Право на помощь имеет каждый
Но получать ее должны только те, кто в ней действительно нуждается
Экономические преобразования в стране (особенно приватизация) разрушили, казалось, вполне надежный отлаженный механизм социальной защиты – он стал нежизнеспособным. Приватизированные предприятия, стараясь выжить, всеми способами освобождаются от обязанности обеспечивать хотя бы минимум социальных услуг. Поскольку те сопряжены с большими материальными затратами.
Кроме того, федеральные и региональные бюджеты сегодня испытывают крайне тяжелые затруднения. В этих условиях местные власти все больше принимают на себя груз ответственности за организацию и управление социальной сферой и ее объектами. Однако и у них тоже нет достаточных средств, чтобы поддерживать необходимый уровень социальных услуг. В последнее время региональные и местные органы управления немало сделали, стараясь решать все более обостряющиеся социальные проблемы: где-то пенсионеры не платят за проезд в городском транспорте, где-то открываются бесплатные столовые для голодающих, в других местах студенты и старшеклассники получают именные стипендии – примеров много… Однако эти усилия разрозненны, и единой картины последовательной социальной политики они не создают. Мы не чувствуем себя защищенными, любой из нас, даже относительно богатый, не уверен в завтрашнем дне. Проблемы стали еще более острыми после 17 августа, когда разразился финансовый кризис, последствия которого определены уже и в цифрах. Самая яркая из них: 61 процент россиян имеют доход ниже прожиточного минимума (а сам этот минимум сегодня увеличился с 470 до 700 рублей)! Это значит: больше половины страны не питается нормально, не может хорошо одеться, учиться, лечиться, отдыхать. А помочь этим людям сегодня становится еще более сложной проблемой. В течение последних четырех лет социальные расходы не превышали 16 процентов валового внутреннего продукта (тогда как в Европе эта цифра составляет в среднем 30 процентов). О какой социальной помощи в таком случае может идти речь?!
И что же делать? Как, какими путями преодолевать эти социальные последствия кризиса?
Прежде всего имеющиеся финансовые ресурсы в нашей стране надо использовать эффективно. Этот вывод был сделан на Международной конференции “Экономические аспекты социальной политики в России”, которая состоялась в Москве по инициативе Министерства экономики РФ и делегации Европейской комиссии. В ней приняли участие представители правительства, министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, сотрудники Всемирного банка, бюро Тасис (так называется проект помощи России со стороны Европейского Союза).
Итак, добиться большей эффективности использования имеющихся сегодня в социальной сфере ресурсов можно – так решила конференция. Но только тогда, когда социальная поддержка в нашей стране станет адресной. Сегодня мы все чаще и чаще говорим о проблеме бедности в России. Но что такое бедность? У этой категории, оказывается, множество определений. В Европе различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность – это когда люди борются за выживание, у них просто не хватает денег на хлеб. Бороться с таким видом бедности можно с помощью системы социального обеспечения, основанной на проверке нуждаемости. Иначе говоря, надо попросту проверять, в какой степени нуждается в помощи человек или семья, определяемые как абсолютно бедные.
Относительная бедность означает, что часть населения живет хуже среднего. Степень такой бедности снижается, если более равномерно распределять доходы населения, чего у нас сегодня нет: доходы богатых людей в десятки раз превышают доходы основного населения. Сегодня мы вынуждены констатировать: в России существует абсолютная бедность. Но для борьбы с ней требуется решимость. И первым шагом этой борьбы должно стать определение порога абсолютной бедности, ниже которого люди не должны опускаться. Затем необходимо выявить людей, доходы которых ниже черты бедности и кому в первую очередь требуется помощь.
У адресности две стороны: право на помощь имеет каждый, но получать ее должны только те, кто в ней действительно нуждается. В подтверждение этой истины достаточно привести только один пример из нашей жизни: детские пособия сегодня получают и те, кого называют “новыми русскими”, если у них есть дети. А разве они нуждаются в этих 58 рублях так же, как и те, кто живет за чертой бедности? Вот вам и эффективность использования ресурсов.
Сегодня в нашей стране 68 процентов населения получают 150 видов социальных льгот и пособий. Однако за чертой бедности находится 20 процентов людей. Это означает, что значительная доля социальных льгот направляется на поддержку групп, имеющих средние и высокие доходы. Почему? Да потому, что льготы предназначены для категорий людей, а не для отдельных граждан в зависимости от фактического уровня их нуждаемости. Происходит же это потому, что в стране отсутствует соответствующая нормативно-правовая база. Чтобы определить нуждаемость, необходимо иметь систему реальных минимальных социальных стандартов, то есть надо попросту знать, сколько, чего нужно человеку, чтобы жить нормально. Правда, в некоторых регионах уже применяются те или иные системы проверки нуждаемости. Однако примеры эти разрозненны, это только лишь инициативы. Задача в том, чтобы их развивать.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Комментарии