29 апреля 2004 года Правительство РФ рассмотрело и одобрило предложения Министерства финансов РФ о внесении изменений в законодательные акты РФ и об отмене некоторых федеральных законов в сфере образования, науки и молодежной политики. Предлагаемые шаги специалисты уже успели окрестить «тайной социальной революцией», и они не так уж далеки от истины, поскольку все одобренное правительством потребует, по сути дела, изменения всего законодательства в социальной сфере, и не только в ней.
Какие законы оказались ненужными новой исполнительной власти?
Впечатляет количество: предполагается внести изменения в 154 законодательных акта РФ, причем единым законом. Среди законов, которые подвергнутся изменениям, – «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О государственной поддержке молодежных детских общественных организаций», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», «О минимальном размере оплаты труда», «О науке и государственной научно-технической политике». Из всех этих законов рабочая группа при Центре стратегических разработок под руководством Игоря Шувалова предлагает убрать многое: упоминание о федеральной программе развития образования, материально-технической базе образовательного учреждения и ее развитии, о налоговых льготах, о единых мерах социальной поддержки учащихся, о компенсационных выплатах на книгоиздательскую продукцию и многом другом.
Объясняется такая «расправа» с образовательным законодательством прежде всего намерением Минфина РФ привести все социальное законодательство в соответствие с Бюджетным и Налоговым кодексами, с разработанными под руководством Дмитрия Козака федеральными законами о разграничении полномочий между всеми ветвями власти, а также итогами фундаментальной реформы федеративных отношений и местного самоуправления, которая должна перевести на региональный и муниципальный уровни многие функции, разграничить предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. В логике этого в законодательных актах предполагается распространить государственные гарантии минимального размера оплаты труда и окладов ЕТС только на федеральные образовательные учреждения, передать организацию и финансирование отдыха детей в каникулярное время местным органам власти, возложить на них финансирование дополнительного и общедоступного дошкольного образования. То есть никаких федеральных гарантий по выплатам не будет. Более того, былое соотношение размеров средней зарплаты работников образования со средней зарплатой работников промышленности, установление определенной доли ВВП, направляемой на нужды науки и образования, установление единых для всей страны мер социальной поддержки учащихся и студентов уйдут из федерального законодательства.
С бухгалтерской линейкой в образовательный ряд
Минфин понять можно – ему хочется сократить расходы на федеральном уровне. Понять нельзя другого – выгода в финансово-экономической сфере может привести к необратимым социальным явлениям в обществе, которые никакой экономической выгодой не оправдаешь. По сути дела, Минфин и всевозможные комиссии берут на себя смелость отменить приоритетность образования для государства. На этом фоне все проекты бывшего министра труда и социального развития Починка, вызывавшие яростный протест образовательной общественности, кажутся теперь легкими косметическими предложениями, хотя они разрывали единое образовательное пространство на региональные и муниципальные куски, не давая никаких федеральных гарантий оплаты труда работников образования. В новых предложениях, кстати, тоже нет никаких федеральных гарантий. Что же мы можем получить в результате изменений в законодательстве, одобренных правительством?
Давнее «вассал моего вассала – не мой вассал» восторжествует во всей красе. Каждый властный уровень будет отвечать за финансирование образования только на своем уровне и из возможностей доходной части своего бюджета и дотаций бюджета вышестоящего, которые могут быть, а могут и не быть. Федеральный центр за нормы оплаты не будет нести ответственности, он не должен будет финансировать дефицит региональных и муниципальных бюджетов, который не даст возможности выплачивать учителям нормальную зарплату. Какие там индексации и повышения окладов, какие там соотношения с оплатой труда в промышленности, какие там надбавки и доплаты – все отдадут на откуп местной власти, а она просто захлебнется, когда ей на плечи упадут практически все заботы по образованию, здравоохранению, культуре, пенсиям, пособиям, системам начального и среднего профессионального образования, которые переведут на региональный бюджет, и так далее. Требования по уровню и качеству образования будут по всей стране едиными, тем более что у нас есть единые экзамены, базисные учебные планы, школьные стандарты, но исполнять все это единое будут в отдельных региональных и муниципальных квартирах со своими тарифами в каждом отдельном случае. Губернаторов, кстати, никто не спросил, смогут ли они справиться со всей этой махиной проблем при известных малых возможностях региональных бюджетов.
Самое странное, что Минфин, видимо, вообще не просчитывает те социально-экономические риски государства, которые неизбежны при таком изменении законодательства об образовании. Все это мы уже проходили в 90-е годы, когда государство вдруг решило, что дошкольные учреждения ему не нужны и не интересны. В результате большая часть госсобственности была утрачена, сегодня разговор идет о возможной утрате госсобственности в сфере НПО и СПО, об изменении статуса вузов и возможной их приватизации, а по большому счету – к переходу образования на коммерческие рельсы. Ведь изменения в законодательстве предполагают отмену моратория на приватизацию учебных заведений. Таким образом, государство потеряет основные фонды государственной системы образования. Но речь идет не только об этих потерях.
Президент в своем послании Федеральному Собранию говорил о том, что количество студентов увеличилось в три раза, дескать, кому такое нужно. После этого исполнительные чиновники кинутся, разумеется, наводить порядок и сокращать количество студентов. До негосударственных вузов они не дойдут (руки коротки расправляться с вполне самостоятельными в юридическом и материальном отношении учебными заведениями, хотя именно за их счет так возросло количество студентов в стране), а вот с государственными могут они сделать все что угодно и даже превратить их в негосударственные. Вузам предлагают уже сейчас стать коммерческими организациями и оказывать коммерческие услуги, хотя они должны оказывать бесплатные конституционно гарантированные услуги. Когда-то в Концепции реструктуризации бюджетной сферы разводились понятия коммерческой и конституционно гарантированной услуги в том смысле, что учреждения, оказывающие гарантированные услуги, не могут изменять свой статус. В законопроекте об изменениях законов, одобренном правительством, такого «развода» нынче нет и в помине. Более того, поскольку региональным и муниципальным бюджетам отдают федеральные мандаты без передачи дополнительных доходных источников для их обеспечения, путь к приватизации всех без исключения учебных заведений отныне станет прямым и свободным. Ведь региональные бюджеты никогда не могли сразу повысить зарплату учителям, когда такое решение принимали федеральные власти и делали этот шаг только после того, как поступали дотации. Внесенные изменения вообще могут разрушить всю систему образования. Мы недавно сокрушались, что в результате реструктуризации сельской школы уменьшится их количество, сегодня школы будут закрываться и без реструктуризации – лишение сельских учителей небольших сегодняшних надбавок и льгот лишит эти школы всех кадров.
Социальное партнерство становится мифом
Все принятые правительством изменения в законодательстве стали делом келейным, с документами, судя по всему, не были ознакомлены ни депутаты, ни сенаторы, ни министры, ни губернаторы, ни профсоюзы. Поразительно, что все это делается в нарушение закона о Российской трехсторонней комиссии. Впрочем, изменения в составе Правительства РФ привели к тому, что до недавнего времени комиссия вообще не работала, так как не было там представителя правительства, и только недавно президент поручил это заместителю председателя правительства Александру Жукову. Кроме того, вообще не исполняется генеральное соглашение в части принятых правительством обязательств, а уж о новом генеральном соглашении и говорить не приходится, поскольку нет работающей РТК.
Создается впечатление, что новые министры образования и науки, культуры, здравоохранения и социального развития не поняли, чем их сферам грозят предложенные изменения. Правда, заместитель министра образования и науки Владимир Фридлянов на недавнем выездном пленуме ЦК Профсоюза работников народного образования и науки в Санкт-Петербурге сообщил, что министерство направляло свои замечания в предлагаемый законопроект, но поиски этого документа корреспондентом «Учительской газеты» оказались тщетными – то ли этого документа вообще нет, то ли он такой, что знакомить с ним образовательную общественность министерство стесняется.
Страну потрясут протесты бюджетников
Профсоюз работников народного образования и науки был первым, кто забил тревогу по поводу планов правительства. Протест профсоюза поддержали Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы, а затем и исполком Федерации независимых профсоюзов России.
18 мая 2004 года Пленум ЦК Профсоюза работников образования и науки принял решение о проведении Всероссийской акции в защиту трудовых прав и социально-экономических прав работников образования. Профсоюз выдвигает следующие требования:
рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в установленном законодательством порядке до внесения в Государственную Думу подготовленные Минфином России законопроекты по вопросам разграничения полномочий органов власти всех уровней и обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ;
внести в законопроекты по изменению системы оплаты труда работников бюджетной сферы положения, предусматривающие законодательное закрепление для отраслей, реализующих конституционные гарантии прав граждан, отраслевые системы федеральных государственных минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда;
внести в законопроекты, направленные на расширение организационно-правовых форм образовательных учреждений, ограничения на изменение организационно-правовых форм для образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии прав граждан на образование;
не допустить отмены Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Закона РФ «О социальном развитии села», Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования и других бюджетных отраслей в 2004 году и повышение заработной платы (окладов) работникам бюджетной сферы в 2005 году не менее чем в 2 раза;
не допустить принятия законодательных актов, ведущих к снижению уровня социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством работникам образования и обучающимся.
I этап Всероссийской акции протеста пройдет в форме митингов, шествий и пикетирования зданий Правительства РФ, Госдумы РФ в Москве с участием представителей территориальных организаций профсоюза, у зданий законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Исполком ФНПР принял решение о поддержке профсоюза образования и других профсоюзов непроизводственной сферы – в акции 10 июня примут участие все профессиональные союзы России, которые продемонстрируют свою солидарность с бюджетниками.
Самое интересное, что в акции могут принять участие и представители властных структур, ведь предлагаемые изменения в законодательстве не только оставят их один на один с обездоленными бюджетниками, но и заложат под них «мину» – в случае нелояльности вышестоящим уровням власти с них всегда могут спросить за ненадлежащее исполнение врученных мандатов, за недолжное и неэффективное использование госимущества, неактивный поиск источников дополнительных доходов для местных бюджетов и т.д.
Учебный год может не начаться вовремя?
Может. Если федеральные органы законодательной и исполнительной власти не примут меры для выполнения требований профсоюзов, профсоюзы начнут подготовку к проведению Всероссийской забастовки осенью 2004 года с требованиями:
– законодательного закрепления отраслевых систем федеральных государственных минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда работников для отраслей, реализующих конституционные гарантии прав граждан;
– провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования и других бюджетных отраслей в 2004 году и повышение заработной платы (окладов) работникам бюджетной сферы в 2005 году не менее чем в 2 раза.
Народ бунтует тогда, когда власти не хватает ума проявить свою заботу о нем. Может быть, нашему государству достанет его, чтобы не допустить учительской забастовки вместо начала нового учебного года?
Комментарии