или Может ли альтернативой стать семейное образование?
Восемь лет назад моя знакомая заявила, что не станет отдавать ребенка в школу и будет обучать его дома сама. Тогда я стал ее отговаривать, убеждать, что школа – это святое, что ничего хорошего из ее затеи не выйдет, что образованием должны заниматься профессионалы.
Но позже мне попалась статья аспирантки РАО Анастасии Якуниной в журнале «Школьный психолог» (№10, 2012) «Родитель в роли учителя». В статье она пишет, что все исследования говорят о бо́льшей эффективности семейного образования как в сфере учебных достижений, так и в сфере социализации. У детей, получивших образование в семье, более «взрослое» поведение, они меньше смотрят телевизор и больше читают, они спокойнее, вежливее, самостоятельнее и дисциплинированнее выпускников школ. «Домашние» дети эффективнее устанавливают контакты со взрослыми людьми, чаще ходят на выборы и реже совершают преступления.
Все другие статьи в профессиональной литературе про семейное образование, которые мне попадались с тех пор, содержат такой же однозначный вывод: качество обучения и воспитания в семье выше, чем в школе.
С учебными достижениями все более-менее понятно и логично: индивидуальное обучение эффективнее группового. Но как объяснить лучшее качество социализации? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. И для начала вспомним, что такое социализация.
Социализация
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.Образно выражаясь, социализация – это пропитывание человека обществом.
Воспитание как целенаправленный процесс привития человеку образцов поведения, норм и ценностей является одним из механизмов социализации.
Чрезвычайно важно в этом определении отсутствие упоминания содержания социализации. Социализация – это усвоение любых образцов поведения, любых норм и любых ценностей. Какое общество, такая и социализация. Человек в XXI веке усваивает нормы и ценности XXI века. Человек Средневековья усваивает образцы поведения Средневековья. Ребенок в Китае усваивает культуру Китая, ребенок на Кубе – культуру Кубы. Социализация одинаково успешно происходит везде, где есть люди: в семье, в муниципальной школе, в детском доме, в колонии для несовершеннолетних. С волками жить – по волчьи выть. Если ты общаешься с джентльменами, то и ты начинаешь вести себя как джентльмен.
Когда ребенок учится в форме семейного образования, восклицают: «А как же социализация?!» Ответ: так же как и везде – автоматически.
Более интересен вопрос содержания социализации: какие нормы и образцы поведения окружают ребенка? Какую среду социализации предлагает современная российская муниципальная школа?
Рейды и облавы
В 2019 году на сайте «УГ» была опубликована статья Елены Грибовой «Страхи тревожной мамы, или Чему на самом деле учат в школе?». Когда она привела ребенка в государственную школу, она была немного шокирована. Ей даже учительская лексика режет слух: «долги», «рейды», «инспектирование» – какая-то криминальная хроника, а не детское образовательное учреждение.
По мнению Елены Грибовой, учителя внушают детям три послания:
1. Ты никогда не будешь достаточно хорош.
2. Главное в школе – план (а не состояние здоровья, знания или способности ученика).
3. Страх («Бойся нас! Мы здесь устанавливаем правила»).
Дети должны усвоить эти нормы, чтобы успешно функционировать в школе.
Уровень Верки Сердючки
Вот еще фрагмент письма Оксаны Н., мамы восьмиклассника, Петрозаводск («Учительская газета», №7 от 12 февраля 2019 года):
«… посещение школьной линейки, где по логике ожидала увидеть порядок, огорчило. Отсутствовало построение по классам, дети стояли общей кучей. Неприятно поразило, что во время звучания гимна собственной страны дети ходили, переговаривались. То же происходило, когда к ним с импровизированной сцены с речами обращались гости праздника. Еще более низкий уровень общей культуры показали последующие школьные мероприятия. Представьте, что на празднике учитель вместе с детьми исполнял песню из репертуара Верки Сердючки с явным алкогольным подтекстом. На замечание родителей прозвучал ответ, что песню поет вся страна. Считалось всегда, что образование призвано поднимать общую культуру учащихся. Неужели сегодня оно сводится только к изучению предметов и сдаче ЕГЭ? Печально как-то».
Школа против воспитания
Итак, проблемы с содержанием школьной социализации есть, они серьезные и видны невооруженным глазом. Что на эти проблемы отвечает школа? Школа отвечает девизом: «Воспитание (социализация) – это ответственность родителей».
Среди учителей большой популярностью пользуется объявление для родителей из Интернета:
Уважаемые родители!
Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома.
Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.
Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.
Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.
А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре.
Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем.
У школы очень странная и противоречивая позиция. Когда дети плохо себя ведут, учителя говорят, что это вина и ответственность родителей. Когда родители забирают детей на семейное образование, чтобы контролировать воспитание ребенка, учителя говорят: «А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?»
Есть еще несколько важных нюансов школьной социализации.
Работа в команде
Широко распространена ошибочная идея, что школа учит детей совместной деятельности, командной работе. На самом деле ученики школы имеют целью получить аттестат и оценки. Каждый ученик получает персональный аттестат и персональные оценки. Дети просто учатся рядом, но не занимаются никакой совместной деятельностью.
Буллинг
Россия входит в десятку лидеров по распространенности буллинга в школе.
Детское насилие не пресекается в школах по разным причинам: тут и низкая правовая культура, и высокая загруженность учителей. Но есть и главная, самая неприятная причина – статистика. Директора школ не обращаются в полицию по фактам насилия детей в школе, чтобы не портить свою статистику. Чем больше обращений в полицию, тем больше детей на учете. Чем больше детей на учете, тем хуже показатели работы школы. Чем хуже показатели работы школы, тем ниже оценка деятельности директора. Иначе говоря, если директор всерьез начнет бороться с буллингом, то его уволят.
Коммуникация
Часто под вопросом «А как же социализация?» скрывается вопрос «А как же коммуникация, общение?». Ведь потребность в общении является одной из важнейших для человека.
Эксперты полагают, что численность детей в хорошей школе не может быть более 500‑800 человек. Это максимальные цифры. В лицее Михаила Щетинина учились 108 человек. В Академии Рона Кларка обучаются 120 детей. В идеальной школе должно быть не более 150 человек.
В современных городских школах учатся 1‑2 тысячи детей. Людей в них слишком много. Слишком много коммуникации. Слишком много шума. Слишком много агрессии и грубости. Огромное количество людей – это недостаток муниципальных школ, а не преимущество перед семейным образованием.
История образования
Вопрос «А как же социализация без школы?» особенно нелеп в исторической перспективе. Всего сто лет назад и тысячелетия перед этим многие дети не учились в школах. И тогда никто не переживал по поводу социализации: ребенок живет в социуме, через это и социализируется.
Всеобщий охват школьным образованием существует всего несколько десятилетий. В масштабах истории это лишь небольшой эпизод.
У школы всего одно преимущество – цена. До недавнего времени это был самый дешевый способ давать знания.
Интернет произвел революцию. Теперь дешевле стало получить общее образование онлайн. Муниципальная школа бесплатна, но требует расходов: канцелярия, проезд, питание, форма, взносы в фонд класса, школы, на охрану.
Посмотрите стоимость обучения на InternetUrok.ru – убедитесь, что муниципальная школа обходится действительно дороже. И да: качество преподавания InternetUrok.ru выше, чем в муниципальной школе.
Некоторое время назад появился государственный проект школьного онлайн-образования – Российская электронная школа (resh.edu.ru). Еще есть Московская электронная школа, Фоксфорд и другие. То есть уже сегодня существует несколько высококачественных онлайн-школ, как платных, так и бесплатных.
В России и во многих других странах есть тенденция к переходу детей на семейное образование. В США в 2015 году дома обучались уже более 2 миллионов детей – 8% от общего числа учеников. За два года (2017‑2019) количество детей на семейном образовании в России выросло более чем в 10 раз – с 8,5 тысячи до 100 тысяч человек. С такой тенденцией уже в ближайшие годы каждый десятый ребенок в России будет учиться в форме семейного образования.
Вековая традиция семейного образования лишь на несколько десятилетий XX века уступила место школе. Теперь эта традиция вернулась. Возможно, через несколько десятилетий массовые школы вообще перестанут существовать.
Семейное образование
Дети, находящиеся на семейном обучении, не изолированы от общества – они общаются с членами своей семьи, с соседскими ребятами, заводят друзей в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях. На семейном образовании дети и их родители могут управлять кругом общения, могут выбирать качественных, культурных и интересных друзей. Школьники же вынуждены общаться с теми, кто сидит рядом в классе, кто учится в той же школе.
На YouTube-канале «Лазарев М.И., InternetUrok – родителям» можно посмотреть интервью с детьми на семейном образовании и их родителями. Эти семьи имеют многолетний опыт обучения и в школе, и в семье. Их опыт однозначно свидетельствует о более качественном обучении и воспитании дома.
Достойные выпускники
Все вышесказанное не означает, конечно, что все выпускники школ имеют низкий уровень культуры. Нет. В школах учится много замечательных во всех отношениях детей. Но они такие замечательные благодаря школьной культуре или вопреки ей?
Резюме
Итак, качество социализации в современной российской школе низкое. Родители об этом знают, и это одна из главных причин, почему они переводят своих детей на семейное образование.
Что делать с этой информацией нам, педагогам?
Во-первых, мы можем лучше заниматься воспитанием (социализацией) детей. Есть школы, которые прикладывают колоссальные воспитательные усилия и добиваются высокого уровня культуры своих учеников: лицей Михаила Щетинина, Академия Рона Кларка, финская система образования, множество школ на всех континентах работают по программе «Лидер во мне».
Во-вторых, мы можем не удивляться, не возмущаться и не восклицать: «А как же социализация?» – когда родители переводят своих детей на семейное образование.
Исследования показывают, что одна из главных трудностей, с которой сталкиваются родители на семейном образовании, – это непонимание и осуждение со стороны близкого окружения. Мы можем оказать родителям моральную поддержку. Мы можем отнестись к решению родителей с пониманием и признать, что при правильном подходе на семейном образовании их дети добьются гораздо большего, чем в школе, в том числе в сфере социализации.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии