search
main
0

Социальное партнерство как повод для творчества. Опыт Пермского края изучали представители пяти федеральных округов

С 17 по 20 июня члены постоянной комиссии ЦК профсоюза по социальному партнерству и взаимодействию с институтами гражданского общества, а также присоединившиеся к ним профсоюзные лидеры регионов Приволжского округа собрались в Пермском крае, чтобы предметно ознакомиться с тем, как развивается социальное партнерство в условиях модернизации образования. В ходе работы комиссии и состоявшихся в этот период многочисленных встреч был продолжен поиск решений наболевших проблем в отрасли на основе многообразия форм социального партнерства в крае.

Роботы для библиотеки

Пермский край был избран для проведения этого заседания не случайно: лидер краевой организации профсоюза Зоя Галайда возглавляет комиссию ЦК по социальному партнерству, в крае оно имеет давнюю историю развития, длиной в 17 лет. Семинар был организован так, чтобы не только ознакомиться с системой работы пермской организации по докладам и розданным материалам, но и увидеть ее в действии. В каждый из четырех дней, отведенных на это мероприятие, его участникам была предоставлена возможность посетить различные учреждения, имеющие интересный опыт социального партнерства и выдающиеся успехи в своем основном виде деятельности – образовании.

Ими стали в первую очередь два вуза: Пермский государственный университет и Пермский государственный технический университет, признанные победителями конкурса инновационных вузов России в рамках ПНПО. Если технический университет недавно приступил к реализации инновационной образовательной программы, то ПГУ выиграл конкурсный отбор еще в 2006 году и сегодня активно осваивает новое оборудование, приобретенное на выделенные ему средства.

Именно здесь, в стенах старейшего вуза Урала, основанного в 1916 году по указу императора, начался основной, самый насыщенный и дискуссионный, день совещания. Сегодня на 12 факультетах ПГУ обучаются 18 тысяч студентов. Первые корпуса университета были построены богатым пароходчиком Мешковым. Традиции благотворительности, заложенные еще в прошлом веке, живы здесь до сих пор. Последнюю новостройку, заложенную еще в 80-х годах, удалось завершить совсем недавно: за счет того, что ПГУ попал в федеральную программу, а главное, университет поддержали выпускники. Треть этого корпуса, в котором расположились геологический и географический факультеты, построена на их деньги. У дверей основного входа есть даже памятная доска с именами тех, кто помогал строить здание.

Напротив нового корпуса расположен университетский ботанический сад. В ПГУ есть

10 музеев, которые планируется объединить в один, но для этого нужны отдельное помещение и поддержка города.

Почти все здания вуза соединены между собой теплыми переходами, чтобы студенты не бегали из корпуса в корпус без верхней одежды: зимы в Пермском крае длинные. Территорию студенческого городка помогают охранять камеры наблюдения. А главное ноу-хау только в проекте. В ближайшем будущем в сотрудничестве с фондом «Оксфорд-Россия» в ПГУ планируется построить огромное здание библиотеки. Уже заказаны роботы в США (у нас, к сожалению, таких найти не удалось): они будут подбирать и поднимать книги из книгохранилища.

В национальном проекте участвовали 9 факультетов ПГУ, исключая экономистов, юристов и географов. У этих факультетов достаточно средств, и они очень хорошо оборудованы. Зато участвовали все естественные и гуманитарные факультеты. На кафедре минералогии и петрографии доцент Константин Казымов показал нам приборы, закупленные на 25 миллионов рублей по национальному проекту. В основном это микроскопы, предназначенные для исследования минералов, горных пород и полезных ископаемых.

Остается только порадоваться за пермские университеты и поздравить их с победой. Удивило меня лишь то, что даже руководители ПГУ, проводившие экскурсию, не смогли доходчиво объяснить, по каким показателям пермские университеты оказались первыми в России среди инновационных вузов. Впрочем, я вспомнила о том, что общепринятого определения инновационного вуза в России еще нет, а значит, нет его и в Перми.

Депутатский привет

Пленарное совещание, ставшее частью работы комиссии ЦК профсоюза, началось в Пермском университете сразу после экскурсии по вузу. На это плановое мероприятие приехала группа специалистов из Центрального комитета во главе с заместителем председателя профсоюза Татьяной Куприяновой. В состав делегации вошли заведующая отделом общего образования ЦК профсоюза Татьяна Алешина, заведующая финансовым отделом Наталья Лебедева и секретарь ЦК профсоюза, заведующий отделом по связям с общественностью и информационно-аналитической работе Михаил Авдеенко. Всего же знакомиться с пермским опытом приехали региональные профсоюзные лидеры из пяти федеральных округов: Приволжского, Центрального, Южного, Сибирского и Дальневосточного.

Со стороны местных властей и общественных организаций на совещании присутствовали ректор ПГУ, председатель Совета ректоров Владимир Маланин, министр образования Пермского края Николай Карпушин, заместитель председателя Законодательного собрания региона Илья Шулькин, уполномоченный по правам человека по Пермскому краю Татьяна Марголина, заместитель руководителя администрации губернатора Сергей Булдашов. Также присутствовали ректоры пермских вузов и председатели профкомов некоторых образовательных учреждений края.

Илья Григорьевич ШУЛЬКИН передал приветствие от председателя Законодательного собрания Пермского края Николая Девяткина и от всех своих коллег, заверив, что профсоюз в стенах регионального парламента «всегда найдет понимание и поддержку». Впрочем, все выступающие заявляли о дружеских отношениях ведомств и организаций, которые они представляют, с профсоюзом. Да и в кулуарах представители пермских профсоюзных организаций говорили о том, что отношения с местной властью, несмотря на некоторые трудности, все же партнерские, а не конфронтационные. Специфика взаимодействия профсоюза с каждой организацией, конечно, своя.

Сергей Николаевич БУЛДАШОВ, заместитель руководителя администрации губернатора, один из лидеров регионального отделения партии «Единая Россия», заявил: «Для меня базовым является слово «модернизация», потому что сегодня мы находимся на очень интересном этапе, когда это слово применимо практически ко всем структурам, существующим в нашем обществе. Система отношений краевого совета профсоюзов и краевой организации партии «Единая Россия» сегодня находится в стадии выстраивания. Между нами существует соглашение, в его рамках мы организуем совместные мероприятия, плюс к этому фракция берет на себя обязательства выступать проводником идей крайсовпрофа и организатором законодательных инициатив от его имени. У нас, с одной стороны, идет модернизация самой партии, после того как ее возглавил Путин, с другой – происходят серьезные изменения внутри профсоюзного движения. Сейчас появилась возможность консолидировать позицию различных отраслевых профсоюзов, выводить любое отраслевое мероприятие на общепрофсоюзный уровень. И на этом совещании слово «модернизация» должно получить развитие, наполниться конкретным содержанием, я думаю, что вы должны выработать те векторы, по которым мы с вами будем двигаться в нашем главном деле: защите интересов трудящихся».

Сфера взаимодействия

расширяется

Зоя ГАЛАЙДА представила собравшимся развернутую картину социального партнерства в крае. Профсоюзная организация работников народного образования и науки, которую она возглавляет, самая большая в регионе, она объединяет 102 тысячи человек – это работающие, студенты и ощутимое количество неработающих пенсионеров, которое с годами увеличивается. Традиции социального партнерства имеют давнюю историю и на уровне краевого совета профсоюзов, и на уровне отраслевой профорганизации.

«Помимо наших прямых партнеров – министерства образования, Совета ректоров – мы взаимодействуем с другими институтами гражданского общества и с властью, – начала свое выступление Зоя Ивановна. – И нам сейчас важно, чтобы такая же система выстраивалась на муниципальном уровне. Сегодня полномочия власти во многом сконцентрированы именно там, и важно, чтобы наши руководители районного и городского звена умели выстраивать партнерские отношения на своем уровне.

Безусловно, основными документами, регулирующими систему социального партнерства, являются различного рода соглашения. Многие вопросы мы решаем в рамках краевого совета профсоюзов, стараемся эффективно представлять интересы наших работников в трехстороннем соглашении. Мы, конечно, имеем соглашение с министерством образования Пермского края. Есть отдельное соглашение по городу Перми. Наша краевая профсоюзная организация имеет соглашение с прокуратурой Пермского края, с уполномоченным по правам человека, с Роспотребнадзором. А с государственной инспекцией по труду мы заключили отдельное соглашение – по вопросам образования.

Когда нашим социальным партнером был департамент образования, мы взяли на себя обязательство совместно добиться решения определенных вопросов. И при принятии закона Пермского края об образовании профсоюзы добились того, что до сих пор наши педагоги имеют надбавки в 25% за высшую квалификационную категорию, 15% – за почетное звание, молодые учителя в течение трех лет получают поддержку из краевого бюджета в размере минимальной оплаты труда. Восемь окладов подъемных получает молодой специалист при поступлении на работу, а педагогам, уходящим на пенсию, положено три оклада. Нашей победой было то, что санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы приобрело законодательную основу. В законе определены механизмы решения вопросов и конкретные суммы на каждый год: 67 миллионов, 75 миллионов, 85 миллионов.

Министерство образования привлекает нас ко всем используемым формам управления качеством образования: мы представлены в различных рабочих группах и комиссиях.

Наш профсоюз также вплетен в систему реализации национальных проектов начиная с координационного совета, который создан при губернаторе и министре образования. Мы состоим в оргкомитете конкурса «Учитель года», в различных рабочих группах по новым системам оплаты труда. Мы добиваемся увеличения краевой составляющей национального проекта. Например, уже два года наши учителя и образовательные учреждения на конкурсной основе получают краевые гранты.

Понятно, что сегодня изменилось законодательство, изменяется миссия профсоюзов, и мы расширяем сферы взаимодействия с институтами гражданского общества. Мы подружились с региональной организацией содействия развитию культуры «Дом дружбы», уже провели совместный конкурс красоты элегантного возраста среди ветеранов педагогического труда. Участвуем в тех конференциях, которые устраивает «Дом дружбы». В городе проводится конкурс «Женщины Перми», в различных номинациях в разные годы его победителями становились и представители нашего профсоюза.

Совместно с молодежной межрегиональной правозащитной сетью мы провели акцию «Социально-экономические права учителей» – сбор подписей среди населения в защиту учителей.

Как известно, на уровне первичной организации председателю профкома сегодня сложно быть независимым человеком. А на районном уровне независимым быть легче. И мы стараемся повышать квалификацию председателей районных (городских) организаций через учебный центр ЦК профсоюза «Гармония», организуем их встречи с профактивом в других регионах России и странах СНГ, они набираются опыта, чтобы быть на высоте. Время ставит перед нами новые задачи, возникают новые проблемы. Надеюсь, что мы, имея ту базу взаимодействия, которая сложилась за многие годы, сможем их решить. В ближайшее время придется очень серьезно работать совместно с властью над наполнением норматива так называемого подушевого финансирования и повышением оплаты труда работников образования».

Основа сотрудничества –

коллективный договор

Ректор ПГУ Владимир МАЛАНИН отметил, что не все пермские вузы имеют профсоюзные организации, а только восемь из десяти, но в Пермском государственном университете оба профкома, студенческий и преподавательский, работают активно: «Студенческая профорганизация у нас очень боевая, вся деятельность по социальной защите студентов контролируется профсоюзами. Сейчас решаются вопросы, которые 10 лет назад стояли чрезвычайно остро: выплачиваются академические и социальные стипендии, выделяются средства для отдыха студентов, ведется работа по трудоустройству выпускников. Если говорить о проблемах, то это в первую очередь не соответствующее современным нормам техническое состояние общежитий, проблема студенческих семей. Достаточных средств для их решения сейчас нет. На последнем заседании Совета ректоров мы еще раз обсуждали вопрос системной поддержки молодежи со стороны города. В первую очередь речь идет о поддержке малообеспеченных студентов, студенческих семей, а также хорошо и отлично успевающих студентов.

Говоря о значимости нашего социального партнерства с профсоюзной организацией работников университета, хочу сказать о коллективном договоре. Именно в нем закрепляется социальная политика ректората, которая направлена на обеспечение трудовых прав и гарантий работников. За последние годы мы более двухсот учебных аудиторий и лабораторий университета переоборудовали, отремонтировали, нам очень помог национальный проект. Это позволило улучшить условия труда преподавателей, благоустроить территорию.

В соответствии с коллективным договором мы ежегодно составляем соглашение по охране труда, которое подписывается ректором и председателем профсоюзного комитета. Все первоочередные мероприятия по охране труда и противопожарной безопасности, как правило, выполняются. Есть система видеонаблюдения, которая решила много проблем.

Не менее важной задачей является достойная оплата труда работников университета. У нас все условия коллективного договора успешно реализуются, также учитывается уральский коэффициент. За последние два года произошло существенное увеличение суммы материальных выплат, например, в 2007 году

61 миллион выплачен из бюджетных средств и 116 миллионов из внебюджетных источников.

Мы создали отдельный фонд для стабилизации профессорско-преподавательского состава, в том числе из него идут доплаты молодым преподавателям. В итоге темпы роста зарплаты в вузе выше инфляции. Многим низкооплачиваемым работникам, особенно тем, у кого зарплата ниже прожиточного минимума, оказывается материальная помощь, которая в сумме измеряется миллионами. В прошлом году мы ощутили нехватку бюджетных средств на 15-процентную прибавку, поскольку были установлены не очень понятные «правила игры». Эта задача еще не решена. Все мы находимся в преддверии новых систем оплаты труда, нас ожидает кропотливая работа, где, безусловно, найдется место и профсоюзной организации».

За креатив будут

поощрять особо

Министр образования края Николай КАРПУШИН сделал акцент на особенностях комплексного проекта модернизации образования в регионе. Этот проект, по словам министра, направлен на реализацию самого широкого спектра преобразований в отрасли. Конечно, осуществить его без участия профсоюзов просто невозможно.

С 1 сентября новая система оплаты труда будет введена в семи пилотных территориях края, в 97 учреждениях. Раньше преподаватель зарабатывал в зависимости от количества часов, что заставляло его брать большую учебную нагрузку. Сегодня, по мнению Николая Яковлевича, ситуация может измениться: «По сути, норма учебной нагрузки учителя – 18 часов, и за эти 18 часов учитель должен иметь достойную зарплату, все остальные выплаты он должен получить из стимулирующего фонда по результатам своей деятельности». Будет ли эта ставка действительно достаточной, покажет ближайшее время.

Следующий принцип, о котором говорил министр, – подушевое финансирование с учетом полной стоимости образовательной услуги. «Только получая финансирование за полное содержание ученика, руководитель учреждения может стать хозяином ситуации и экономить в первую очередь на коммунальных платежах. По Перми мы сэкономили 80 миллионов рублей и перераспределили высвободившиеся средства в фонды стимулирования.

Практически во всех школах созданы управляющие советы, в состав которых входят и представители профсоюзных организаций. Роль их многогранна: участие в распределении стимулирующей части зарплаты, в составлении учебных планов, штатного расписания, вхождение в состав наблюдателей при проведении ЕГЭ.

Модульно-накопительный опыт повышения квалификации – еще одна составляющая проекта. Мы считаем, что каждый педагог должен обучаться в разных центрах повышения квалификации, суммируя при этом модульный пакет. То есть мы доводим средства бюджета до каждого образовательного учреждения, и по этой модульно-накопительной системе учитель сам создает себе портфолио.

Мы запустили проект, в рамках которого до октября этого года в 14 территориях края будут выплачиваться пособия семьям, имеющим детей от полутора до пяти лет, не посещающих дошкольные учреждения. Размер пособий составляет две тысячи рублей. В результате профессионалы (логопеды, психологи и так далее) получают широкую возможность для подработки, так как у населения появились средства для дополнительного обучения детей. Понимая посыл Министерства образования и науки России о том, что дошкольное образование не будет всеобщим и обязательным, мы говорим, чтобы педагоги разворачивали свои интересы в область частного сектора.

Опыт использования интернета также должен изменить труд педагога. Например, урок химии готовят десятки тысяч преподавателей во всех уголках России, и этот урок на одну и ту же тему оказывается очень разным по качеству. Сегодня мы призвали на помощь социальные сети, которые позволят выровнять ситуацию. Вы знаете, что новые технологии позволяют постоянно усовершенствовать так называемый гипертекст. Если все сообщество преподавателей будет над ним работать, то каждый раз, приходя домой, учитель сможет брать самую свежую версию текста. Одновременно появляются учителя, которые создают креативные уроки, и мы начинаем делать им доплаты. В рамках этого проекта создаются и виртуальные объединения педагогов по предметам.

Новации должны не ухудшать, а только улучшать положение человека в отрасли. Эта позиция делает чрезвычайно осмысленным наше сотрудничество с профсоюзом».

Выступление министра, конечно, вызвало интерес профсоюзных лидеров, особенно в части социальной защиты учителей в условиях модернизации образования. Их волновало, насколько возрастет стимулирующая часть оплаты труда, насколько сократятся рабочие места в связи с реорганизацией образовательных учреждений и как управляющий совет будет влиять на заработную плату?

«Мы решили, что на стимулирующую часть в семи пилотных районах отдаем 25 миллионов рублей, – пояснил Николай Яковлевич. – Что касается сокращения, то, как бы нам ни хотелось оставить всех работников на местах, демографическая проблема будет стоять перед нами до 2013-2015 годов. С одной стороны, сейчас наблюдается рост рождаемости, с другой стороны, в школьном и студенческом возрасте – глубокая демографическая яма. У нас практически отсутствуют вакансии в образовании. Мы надеемся на перераспределение труда среди педагогов, чтобы человек не был выброшен из отрасли. Точную цифру сокращения я сейчас назвать не могу.

Управляющий совет – это не попечительский совет, он реально ставит задачу, заслушивает директора, который говорит о том, каких показателей коллектив собирается добиться. И под эти показатели выделяются стимулирующие выплаты. Если через определенное время в докладе руководителя образовательного учреждения сообщается о повышении показателей, управляющий совет выслушивает мнение администрации о том, какие работники конкретно заслуживают стимулирующих выплат. Если же коллектив не достиг заявленных показателей, выясняется, почему не достиг, кто виноват, и, как следствие, размеры стимулирующих надбавок должны быть изменены. То есть отношения будут складываться так же, как у исполнительной и законодательной власти, как у совета директоров и исполнительного директора. Управляющий совет – это совет не профессионалов, но налогоплательщиков, которые могут оценить плюсы и минусы работы учреждения».

Заинтересовал участников семинара и вопрос о стимулирующих надбавках для директоров: как будут рассчитываться они? «Решая вопрос о стимулировании, мы исходим из структуры фонда оплаты труда: 70% – базовый оклад и 30% – стимулирующая надбавка на уровне учреждения, – рассказал министр. – У нас на сайте есть рейтинг территорий, который оценивает их работу по двадцати пяти показателям, пять из них – основные. По рейтингу территории разделяются на четыре группы. Те, кто попадает в первую группу, получают больший стимулирующий фонд, те, кто в последнюю, – меньший. Соответственно в территориях первой группы директора получат больше, а в последней – меньше. Равно, как и руководители органов управления образованием. Каждый учитель может зайти на сайт и посмотреть, как работает его территория. То есть стимулирующий фонд не обязательно будет в каждом учреждении составлять 30%. Если школа не вышла на российский уровень, учащиеся не побеждают в олимпиадах, если там высокий уровень преступности, то надбавки будут меньше».

Впрочем, тут же министр добавил, что в оценке показателей работы школ есть продуманная дифференциация. Никто не пытается сравнивать показатели городской гимназии со школой в отдаленном селе, где совершенно другая социальная среда.

Маргинализация

учительства – уже реальность

Овациями было поддержано краткое выступление ректора Пермского краевого института повышения квалификации, заместителя председателя ассоциации ИПК Приволжского округа Всеволода КУРДИНА: «Что такое профсоюз в образовании? Да, осталась борьба за копейку, за улучшение условий труда, защита от ненормальных работодателей, но посмотрите, как изменилась роль профсоюза. Это и сопровождение национального проекта в образовании, и участие в аттестации педагогов. Причем профсоюз в большей степени выступает защитником, чем допрашивающей стороной. Уважение, которое я вижу по отношению к краевой организации профсоюза, связано с гигантской работой и нервным напряжением. Профсоюз – это, наверное, единственная общественная организация, которая осталась от советского времени, сумев сохранить свою структуру и самостоятельность. Зоя Ивановна Галайда создавала профорганизацию у нас в институте. Когда меня избрали ректором, профсоюзной организации не было, сейчас она есть. Наш профсоюз – это и повышение квалификации, и забота об учителе.

Мы никогда раньше не говорили о маргинализации учительства, сегодня социологи об этом говорят открыто. На учителя с 90-х годов обрушилась масса проектов, большинство из которых провалилось. И каждый проект, каждая инновация отбирала здоровье, время и нервы. Учителя говорят: сначала дайте нормальную зарплату, а потом ведите речь о стимулирующих доплатах. Учитель не может себе позволить полноценно отдыхать и лечиться. Но больной учитель выпустит больного, нервного выпускника, и так мы потеряем все общество. Председатель профкома моего вуза – человек неудобный, как и лидер краевой организации Зоя Ивановна. Я просто хочу сказать большое спасибо каждому из вас. Не потому, что вы гости, а потому, что вы работаете в самой важной и сложной отрасли. Где люди, где дети, там и будущее».

Тревожные процессы

Пленарное заседание завершила заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Викторовна КУПРИЯНОВА: «Сейчас очень важно найти способы широкого обсуждения наболевших проблем, особенно в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования. Поэтому, развивая механизмы социального партнерства, предусмотренные действующим законодательством, мы одновременно должны использовать новые переговорные площадки. И не только в самом педагогическом сообществе, но и вовне. Мы должны вовлекать в обсуждение острых проблем как можно более широкие слои населения. Эта работа даст реальные результаты, если следствием таких обсуждений будет конкретная программа действий по повышению социальных гарантий работников в условиях широкомасштабных преобразований.

В сентябре состоится совместное совещание ЦК профсоюза и Министерства образования и науки РФ по проблемам, связанным с комплексной модернизацией образования и введением новых систем оплаты труда как на региональном, так и на федеральном уровне. У нас, профсоюзов, действительно есть большой ресурс для участия в формировании образовательной политики. Это, к сожалению, пока с трудом понимают во властных структурах. Сегодня они все больше ориентируются на новую модель общественной жизни. Участники презентаций, фестивалей, различных «тусовок», вплоть до модных ночных клубов, все чаще представляются как реальные выразители интересов населения, в первую очередь молодежи, а также интеллигенции. В результате применения различных политтехнологий делается попытка оттеснить традиционные институты гражданского общества, в том числе и профсоюзы, от участия в формировании социальной и образовательной политики. Это очень тревожные процессы, представляющие серьезную опасность для нашей отрасли и общества в целом. И задача профсоюза – адекватно действовать в интересах образования, учителей, их воспитанников».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте