацию разнообразных практик обучающихся и в первую очередь – выполнение достаточно продолжительных исследовательских проектов.

В этом учебном году десятиклассникам предложено выполнить проекты по математике, физике, биологии, химии, истории, праву, обществознанию, в том числе межпредметного или социально ориентированного содержания. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация их и особенно – подготовительный этап. С этой целью для учителей проведены обучающие семинары, открытые презентации проектов по географии и литературе.

Проект по литературе, выполненный учащимися 9-х классов под руководством Елены Юдиной и Елены Семеновой, завершился презентацией литературного альманаха, посвященного 100-летию А. Гайдара.

Исследовательский проект по географии «Дороги наркобизнеса», подготовленный ученицей 10-го класса Оксаной Чичериной под руководством Т. Черкасовой и А. Машинец, адресован учащимся школы, социальным педагогам и, конечно же, родителям. В ходе работы над проектом Оксана побывала неоднократно в ГОВД, встречалась с наркологом, представителями социальных служб города. Встречи, интервью с компетентными специалистами – это большая школа коммуникативной культуры.

Раиса МИХАЙЛОВА, заместитель директора школы №2, Шарыпово, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте