search
main
0

Социальные проблемы и перевооружение. На вопросы отвечает председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник Виктор ЗАВАРЗИН

Генерал-полковник Виктор Заварзин, несомненно, известен многим нашим читателям как командующий Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, затем – Главный военный представитель России в НАТО, а позже, вплоть до избрания депутатом Госдумы 4-го созыва, – как первый заместитель начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С его именем связано и знаменательное внешнеполитическое событие новейшей истории России, ее армии. В июне 1999 г., когда в странах НАТО уже праздновали победу над Югославией, он руководил знаменитым молниеносным броском наших десантников на стратегически важный косовский аэродром Слатина, который потряс Запад, стал впечатляющей мирной победой внешней политики России и всем нам прибавил гордости за свою страну, ее армию.

Кстати, в Госдуме ловцы сенсаций из журналистской братии поспешили обыграть эту строку биографии Виктора Михайловича, задав вопрос о направлении броска думского Комитета по обороне. И получили по-военному четкий и ясный ответ, который разочаровал любителей «жареных фактов», но порадовал всех, кто искренне озабочен укреплением обороны Отечества. Мы познакомим читателей и с этим ответом. Но естественно, начнем разговор с главных проблем…

– Виктор Михайлович, прежде всего разрешите поздравить вас с победой на выборах и избранием на должность председателя думского Комитета по обороне. В связи с этим первый вопрос: что считаете главным в работе Комитета?

– Спасибо за поздравление. Что касается главных направлений работы Комитета, то я их вижу в законодательном обеспечении поставленных президентом задач: решение социальных проблем военнослужащих, их семей и перевооружение армии. Выполнение этих задач невозможно без увеличения расходов на национальную оборону. Поэтому я твердо стою на позициях необходимости увеличения военного бюджета, конечно, с учетом экономических возможностей страны. Это перспективные цели и задачи.

Сейчас же главное для депутатов, особенно вновь избранных, войти в курс дел как внутри Госдумы, так и в сфере своей законодательной деятельности. В ближайшие 2-3 месяца Комитет проведет ряд встреч с руководством Министерства обороны, видов и родов войск, чтобы выработать алгоритм системной работы.

Если говорить непосредственно о законодательной работе, то в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы на весеннюю сессию по предложению Комитета включен 31 законопроект, 7 из которых признаны приоритетными.

– Какой спектр проблем они охватывают?

– Законопроекты я бы традиционно разделил на 4 группы. Первая – в области военного строительства. Вторая – законодательные инициативы, касающиеся воинской обязанности и прохождения военной службы. Третья группа – социального плана. И четвертая группа – международная: законопроекты, связанные с ратификацией международных договоров и военно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами.

– Расскажите, пожалуйста, о каждой группе.

– В области военного строительства я бы выделил четыре законопроекта: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и в Федеральный закон «Об обороне», «О Вооруженных силах Российской Федерации», «О правовом положении военных учреждений» и «Об использовании высвобождаемого военного имущества».

Первым законопроектом предусматривается предоставить исполнителю государственного оборонного заказа право использовать для выполнения госконтракта внебюджетные средства, которые впоследствии должны быть возмещены ему госзаказчиком. При этом предполагается наделить Правительство России правом определять цели и порядок использования внебюджетных средств в интересах национальной обороны. Законопроект, внесенный Владимиром Пехтиным, Геннадием Райковым, Олегом Морозовым, уже принят в первом чтении и поддержан правительством. В связи с этим считаю, что он будет в ближайшее время принят полностью.

Необходимость законопроекта «О Вооруженных силах Российской Федерации» зафиксирована Конституцией России. Отмечу, что в примерной программе законопроектной деятельности Госдумы на весеннюю сессию он – в числе приоритетных.

Цель проекта закона «О правовом положении военных учреждений» – создание законодательной базы, определяющей правовой их статус как юридических лиц.

Законопроект «Об использовании высвобождаемого военного имущества» также направлен на установление правоотношений в процессе высвобождения и дальнейшего использования военного имущества. Он определяет полномочия органов государственной власти, субъектов Федерации, местного самоуправления, министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, а также юридических и физических лиц, участвующих в реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества. Уточню: по самым предварительным подсчетам, только за 5 лет в данной сфере можно получить 1,5 млн. тонн черного металла, более 200 тысяч тонн цветного металла и около тысячи тонн драгоценных металлов, в том числе до 20 тонн золота и платины.

– Заинтересованное внимание общественности, наших читателей всегда вызывают нововведения в законодательстве о прохождении военной службы…

– В этом блоке в первую очередь я бы назвал законодательную инициативу Президента России. Внесенный главой государства и уже принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на изменение некоторых условий прохождения военной службы и отдельных положений, определяющих статус военнослужащих. Прежде всего, проходящих службу по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин. Законопроект содержит изменения, прямо предусмотренные Федеральной целевой программой перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 гг. Напомню, что эта программа вступила в силу с 1 января 2004 г.

Остальные законодательные инициативы предусматривают обязательность подготовки граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях, возможность проведения призыва в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один раз в год, право на отсрочку от призыва тем, у чьих жен срок беременности – 26 и более недель или имеющим одного ребенка-инвалида с детства старше трех лет и ряд других аспектов.

Есть и законопроекты, направленные на устранение противоречия законодательных актов, которые определяют статус граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, МЧС, ГУИН (Главного управления исполнения наказаний). Речь идет о появившейся «замене» военной службы службой в МВД, пожарных, ГУИН и т.д. Ничуть не умаляя трудностей выполнения обязанностей в названных ведомствах, отмечу, что это ни в коей мере не может «замещать» собой военную службу. Убежден: сначала надо отслужить в армии, а уже потом идти работать в милицию или МЧС.

– Наверное, традиционно, самый большой блок – социальный?

– Безусловно. Почти половина законодательного портфеля Комитета по обороне связана с социальными проблемами. Назову лишь несколько из них.

Законопроект, внесенный Правительством России и уже принятый в первом чтении, предусматривает предоставление военнослужащим права на бесплатное обучение в государственных вузах и зачет в общий трудовой стаж жен военнослужащих времени, когда они находились с мужьями в местностях, где невозможно было устроиться на работу.

Ряд проектов законов связан с проблемами пенсионного и страхового законодательства. Например, по инициативе Московской областной думы планируется определить порядок пенсионного обеспечения граждан при назначении им пенсии по потере кормильца, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы. По инициативе членов Совета Федерации предлагается распространить существующее сегодня право внеконкурсного поступления в военные вузы детей погибших (умерших) военнослужащих на все государственные высшие учебные заведения.

На рассмотрение депутатов Госдумы четвертого созыва будут предложены также законопроекты «О профессиональных союзах военнослужащих», «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий», «Об инвалидах военной службы».

– И, наконец, международный блок…

– Депутатам будет предложено ратифицировать Соглашение между Россией и Узбекистаном о совместном применении Военно-воздушных Сил РФ и Войск ПВО и ВВС Узбекистана в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства наших государств. Документ создает правовую базу для объединения усилий в этой области на центрально-азиатском направлении, устанавливает порядок совместного применения сил и средств ПВО и ВВС двух государств. Законопроект о ратификации Соглашения внесен президентом, и я не сомневаюсь в его принятии.

Предлагается также рассмотреть законопроект, который наряду с решением других проблем направлен на снятие запрета на лизинг продукции военного назначения в сфере военно-технического сотрудничества. Его порядок предлагается определить президенту страны.

– Представьте, пожалуйста, своих коллег по Комитету.

– В Комитете по обороне 16 депутатов. Они представляют все фракции Государственной Думы. «Единую Россию» – Михаил Бабич, Николай Безбородов, Александр Коржаков, Мама Мамаев, Виталий Маргелов, Алексей Сигуткин и я. ЛДПР – Андрей Головатюк, Олег Малышкин, Михаил Мусатов, Владимир Овсянников, Валентин Свиридов. КПРФ – Светлана Савицкая и Альберт Макашов. Блок «Родина» – Георгий Шпак и Сергей Григорьев.

Я назвал депутатов в соответствии с их партийной принадлежностью, но отмечу, что на первом заседании Комитета мы договорились решать вопросы обороны страны независимо от политических убеждений. Обороноспособность России для всех первична.

Профессиональный уровень Комитета достаточно высок. В нем три генерал-полковника, два генерал-лейтенанта, два генерал-майора. Это значит, что военным блоком в Госдуме будут заниматься профессионалы.

– Самые рьяные из журналистов в общении с вами поторопились связать перспективы работы Комитета с балканским эпизодом вашей биографии – знаменитым броском на Слатину. К тому же, говорят, вы не доступны для прессы…

– Не думаю, что с вами согласятся десятки журналистов, с которыми мне довелось общаться, будучи командующим Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, Главным военным представителем России в НАТО, первым заместителем начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ.

В то же время замечу: мне не нужен «газетный» авторитет, я не стремлюсь к имиджу политика, готового комментировать все и вся, лишь бы оказаться на телеэкране или страницах прессы.

К тому же, журналист журналисту рознь. Действительно, здесь, в Госдуме, меня с намеком на приштинский бросок десантников в 1999 г., которым я руководил, попросили прокомментировать: куда совершит бросок думский Комитет по обороне? Любителям таких подтекстов отвечаю в первый и последний раз: марш-бросков в Комитете по обороне не будет. Будет продуманная, целенаправленная работа. И обещаю, что обязательно буду информировать об основных событиях, происходящих в Комитете по обороне. Но намерен делать это не сразу. Вспомните устав: оценить обстановку, уяснить задачу, принять решение… Вот после этого и будем общаться с журналистами.

– Виктор Михайлович, наша беседа будет опубликована ко Дню защитника Отечества. Что вы хотели бы пожелать читателям?

– Ее прочтут прежде всего те, кто избрал военную судьбу или готовится стать в армейский и флотский строй. Всем им доверено крайне важное дело, ответственность за оборону России.

Поздравляя защитников Отечества с праздником, хочу пожелать им верности долгу, настойчивости, упорства и успехов в ратном служении России.

Беседу вел Виталий СТРУГОВЕЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте