search
main
0

Социальное партнерство по карману только богачам? Чем беднее вуз, тем пренебрежительнее он относится к составлению коллективного договора

Вышел в свет второй номер журнала “Алтайские диалоги” – проект краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
В номере более двадцати проблемных статей, а предваряет эти публикации обращение к читателям журнала Леонида Ивановского, председателя Алтайского крайкома профсоюза, который определяет задачу издания: обеспечить информационную поддержку развивающейся в университетах края сисеме социального партнерства.
Заинтересуют читателя журнала, а он обращен не только к учительству Алтая, актуальное интервью заместителя главы администрации края Я.Н.Шойхета “Без науки не может быть высшего образования”, дискуссионная страница, на которой с проблемной статьей “Высшая школа, рынок и государство в современных условиях” выступает ректор Алтайской академии экономики и права кандидат юридических наук, профессор Л.В. Тен. В рубрике “Гость номера” представлен ректор Белгородской государственной технологической академии строительных материалов профессор А.М. Гридчин.
Большой объем в журнале занимают выступления председателей профсоюзных организаций алтайских университетов – АлтГУ, БГПУ, АГТУ, Бийского госпедуниверситета. Есть в нем портреты профсоюзных активистов, материалы, освещающие проблемы жилья, оздоровления работников, юридические консультации.
Мы предлагаем вниманию читателей “МП” материалы “круглого стола” на тему “Искать и находить пути сотрудничества”.
Владилен ШТАНЕНКО

Когда появился первый договор между профсоюзной организацией и администрацией Алтайского госуниверситета, мало кто всерьез воспринял этот факт. Но прошло время, и в изменившихся социально-экономических условиях России именно эта форма делового сотрудничества сторон оказалась весьма эффективной для регулирования отношений между властью и профсоюзом, между профсоюзом и работодателем, между работодателем и трудовым коллективом. А еще время показало, что наиболее продуктивным способом построения этих отношений является социальное партнерство. Об этом и состоялся разговор за “круглым столом”, в котором приняли участие ректоры и председатели профсоюзных организаций вузов Алтайского края.

Интерес к теме социального партнерства в обществе усилился примерно год назад. Почувствовав это, крайком Профсоюза работников народного образования и науки затеял издание журнала “Алтайские диалоги” (имея в виду диалоги между властью, органами управления и профсоюзами по социальным вопросам). А совсем незадолго до этой встречи за “круглым столом” в Москве прошла Всероссийская студенческая конференция, организованная ЦК профсоюза и Министерством образования, в рамках которой работала и подкомиссия по вопросам профессионального образования. Ее участники единодушно приняли решение о проведении смотра-конкурса вузов по социальному партнерству, который в свою очередь по некоторым параметрам мог бы учитываться при составлении рейтинга вузов страны.
А еще примерно в это же время в краевом центре готовилось трехстороннее соглашение между профсоюзами, вузами и администрацией Барнаула. “Когда вот так все совпадает по времени, – сказал председатель краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Леонид Никитич ИВАНОВСКИЙ, – это значит, что тема нашего разговора не надуманная”.
Социальное партнерство, как и платное обучение, входит в повседневную жизнь вуза, и при этом открываются весьма любопытные аспекты, о которых не без тревоги говорил ректор Алтайского педуниверситета Владимир Михайлович БРЮХАНОВ:
– Когда мы говорим о социальном партнерстве в вузе, то должны учитывать, что при этом фактически выступают не две стороны, а три: коллектив работников, администрация и студенты. Но получается, что решение социальных вопросов вузовского коллектива зачастую происходит за счет студенческой платы за обучение. Студенты попросту должны заплатить за все вопросы, которые нам надо решить по колдоговору.
Кроме того, на эти деньги помимо вуза тут же находится “хозяин” – налоговая служба, которая рассматривает их как прибыль и требует уплаты налога в размере 24%. Таким образом, отметил ректор, исчезает понятие, записанное в Законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” – “инвестированные средства в учебный процесс не облагаются налогом”. Проблема, по его мнению, требует государственного решения. И с ним согласились другие участники “круглого стола”. Они выступили с предложением правительству и законодателям скорректировать понятие прибыли для учреждений образования и внести поправки в Налоговый кодекс уже в 2003 году, иначе очень сложно будет составить коллективный договор, предусмотрев в нем какие-то социальные выплаты. Сейчас фактически каждая социальная льгота облагается налогом. Это неминуемо приведет к повышению стоимости обучения в вузе как минимум на 50%, а кроме того, грозит выхолащиванием коллективного договора, поскольку любой администратор постарается исключить все вопросы, касающиеся льгот.
Платное обучение в вузе становится нерентабельным еще и по другой причине.
– Мы все вкладываем в зарплату, но не в развитие вуза, – сказал ректор Барнаульского госпедуниверситета Владимир Михайлович ЛОПАТКИН. – Те средства, которые зарабатываем, мы не получаем, поскольку краевая власть диктует нам стоимость образовательных услуг. Мы же вынуждены с этим согласиться и фактически начинаем работать себе в убыток.
Но кроме студенческой платы за обучение существуют и дополнительные резервы, которые многие вузы не используют, так считает председатель профсоюзной организации Бийского педуниверситета Александр Михайлович БЕСПАЛОВ. Источники дополнительного небюджетного финансирования он видит в активном использовании инновационных технологий.
По мнению участников дискуссии, правовой коррекции и дальнейшего совершенствования требуют не только налоговые, но и бюджетные отношения, в частности, работа казначейства с вузами. “Чтобы нас услышали, нужны точные формулировки и поддержка хотя бы регионов нашего Сибирского округа”, – считает проректор АлтГУ Валерий Валентинович НЕВИНСКИЙ. Пока же, по мнению председателя профсоюзной организации АлтГУ Геннадия Яковлевича ИНЬШИНА, Бюджетный кодекс – одно из самых серьезных препятствий для выполнения коллективного договора.
В том, что проблема эта решается очень плохо, собравшиеся видят немалую долю вины государства, которое не несет в полной мере ответственность за провозглашенные в Трудовом кодексе социальные гарантии и само нарушает принятые законы. На это обратил внимание первый проректор Бийского педуниверситета Михаил Иванович ТОЛОКОННИКОВ:
– Вот Трудовой кодекс, 7-я глава, 40-я статья, читаем: “коллективный договор устанавливает наряду с минимальными, закрепленными в законах Российской Федерации, дополнительные социальные гарантии работников”. Наверное, если это “минимальные” и “закрепленные” и если сказано, что обучение одного студента по закону стоит 80 000 рублей в год, то так и должно быть! Но у нас финансирование только на 15600 рублей.
Однако на практике чем беднее вуз, тем с большим пренебрежением относится он к социальному партнерству и заключению коллективных договоров, и, наоборот, богатым это выгодно. На эту тенденцию обратил внимание участников встречи ректор АГТУ Владимир Васильевич ЕВСТИГНЕЕВ. “Многие вузы сейчас зарабатывают больше, чем получают из бюджета, и в этих условиях очень актуальным становится вопрос, как правильно распределить поступившие средства. Мы стали регулярно и почти стопроцентно получать средства на коммунальные платежи и некоторые социальные потребности (ремонт общежитий, на библиотеки, на практику студентов и т.д.), благодаря чему значительная часть заработанных вузом денег остается в полном его распоряжении, так что мы теперь имеем возможность действительно повысить зарплату своим сотрудникам”.
– Но что первично – смета или колдоговор? – задается вопросом ректор Алтайского государственного аграрного университета Юрий Семенович ЗАГОРОДНЕВ. “Смету мы обсуждаем гласно и живем по смете, независимо от того, есть ли у нас колдоговор. А когда все же заключаем коллективный договор, ориентируемся на смету. Вот почему, я бы сказал, большой значимости сегодня колдоговор не имеет, а все, что регулируется договором, имеет финансовые ограничители”.
“Колдоговор имеет смысл только в том случае, если в нем появляются какие-то гарантии для работников и предусматриваются лучшие условия труда, – считает председатель профкома АлтГУ Г.Я.Иньшин. – У нас, например, есть приложения к колдоговору, и одно из них по охране труда”.
Итоги дискуссии за “круглым столом” подвел председатель краевой организации профсоюза Леонид Ивановский.
Ценность разговора, отметил он, в разнице подходов, позиций, мнений, не только не совпадающих, но в чем-то даже серьезно противоречащих друг другу. Леонид Никитич сделал несколько комментариев к сказанному во время встречи.
Плата за обучение, считает он, фактически снимает с государства ответственность за образование граждан России. “А мы еще не научились настаивать так, чтобы государство выполнило наши требования по установлению нормальной оплаты труда высокопрофессиональным работникам”.
Актуально, по его мнению, предложение о том, чтобы отраслевое общероссийское соглашение между профсоюзом и министерством из двухстороннего превратить в трехстороннее, где третьей стороной должен быть Российский союз ректоров. В Алтайском крае это уже сделано.

О.ПОЛЬЩИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте