search
main
0

Социальное партнерство помогает выполнять социальный заказ

​Без привлечения методического, технологического, кадрового, организационного ресурсного потенциала внешних организаций образовательным учреждениям невозможно соответствовать постоянно изменяющимся требованиям рынка труда, эффективно выполнять социальный заказ родителей обучающихся, обеспечивать высокое качество образовательных процессов.

Этот факт встречает понимание и у крупных предприятий-работодателей, заинтересованных в профессиональных кадрах и общем уровне благосостояния в стране как условиях развития собственного бизнеса. В рамках программ корпоративной социальной ответственности крупные компании переходят от разовых благотворительных акций к долгосрочным социальным инвестициям, инициируя собственные проекты для развития образования. Примеры таких программ корпораций – это школьная лига ОАО «Роснано», проект «Лифт в будущее» АФК «Система».Механизмом вовлечения внешних организаций в работу образовательного учреждения служит социальное партнерство – совместная деятельность образовательного учреждения с представителями различных социальных и профессиональных групп (внешними структурами), имеющими собственные интересы в сфере образования, для повышения его качества. Партнерство в этом смысле подразумевает некую общую стратегию действий для решения задач образования, воспитания и социализации подрастающего поколения, выгодное каждой из сторон в отдельности и населению города в целом.В настоящее время в большинстве случаев образовательной практики в Москве под социальным партнерством понимаются сотрудничество школ с вузами, взаимоотношения между учреждениями СПО и работодателями в сфере практики и трудоустройства студентов, а также организация школами отдельных мероприятий вместе с учреждениями культуры и образования. Однако это лишь небольшая часть потенциала партнерских взаимоотношений для современного образовательного учреждения. И в России, и за рубежом есть примеры тесного сотрудничества школ с внешними организациями, которое в значительной степени обогащает образовательный процесс и по форме, и по содержанию, и с точки зрения мотивации обучающихся. В Великобритании уже несколько лет работают экспериментальные школы, где учатся через проектную деятельность. Например, Studio Schools – сеть из 16 школ (еще 14 школ находятся в процессе строительства), где подростки 12-18 лет 70% учебного времени выполняют проекты по заданиям местных коммерческих и производственных предприятий, больниц, предприятий сферы услуг, исследовательских институтов и других организаций, а 30% времени изучают теорию, необходимую для реализации проектов. Проекты в Studio Schools нацелены на исследование и решение таких задач, стоящих перед местным сообществом, как, например, повышение уровня здоровья жителей района. Такой проект имеет комплексный характер и подразумевает знакомство школьников с местной системой здравоохранения, физкультурно-оздоровительными учреждениями, организациями общественного питания, после чего команда учащихся должна предложить свое решение поставленной задачи местным органам власти и, если решение действительно достойное, приступить к его воплощению в жизнь.Модель, похожая на Studio Schools, была апробирована в рамках экспериментального спецкурса в школах Москвы коллективом отдела государственно-частного партнерства Московского института развития образования совместно с городской инновационной площадкой «Разработка и внедрение моделей опережающей профессиональной подготовки на основе государственно-частного партнерства в сфере общего, высшего и непрерывного профессионального образования». В 2012-2013 учебном году экспериментальный курс по самоопределению «IDo: обучение через действие» (Ido – от англ. «я делаю») проводился для учащихся 7-9-х классов в школе №26, Центре образования «Царицыно» №548 и ННОУ «Карьера». Цели курса – развитие мотивации подростков к самоопределению, культуры самоопределения и метапредметных навыков XXI века (работа в команде, проектная деятельность, критическое и творческое мышление, коммуникации). Курс IDo построен на принципах сотрудничества с более чем 15 предприятиями, среди которых АФК «Система», ее дочерние компании ОАО МТС и ОАО «Башнефть», Adobe, ЗАО «Лаборатория Касперского», Media Markt, РИА «Новости», «КорпусГрупп». Основной элемент курса – практико-ориентированная проектная деятельность учащихся, направленная на решение задач, поставленных этими предприятиями. Все без исключения партнеры курса участвовали в содержательной разработке кейсов для учащихся, проектировали образовательные поездки ребят на предприятия, консультировали команды школьников в ходе работы над проектами. Например, компания ОАО МТС попросила ребят придумать, как повысить доходы от предоставления услуг мобильного Интернета; РИА «Новости» – ответить на вопрос, какими должны быть новости для детей и подростков, а «КорпусГрупп» поставила задачу спроектировать идеальную школьную столовую. С участием предприятий-партнеров в курсе были разработаны и апробированы технологии индивидуализации образовательной траектории за счет тьюторского сопровождения подростков, кейс-технологии, устроены выезды на предприятия как образовательные путешествия в рамках проектной деятельности, тренинги и организация рефлексии. Для большинства учащихся такой опыт выхода за пределы школы и практическая проба себя в профессиональной деятельности, где требуются не только теоретические знания, но и умение их применить, достичь результата, были настоящими образовательными событиями, расширяющими представления о себе, своих интересах и возможностях. Для педагогических коллективов опыт взаимодействия с реальными предприятиями представляет неисчерпаемый ресурс знаний и компетентностей, необходимых для подготовки действительно успешных выпускников. Для партнеров курса проект – часть политики в сфере корпоративной социальной ответственности бизнеса и, конечно, укрепление позитивного имиджа компании. Сегодня большинство крупных компаний осуществляют разнообразные проекты для решения важных социальных задач в сфере культуры, образования, здравоохранения в рамках корпоративной социальной ответственности. Задачи образования в их числе, безусловно, одни из приоритетных. И только от школы сегодня зависит, насколько она готова к такому тесному сотрудничеству, потому что оно, конечно же, меняет многое в привычном ходе событий, привносит хорошую свежую струю нового содержания, новых форм, обогащая образовательное пространство.Для того чтобы каждому образовательному учреждению Москвы были доступны возможности партнерства с крупнейшими предприятиями города, отдел государственно-частного партнерства Московского института развития образования развивает систему сотрудничества с внешними организациями, в ноябре 2012 года на сайте Департамента образования открыт новый раздел «Сотрудничество с внешними организациями», где любая внешняя организация, которая желает участвовать в развитии образования в городе Москве, может подать заявку, пройти экспертизу и получить статус участника реализации государственной программы «Столичное образование (2012-2016 гг.)». Информация обо всех организациях-партнерах с указанием направлений в образовании, которые они готовы поддерживать, доступна для руководителей образовательных учреждений Москвы. Такая система позволяет школам выходить на сотрудничество с крупными предприятиями, но не ограничивает их в привлечении партнеров и своими силами.Яна СТРЕЛЬЦОВА, начальник отдела государственно-частного партнерства МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте