search
main
0

Социальные проекты Верим в Россию, строим Россию Технологии социальных проектов в современном школьном обществознании

Сегодня нашей стране как никогда нужно новое социально зрелое поколение россиян. Лучшие педагоги в союзе с родителями стремятся сделать все, чтобы нынешние школьники стали настоящими гражданами. В одних школах модель гражданского образования построена как воспитательная, в других – это интегрированные занятия. Постепенно осуществляется переход к активным методам и современным педагогическим, воспитательным технологиям; разрабатываются различные формы участия школьников на практике. Многих учителей заинтересовало социальное проектирование. Положительную роль в этом сыграли курсы, семинары для учителей в Челябинском институте дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников. Педагоги области имели возможность познакомиться с опытом коллег из Красноярска, Санкт-Петербурга, Самары. В ходе реализации проектов “Гражданин” в Самарской области возник целый ряд интересных дел: организация районной молодежной биржи труда, оказание помощи в реконструкции детского зоопарка и др. Эти конкретные дела позволили объединить школьников, педагогов, родителей, чиновников.
Гражданская деятельность – это деятельность личности в специфической сфере взаимоотношений с государством, в которой активно проявляются его личностные и общественные свойства и качества.
Мы считаем, что такая реальная деятельность обогащает личность, формирует самосознание и гражданское “Я” у подростка, усиливает его гражданскую компетенцию, у них появляется умение формулировать проблемы современного общества и предлагать пути их решения.
По мнению Владимира Пахомова, руководителя Самарского регионального центра гражданского образования, участие в проектах “Гражданин” выводит ребят на решение насущных проблем разными “этажами” власти. Они знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия со средствами массовой информации, экспертами, что оказывает влияние на рост уровня их гражданской зрелости и ответственности.
Именно в школе современный ученик учится делать выбор, определять свою позицию на основе полученных знаний о человеке, современном обществе, экономике, политике, социальных нормах, духовных ценностях. Учится видеть актуальные проблемы на уровне города, села, поселка. Практические навыки гражданского участия в общественной жизни учащиеся приобретают в ходе работы над социально значимыми проектами, цель которых оказать помощь окружающим людям, местному сообществу. Определив цели, задачи проекта, они собирают информацию, разрабатывают собственные варианты решения проблемы и намечают пути реализации проекта. Таким образом, подростки пытаются “реализовать свой патриотический потенциал по улучшению дел на своей малой и большой Родине”. Структуру проекта можно представить следующим образом: обоснование проблемы; анализ ситуации (представление документов, социальных исследований, анализ печатных материалов); обоснование предложений по решению проблем и улучшение ситуации в исследуемой сфере жизни общества.
Школьники осваивают правила жизни гражданского общества, получают навыки взаимодействия с представителями власти, со средствами массовой информации, со своими сверстниками, родителями. Ребята таким образом вовлекаются в коллективную деятельность, приобретают возможность на практике воздействовать на социальную среду. Устанавливают новые контакты вне школьного мира. Таким образом, учащиеся формируют свои убеждения, накапливая личный опыт решения общественных проблем, осознавая, как организована их собственная жизнь, осваивая пути и способы организации общественной жизни “в мире взрослых”. Участие в социально значимых проектах, несомненно, воспитывает лидерские качества, прогрессивные взгляды, независимость убеждений, ответственность, самостоятельность, гражданскую зрелость.
В 2000 году в Челябинске проходила подготовка к всероссийской акции “Я – гражданин России”. В марте 2001 года была проведена первая областная олимпиада по обществознанию для школьников 9, 10, 11-х классов области. Задания, предложенные на олимпиаде, выявили не только теоретический уровень подготовки, но и умение применять теоретические знания и социальные навыки в процессе разработки и презентации социальных проектов под девизом “Верим в Россию, строим Россию”.
Во втором туре было творческое задание “Я – гражданин России”. Нужно было разработать и представить индивидуальные и коллективные социальные проекты, посвященные решению актуальных общественных проблем. Здесь нужно было проявить умение применять обществоведческие знания для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения практических задач по улучшению социальной ситуации в России.
Примерная тематика включила вопросы, представляющие личностную и социальную значимость для выпускников школы, связанные с жизнью школы, села, города, района, Челябинской области, российского общества.
1. Реформы школьного образования и самоуправления.
2. Охрана природы и культурного наследия.
3. Участие молодежи в выборах, в управлении делами государства.
4. Бизнес-проекты для молодежи.
5. Проекты молодежной тематики в средствах массовой информации.
6. Проекты деятельности детских и юношеских общественных организаций.
7. Проекты работы с ветеранами войны и труда.
8. Проекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, детдома, приюта, детьми-инвалидами.
9. Проекты пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде.
10. Проекты оказания помощи социально не защищенным категориям населения.
11. Проекты изучения этнокультурного наследия народов Южного Урала, диалога культур.
12. Проекты оказания юридической помощи молодежи, защиты прав человека.
13. Проекты программ самовоспитания “Я воспитываюсь сам”.
Были предложены следующие критерии:
Социальная значимость и актуальность проекта.
Самостоятельность разработки проекта, нестандартность и самостоятельность мышления авторов, их научный кругозор, последовательность, убедительность, целостность.
Практическая применимость предложений автора проекта.
Представленные на олимпиаду проекты отличались актуальностью и разнообразием проблем. Возрос у ребят интерес к таким темам, как участие молодежи в выборах, самоуправление в школе, самовоспитание, охрана природы и культурного наследия, пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, благоустройство территории школы, микрорайона, города, парков и зон отдыха, оказание поддержки ветеранам, подросткам, оказавшимся в критических ситуациях, детским домам и приютам; создание организационных механизмов поддержки гражданской самореализации старшеклассников.
Среди коллективных проектов в рамках акции “Я – гражданин России” социальный проект “Тепло сердец” обратил внимание общественности на проблемы учителей-ветеранов. Учащиеся 8, 10, 11-х классов, принимая участие в городском конкурсе, достигли делового сотрудничества с районной администрацией, городским советом ветеранов, редакцией газеты “Районный вестник” в решении отдельных проблем.
Индивидуальный проект “Экология: как сохранить то, что осталось?” посвящен защите водоохранной зоны городского пруда. В процессе работы над проектом было изучено общественное мнение. В опросе приняли участие жители п.Запрудовка: учащиеся, работники ОАО “Катав-Ивановский приборостроительный завод”, пенсионеры, люди различных профессий.

Автор проекта представил план работы по восстановлению водоохранной зоны, в реализации плана предполагается участие трудовых бригад учащихся. Этапы работы:
обсуждение проекта на совете школы;
составление плана работы;
изучение природоохранного законодательства;
анализ материалов СМИ;
подготовка законодательных актов по экологии;
СЭС (чистота воды, радиационный фон, состояние очистных сооружений);
комитет по экологии (оценка проблемы руководителями рабочей группы);
предприятия города (лабораторные данные);
встреча с депутатами городского совета руководителей проекта;
встреча с редакцией газеты “Авангард”, с представителями муниципального гуманитарного предприятия “ГУКХ”;
разработка плана работы трудовых бригад.
Осуществление проекта, несомненно, будет способствовать воспитанию экологической грамотности и культуры.
Бизнес-план “Расширение издательской деятельности ООО “Сфера”, издание биографической серии книг “Русские…” (Штох М., г.Челябинск, экономическая гимназия N 63). Автором составлен финансовый план на издание книг, которые имеют социально-патриотическую направленность, рассчитаны на широкий круг читателей разных возрастных и социальных групп. Социальная значимость индивидуального бизнеса – издание художественных книг, рассчитанных на повышение интеллектуального уровня населения, изучение исторических аспектов развития России, воспитание патриотизма и любви к Отечеству.
Не менее интересен проект “Механизм реализации защиты прав подростка” (Челнокова А., г.Златоуст, сш N 4). Целью его является создание на муниципальном уровне ювенальной службы, состоящей из детской адвокатуры, социальной службы для детей.
У автора была встреча с депутатом городского собрания, с председателем комиссии образования, культуры, спорта и молодежной политики, президентом “Клуба деловых женщин”, председателем комитета по делам молодежи, с работником отдела по охране прав детства, адвокатом.
География проекта “Имею право” – село Уйское. Проект рассчитан на сотрудничество с Центром юридической помощи молодежи, районным отделом внутренних дел, прокуратурой, отделом центрального статистического управления, службой занятости населения, районным отделом образования, райвоенкоматом и др. Участниками межрегионального потребительского движения стали челябинские школьники. Цель проекта “Молодежное потребительское движение” – создание регионального потребительского движения. Идея данного проекта, пишет автор, возникла после участия в акциях “Реклама глазами старшеклассника”, которые были проведены в рамках всероссийского молодежного потребительского движения “Конф.ОП – Новая волна”. Автор проекта предлагает создать детский лагерь потребительского молодежного движения в области. Предлагает правила, которым должен следовать каждый потребитель, формы и методы организации познавательной деятельности по изучению вопросов в области защиты прав потребителей.
На тему – профилактика правонарушений было немало работ, одна из них посвящена оказанию юридической помощи молодежи (с.Маслово Уйского района), проект улучшения досуга учащихся (г.Озерск). Проекты, посвященные самовоспитанию, представленные школьниками из г.Миасса, Коркино, Усть-Катава, Челябинска, представляют практический интерес для подростков.
Бизнес-проекты для молодежи, проекты работы с ветеранами труда и войны, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, детдома, приюта, детьми-инвалидами, проекты деятельности детских и юношеских общественных организаций и др. приблизили авторов к достижению двух важнейших задач: личностному самоопределению; выбору своей программы деятельности.
Презентация проектов показала, что наши воспитанники умеют анализировать, размышлять, формулировать собственное мнение, защищать свою гражданскую позицию. Грамотно составленные пакеты документов (данные социологических исследований, фотографии, видеоматериалы, графики, статистика и др.), уверенные выступления на защите проектов, аргументированные ответы на вопросы экспертов – свидетельство серьезной, кропотливой работы авторов и их наставников.
Среди лучших проектов были выделены: “Экологический проект спасения пруда” (А.Ефстифеев, школа N 2, г.Катав-Ивановск), “Проект оказания помощи детскому дому” (А.Пошивалов, школа N 88, г.Челябинск), “Проект участия молодежи в выборах” (А.Евдокимов, школа N 13, г.Сатка), “Проект создания межшкольного парламента” (М.Спиридонова, школа N 6, г.Южноуральск), “Меры по преодолению последствий роста употребления наркотиками и ВИЧ-инфекции в Российской Федерации” (А.Дорофеев, Миасская школа Красноармейского района).

Любовь ИБРАГИМОВА,
заведующая лабораторией методики преподавания предметов образовательной области “Обществознание” института дополнительного профессионального образования;
Гульсина ГРЕВЦЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета

Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте