Михаил ТИХОНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы: – Не стоит забывать одну простую мысль: школа – это не арифметическая сумма хороших учителей, это намного больше. И я задам вам простой вопрос: какой социальный институт сегодня работает над укреплением коллективности в педагогическом труде? За забором школы это различного рода конкурентные бизнес-структуры, которые вряд ли нам сильно помогают, внутри – отношения между работодателем и работником. Поэтому именно профсоюз оказывается реальным и практически единственным социальным институтом, который должен поддерживать, и поддерживает, тот самый коллективный уклад жизни школы, без которого школа может больше потерять, чем приобрести.Конечно, это не значит, что мы всегда сходимся во мнениях с профсоюзом касательно отдельных вопросов, но у нас есть своя система правил и отношений. У нас есть Комиссия по социальному партнерству, у нас есть соглашение, которое мы недавно усовершенствовали и торжественно подписали дополнения к нему, у нас есть дискуссионное поле.
Вариант существования школы, при котором начальник наверху управляет образовательными учреждениями, и если договориться с ним, то все остальное вроде бы идет автоматически в нужное качество, уже в прошлом. Сегодня школа самостоятельна, и начальник сверху очень ограничен в своих возможностях. Он назначает директора через свою процедуру аттестации, через конкурсные мероприятия, дает правила «игры»: формулу, по которой реализуется финансирование, и критерии, по которым оцениваются результаты этой деятельности. Теперь начальник сверху не регулирует внутренние процессы жизни школы. Начиная с того, что каждая школа локальными актами утверждает вместе с управляющими советами положения об оплате труда и так далее. Поэтому сегодня продолжают работать инструменты еще из советского времени: коллективный договор, социальная защита работников и охрана труда и безопасности, та самая система коллективных действий – все это функционирует сейчас во благо школы. Отличие только в том, что, несмотря на то что работодатель и профсоюз стоят на разных вроде бы полюсах нашей сегодняшней жизни, у них одна цель. Вы прекрасно понимаете, что если любую сложную ситуацию пытаться разрешать в координатах честолюбивых устремлений взрослых, то можно очень много времени на это потерять, и здесь на помощь приходит профсоюз.Антон МОЛЕВ, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по образованию:- Профессиональный союз объединяет специалистов отрасли во имя отстаивания их профессиональных интересов. Такая организация в системе образования призвана регулировать вопросы, касающиеся взаимодействия педагогов с работодателями, и вырабатывать механизмы решения возникающих проблем, отстаивая при этом коллегиальный интерес всех работников системы образования. Мое отношение к этой идее, безусловно, позитивное – качество работы всей системы напрямую зависит от того, насколько в ней развиты «горизонтальные связи», ведь чем более качественным будет взаимодействие, тем лучше будет общий результат работы. С другой стороны, говорить о том, что деятельность профсоюзного движения представляет пример какого-то фантастического успеха и находится на высшем пике развития, было бы несправедливо. Пока еще мы воспринимаем профсоюз отчасти как наследие советской эпохи, когда его деятельность в первую очередь была связана не с отстаиванием интересов работников, а с организацией культурно-массовых мероприятий. Приятно отмечать, что в последнее время это отношение постепенно меняется. Сейчас деятельность профсоюза не на сто процентов отвечает ожиданиям работников образования, но уже есть положительная динамика.Профсоюз сегодня в первую очередь занимается вопросами коллективного договора, регулирования отношений между юридическим лицом – школой – и сотрудниками, которые обеспечивают сам образовательный процесс, учителями, вопросами дополнительной нагрузки, избыточной отчетности. Поэтому в профсоюз нужно обращаться всем, кто хочет отстаивать свои интересы, организация обеспечивает педагогам правовую поддержку. У педагога особая система рабочего и свободного времени, это связано со спецификой деятельности. Кому-то может казаться, что рабочий день учителя заканчивается вместе со звонком с последнего урока, но на самом деле это не так. Педагоги заняты подготовкой к урокам, проверкой контрольных работ и домашних заданий, организацией внеклассной деятельности. Интенсивность их труда столь высока, что для эффективной работы они должны иметь отдых. Что касается годового отпуска, он связан с тем, что в профессиональной жизни педагога одним из ключевых рисков является эмоциональное, моральное выгорание. Профессионализм учителя ведь складывается не только из глубокого знания предмета и методики преподавания дисциплин, но и из способности быть примером для учеников. Поэтому длительный отпуск, безусловно, важен, однако он не рассматривается как социальный бонус. Для педагога не так просто взять и уйти отдыхать на целый год, оставив свой класс. Чаще всего в таких случаях речь идет о времени, необходимом для переподготовки, получения новых навыков. И это здорово, потому что, как правило, учитель ограничен в плане карьерного роста. С этой точки зрения я, конечно, поддерживаю предоставление длительного отпуска учителям.Среди 45 депутатов Мосгордумы существенное число не просто выходцев из системы образования, но профессионалов, которые работают в настоящий момент, они сами на практике сталкиваются с реализацией регулятивных мер, которые принимаются высшим законодательным органом столицы. Поэтому всякое решение, даже не всегда напрямую связанное с системой образования, будь то сфера строительства, обеспечения безопасности, экологии, они все равно рассматривают через призму педагогического и управленческого опыта. Для профессионального сообщества значимо еще и то, что в Мосгордуме отстаивают их интересы: все работники системы образования могут обратиться к своим коллегам, по совместительству являющимся депутатами, для защиты своих прав и помощи в реализации инициатив.Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы:- Миссия профсоюза – чтобы в школе был не просто педагогический коллектив, а команда единомышленников, помогающих друг другу, поддерживающих, может быть, где-то соревнующихся по-хорошему друг с другом. Однако такой командный дух возможен только там, где профсоюзная организация активна, сильна, где это не имитация. Профсоюзная организация – это ведь не только защита интересов тех, чьи права нарушаются, это и досуговые мероприятия, это летний отдых, это большое количество разных интересных съездов и активностей, как, например, турслет, то есть профсоюз делает коллективную жизнь более интересной. А для меня профсоюз – это очень хороший партнер в обсуждении и принятии каких-то важных решений, иногда даже спарринг-партнер, тот, кто обоснованно высказывает позицию, отличную от Департамента образования. В споре мы приходим к оптимальному решению в любой сложной ситуации.Профсоюз – это наш постоянный партнер, и без этого партнерства система образования не будет настолько устойчивой, не будет настолько стабильно идти вперед. Если бы между системой управления образованием и профсоюзом не было партнерских отношений, а была бы, не дай бог, борьба, противоречия, то мы шли бы не к общей цели – стабильному развитию образования всех участников этой системы, а тратили все силы на ненужное противостояние, и вот этого не хотелось бы никогда. Нельзя не заметить изменений в системе образования, меняется учительский труд, появился профстандарт учителя, поэтому будет меняться и сам конкурс. И мне бы хотелось, чтобы мы вместе прорабатывали эти изменения и новые направления. Несколько лет назад возникло такое явление, как съезд учителей. Мы хотели узнать, будет ли интересно учителям собраться вместе, пообсуждать какие-то проблемы педагогики, психологии, предметности, метапредметности, а так как многие учителя в своем профессиональном статусе не только учителя, но еще и активные члены профсоюза, то появилась и профсоюзная секция. В съезде участвуют много учителей, и каждый должен найти себе интересную нишу, и я уверена, что профсоюз достойно представит и будет представлять свою секцию.Бывает, из тех школ, где на месте учитель не может получить ответ, поступают обращения. И Департамент образования по этому поводу должен бить тревогу, но должен бить тревогу не только он, но и профсоюз, потому что учителю, видимо, не помогли ни в администрации школы, ни в первичной профсоюзной организации. Так может получиться по разным причинам, может быть, этот педагог просто не обращался ни к кому, а не обращался, наверное, потому что не знал, к кому обратиться. Поэтому я не говорю, что по каждому обращению должна быть проверка. Вовсе нет, иногда достаточно поговорить с человеком по телефону, рассказать, у кого можно спросить, что почитать, и многие вопросы автоматически снимаются. Поэтому эти обращения и их анализ важны и для профсоюзной организации с точки зрения анализа своей внутренней работы на первичном профсоюзном звене.Нина МИНЬКО, директор Московского городского Дома учителя:- Думаю, что имею право сказать, что у меня отношение к профсоюзу зрелое, правильное. Сейчас работать в систему образования пришло много молодых руководителей, и зачастую, когда проходит время, у них закрадывается сомнение в необходимости иметь профсоюзную организацию. Хочу предостеречь молодых коллег от этого заблуждения и сказать, что если такая мысль посетит вас, сделайте паузу и подумайте. Хотела бы обратить внимание на то, что открытость, которую имеет сегодня система образования города, беспрецедентна, поэтому думаю, что работа в информационном поле требует особого внимания, осмысления и очень точных действий. На сегодняшний день только треть регионов Российской Федерации сохранили дома учителя. У московских учителей этот дом есть. Обращаю внимание коллег на сайт Дома учителя. Здесь вы найдете самые разные программы для развития своих творческих способностей. Все наши проекты опираются на традиции национальной педагогики. Искренне будем рады видеть вас участниками наших программ!Павел КУЗЬМИН, руководитель Московского центра качества образования:- Мое личное отношение к профсоюзу сформировалось еще, наверное, со студенческих лет, когда я, будучи еще студентом Московского педагогического государственного университета, активно участвовал во всех профсоюзных мероприятиях, был членом студенческого совета профсоюзной организации. После этого на разных местах работы я всегда старался поддерживать профсоюз, потому что, на мой взгляд, в единстве работодателей и профсоюза как раз и кроется успех наших работников. Профсоюз участвует в создании всевозможных условий для труда и отдыха, выполняет контролирующие функции, рекомендует нам изменить что-либо в рабочем процессе. Это все очень важно для организации нашей деятельности. Мне кажется, сейчас, с введением профессиональных стандартов, роль профсоюзной организации возрастает. Мы понимаем, что, к сожалению, есть часть сотрудников, которые не в полной мере соответствуют внедренным профстанадартам, и мы должны совместно с профсоюзной организацией продумывать те или иные механизмы в части повышения квалификации, переподготовки, чтобы каждый наш сотрудник соответствовал в полной мере тем требованиям, которые с 1 января 2017 года будут обязательными. И вот здесь мы очень активно взаимодействуем с профсоюзом. Также очень важна работа по повышению квалификации, выездным семинарам, отдыху наших сотрудников, тем более что невозможно добиться эффективной деятельности образовательного учреждения, если не создана единая команда всех сотрудников организации. Профсоюз – это как раз тот бесспорный лидер, который помогает нам такую единую команду создавать.Мы находимся в режиме серьезного инновационного развития, и профсоюз на всех этапах помогает нам не сбиться с этого пути, помочь в развитии наших сотрудников, которое было бы невозможно без создания среды комфорта, успеха для каждого. И профсоюз здесь играл, играет и будет играть важную роль.В этом году проводился так называемый ЕГЭ для учителей. Инициаторами его выступили учителя, подчеркну, что, безусловно, это мероприятие добровольное и бесплатное. Мы недавно проводили промежуточные итоги, и оказалось, что в этом году более 10 тысяч московских педагогов приняли участие в тестировании, и ни одного случая, когда педагога заставляли прийти на ЕГЭ для учителей, у нас не было. Очень важно прочувствовать, посмотреть на свои предметные знания, увидеть процедуру проведения экзамена изнутри, почувствовать себя на месте ребенка, чтобы давать более грамотные рекомендации. Это очень важная акция, мне очень приятно, что здесь мы работаем вместе с профсоюзом, который мониторит ситуацию с точки зрения добровольности, я надеюсь, что мы и дальше будем эту акцию развивать.Московская аттестация, как вы знаете, очень сильно отличается от процедуры, которая проходит в других регионах. Потому что у нас она почти вся переведена в электронную форму, и московскому педагогу не надо собирать никакие папки. Вспомните, что было 5-6 лет назад, когда толпы учителей ехали с этими огромными папками, где были копии грамот, каких-то справок… Все ехали, стояли в очередях, сдавали… Здесь мы совместно с профсоюзом сделали очень серьезные шаги по упрощению этой процедуры, но вместе с упрощением московская аттестация стала привязана к результатам деятельности учителя. Если у педагога есть серьезные успехи у его учащихся, то мы видим все это в электронных системах. Такому педагогу нет смысла подавать никаких дополнительных документов, он очень легко, оперативно и быстро аттестуется на первую, высшую квалификационную категорию. Бесспорно, введение профстандарта будет модернизировать систему аттестации. Социальные партнеры о профсоюзеПродолжение. Начало на стр. 2-3Сергей ЕГОРОВ, директор школы №356:- Профсоюз – это хорошая школа жизни, организация, в которой человек имеет возможность самореализации. Опыт показывает, что в профсоюзе, как правило, надолго не задерживаются люди отстраненные, люди, для которых интересы членов профсоюза отнюдь не приоритет. Большинство окружающих меня коллег и друзей – настоящие профсоюзные работники, неравнодушные к чужим проблемам и бедам, готовые в любой момент прийти на помощь. И в этом смысле мне очень повезло. Я нашел поддержку совершенно замечательных людей, которым не безразличны школа, коллеги, – это прежде всего мой наставник и мой самый лучший учитель во всей моей профессиональной карьере Елена Николаевна Кузнецова; это мой замечательный председатель первичной профсоюзной ячейки Анна Владимировна Козлова; вечный двигатель, самый активный член профсоюза, без которого множество проектов даже не были бы реализованы, Ирина Александровна Жевнерева и, конечно же, председатель территориальной профсоюзной организации Ольга Ивановна Тришина. Поэтому лично я считаю, что профсоюз – это очень здорово, нужно и порой просто необходимо.Считаю, что на данный момент взаимодействие профсоюза и структур управления образованием очень тесное и плодотворное, мне нравится, что профсоюз ежегодно вносит поправки и дополнения в городское отраслевое соглашение, моментально реагирует на все нормативные изменения, дает свои методические рекомендации и часто отстаивает права работников образования. Представители профсоюза присутствуют на аттестационных комиссиях Департамента образования, делают доклады на селекторных совещаниях по разным вопросам и постоянно проводят образовательные программы для руководителей школ и председателей первичных профсоюзных организаций. Радует, что в сетке трансляций Департамента образования города Москвы есть селектор «Профсоюзный час», который интересен не только председателям профсоюзных организаций, но и администрации школы. Считаю одной из самых важных позиций городского отраслевого соглашения – ограничение бюрократической нагрузки на педагогических работников. В нашем образовательном учреждении давно существует подход в работе, что учитель занят только своей основной работой, заполнением электронного журнала, разработкой рабочей программы. Мы очень тесно общаемся с нашими учителями, используем современные технологии, ценим время каждого учителя. Наша профсоюзная организация активно включилась в осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за своевременным уведомлением работников об изменении условий трудового договора и своевременному заключению дополнительных соглашений к ним. Есть и моменты, которые нам достаточно сложно реализовывать, такие как реализация мероприятий по внедрению механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками, решение жилищных проблем сотрудников.Мы вместе с нашим профкомом решили, что нам необходим коллективный договор, так как недооценивать роль этого документа не стоит. Совсем недавно в наш дружный коллектив влились представители дошкольного образования со своей спецификой работы, и поэтому мы решили не пролонгировать ранее подписанный договор, а сделать абсолютно новый, чтобы он затрагивал интересы всех работников, ведь грамотно составленный коллективный договор может стать незаменимым инструментом разрешения споров с работниками, поможет стабилизировать трудовые отношения и усилит мотивацию работников на достижение высоких экономических результатов!Начало на стр. 2-3, 9Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, руководитель Городского психолого-педагогического центра:- В профсоюзной организации я состою с 1980 года, это уже, страшно сказать, 36 лет. Отношение к профсоюзу у меня всегда было однозначное – при правильной организации профсоюзной жизни профсоюз действительно важное, нужное дело, и в случае если профсоюз работает именно по тем функциям, задачам, которые прописаны в его уставе, это очень серьезная структура.Переоценить роль профактива в нашей организации невозможно, потому что, когда мы создавались, у нас не было опыта управления такой крупной сетевой структурой. В нашей организации более 1000 работников, наши территориальные отделения располагаются по всей Москве, и для нас было очень важно и значимо, что в момент объединения ресурсов, которое произошло в прошлом году, мы не ухудшили условия труда наших работников. Главной задачей мы ставили, наоборот, улучшение условий труда хорошо работающих сотрудников. Это очень важно, потому что, на мой взгляд, задача профсоюза – строго следить за соблюдением условий труда работников, а работодатель заинтересован в высококвалифицированных работниках, и если объединить две составляющие, то получатся хорошие условия труда для хорошо работающих сотрудников.За этот год было очень многое сделано, и, конечно же, наш председатель профсоюзной организации, которая возглавила в непростое время нашу организацию, приложила огромное количество сил, времени, для того чтобы мы создали единый коллектив. А это 13 профсоюзных организаций, которые существовали до нашей реорганизации, у каждой профсоюзной организации были свои традиции, правила, устои. И в этот сложный период произошло объединение наших профсоюзных ячеек, к декабрю мы подписали наш коллективный договор, это для нас очень значимо, потому что обсуждение шло очень серьезное, и проект коллективного договора действительно стал предметом обсуждения в каждой территориальной группе. Подписание этого договора было знаковым событием для нас. Но мы понимаем, что руководство профсоюзной ячейкой, в которой состояли 60-80 человек, принципиально отличается от управления той структурой, о которой я вам сказала ранее, когда профсоюзная организация составляет более 600 человек, и от председателя профсоюзной организации требуются уже немного другие компетенции. Поэтому и произошли перевыборы, мы поблагодарили нашего председателя, который вынес этот год на своих плечах вместе с нами, и надеемся, что приход нового профсоюзного лидера выведет работу нашего профсоюза на следующий, более высокий уровень.Помогает ли учителям наличие профсоюза справляться со стрессом? Наверное, не только со стрессом, наличие правильно организованной профсоюзной организации в учреждении существенно помогает и работникам, и работодателю, потому что у работников должно быть понимание, что все ответы на все вопросы по условиям труда, социальным льготам они могут получить в своей профсоюзной организации, работники должны быть уверены, что профсоюзный лидер придет к работодателю и будет отстаивать их интересы. В случае если работники в этом уверены, тогда действительно профсоюзная организация помогает в том, чтобы избежать внешних конфликтов, лишних стрессов, вовремя решить те проблемы, которые возникают, и помочь.Мы знаем, что в системе образования сейчас принимаются профессиональные стандарты, для нас очень важен стандарт для педагога-психолога. Принятие новых профстандартов потребует от педагогов высокой мобильности для освоения новых компетенций в своей работе. Роль профсоюза в этой работе должна быть очень важной и существенной, потому что разъяснение тех позиций, которые в профстандарте указаны, дальнейшее сопровождение процедур, связанных с оценкой компетенций работников, – это все та же защита наших работников.Виталий ТРУШИН, директор Центра образования №1852:- Я вступил в профсоюз в 1974 году, и с тех пор вот уже более 40 лет моя трудовая жизнь неразрывно связана с ним. Где бы я ни работал, я всегда рассматривал свою работу и членство в профсоюзе как единое целое, как взаимодополняющее друг друга. Сегодня для меня как для руководителя образовательной организации понятия «трудовой коллектив» и «профсоюзная организация» едины. Администрация и профсоюзная организация выполняют общие задачи, так как цель у них одна – создание условий, для того чтобы образовательная организация показывала высокие результаты труда. Поэтому мне небезразлично, как работает профсоюзная организация в моем комплексе, какое количество членов профсоюза в ней есть.Если говорить о коллективном договоре, то на моем веку мы заключили три коллективных договора. Каждый коллективный договор – это очень большая работа, идут долгие обсуждения, иногда возникают конфликты интересов, но в любом случае мы всегда приходим к единому мнению с учетом пожеланий сотрудников.В свое время на профсоюзных билетах было написано: «Профсоюз – школа коммунизма». Естественно, сегодня это уже не школа коммунизма; если в свое время профсоюз занимался распределительными функциями – путевки, билеты на отдых, то есть была функция раздавать некие блага, которые у него были, то сейчас акцент сменился в сторону социальной защищенности работника. Если бы профсоюзная организация не работала, то нам бы, и мне в том числе, было бы гораздо сложнее работать в тех современных условиях, в которых мы находимся. То есть профсоюз сейчас заключается не в распределении неких благ, хотя и путевки тоже бывают, а в защите конкретных трудовых прав. Допустим, был один приказ, потом вступился профсоюз, этот приказ изменили, то есть идет работа, которая, может, незаметна, но которая реально влияет на конечный результат, на работу учителя. Конечно, не всегда мнение администрации и профсоюза сходится, но истина рождается в споре. Поэтому если бы профсоюз был послушным, ручным, неким инструментом управления, то, наверное, это был бы путь в тупик, потому что на одну и ту же вещь нужно посмотреть с двух сторон. Со стороны работодателя и сотрудника. Только тогда принимаешь сбалансированное решение, наиболее верное.Где бы я ни работал, как-то складывалась ситуация, что у нас практически всегда 100% сотрудников были членами профсоюза, по-другому я даже не представляю. Мне непонятно, что такое «ты член профсоюза, а ты – нет». Если мы члены единого коллектива, значит, мы все члены единой профсоюзной организации. В 2014 году нас реорганизовали, получился небольшой комплекс – 2 школы и 4 детских сада, и когда наша профсоюзная организация пересчиталась, нас оказалось 64 процента, в настоящее время мы опять вернулись к той цифре – 100 процентов, которая была всегда на моей памяти. Как мы добились этого? Добились, наверное, громкое слово, потому что в принципе ничего особенного мы и не делали, в основе нашей работы лежал ряд простых мер, например, любое действие администрации, которое касается коллектива или его интересов, до принятия обсуждается в профкоме с привлечением рядовых членов профсоюза. Там, конечно, возникают споры, разногласия, конфликты интересов, но опять же как только решение с учетом коллектива принято, оно является для нас законом. Любая образовательная организация живет по своим законам, правилам, которые называются локальными актами, их разрабатывает сама школа, и так как мы все 100% члены профсоюза, то мы все принимаем участие в составлении этих локальных актов. Мы их разрабатывали и принимали, и это дало каждому члену профсоюза понять, что он не винтик в машине, не просто плательщик взносов, а человек, который может повлиять на ситуацию, повлиять на работу школы и на управление системой комплекса. Также есть такие важные слова, как «гласность» и «прозрачность», для профсоюза это образ жизни. Наша профсоюзная организация готова помочь каждому работнику, это место, куда можно просто прийти, поделиться личными, внутренними проблемами, и все эти действия вытекают из хорошо известного принципа – любой человек имеет право участвовать в своей судьбе. Работник должен быть информирован о работе профсоюзной организации, и каждый член профсоюза должен быть уверен в том, что профсоюз стоит на защите его интересов не на словах, а на деле. Администрация и профсоюзная организация строят в нашей школе, нашем комплексе общий дом, и наша задача – чтобы каждый член общества положил свой кирпичик в это дело. Продолжение темы в следующих номерах газеты
Комментарии