search
main
0

Социализация через информатизацию. Останется ли школьная газета стенной?

Стенгазеты существовали везде и всегда, но только с началом процесса активной компьютеризации системы образования стал возможным выпуск полноценной печатной периодики. В конце 90-х в школах Томской области начался бум школьной прессы. Практически каждая школа, включая сельские, начала выпускать собственный «Школьный вестник», «Переменку», «Пятерку» и так далее. Что же мы наблюдаем сейчас?

В области уже десять лет существуют два фестиваля для начинающих журналистов – «Летающий жираф» и «Золотое перо». Однако если в 2006 году здесь насчитывалось более 50 подобных изданий, то в 2007-м – уже меньше 30. И это не случайно. По идее вместе с формой должно было измениться и содержание. Именно благодаря ИКТ школьная пресса получила принципиально новые возможности – выполнять важнейшие функции социализации подростка, давать ключевые навыки работы с информацией в современном мире. Увы, к сожалению, мы нередко продолжаем забивать микроскопом гвозди. В сознании многих педагогов печатная школьная газета остается лишь тем, чем была в свое время стенная – кружком по интересам, способом сплочения коллектива, возможностью творческой самореализации учеников.

А ведь нынешние старшеклассники при желании способны выполнять все, что необходимо для выпуска печатной школьной газеты, – от написания текстов статей до верстки, дизайна и подготовки макета к печати. Правда, ключевую позицию здесь продолжает занимать руководитель. И именно от него зависит, реализует ли школьный пресс-центр весь свой потенциал и даже вообще останется ли на плаву без его непосредственной поддержки. Так, например, старейшая из всех школьных газет Томска и Томского района «Школьный калейдоскоп» (село Нелюбино) прекратила свое существование после того, как ушел педагог, который растил эту газету на протяжении одиннадцати лет. И это, к сожалению, далеко не единственный пример.

Во многих образовательных учреждениях города и области руководителями пресс-центра чаще всего являются учителя информатики, русского языка и литературы. Нередко работа таких педагогов в паре бывает довольно успешной, примером чего стала газета «Эльдорадо» Моряковской средней школы (Томский район, Моряковский затон). Хотя это скорее исключение. Подобный тандем появляется далеко не всегда и, даже появившись, не всегда оказывается состоятельным.

Так или иначе школьный педагог, как правило, не обладает необходимым набором знаний из сферы журналистики и технологий производства газеты. А ведь именно умелое балансирование на грани педагогики и журналистики дает необходимый эффект социализации школьников.

В целом неплохой выход нашли несколько школьных пресс-центров, руководителями которых стали студенты факультета журналистики (газета «Зебра» гимназии №6 Томска, «Ликбез» гимназии №29 и другие). При этом вопрос о символических размерах зарплаты для таких руководителей и непосильных объемах обязательных педагогических отчетностей мы пока оставляем за скобками (хотя это чаще всего и является главной причиной несостоятельности такого типа руководства).

Разумеется, далеко не каждый, кто принимает участие в создании школьной газеты, после школы идет поступать на факультет журналистики. Но многолетняя практика показывает: ребята, прошедшие школу детской журналистики, оказываются более приспособленными к обучению в университете, к самостоятельной жизни и даже к выходу на рынок труда. Приведем несколько примеров того, чему реально может научить работа в школьной газете.

Работа с компьютерными файлами

Производство газеты, пусть даже на уровне школы – это пример классической технологической цепочки. Элементарные навыки набора текста, грамотной работы с компьютерными файлами появляются именно в процессе подготовки номера газеты – по сути, в реальной жизненной ситуации, а не на уроке информатики. Любая ошибка влечет за собой сбой в этой цепочке.

Скажем, начинающий журналист сдает текст дизайнеру (верстальщику) в неверном формате или вставляет в текстовый файл Word иллюстрации к материалу, а не прилагает их отдельно. Все это сильно осложняет и замедляет дальнейшую работу. Так, уже на практике приходит понимание, что грамотная работа с файлом – это не просто умение внести в него нужную информацию, но способность сделать так, чтобы с этой информацией смог работать другой человек. Кроме того, учитывая то, что дизайнером может быть подкованный в плане умения использовать разные компьютерные программы старшеклассник, возникает ситуация, когда «равный обучает равного». Это также повышает эффективность усвоения полезных навыков.

Работа с информацией, критичность мышления

Даже если считать, что работа с файлами в принципе это дело техники и ей можно научиться в урочное время, то, как обращаться с информацией, к сожалению, пока не учат ни на одном уроке. А современному выпускнику просто необходимо «быть немного журналистом». Ведь это, по сути, означает умение найти и выделить нужную информацию в условиях современного запредельного «информационного шума», потока лишних сведений, сообщений, фактов. Нужно уметь эту информацию грамотно, взвешенно, объективно оценить.

Реальный пример: ученица 10-го класса Катя горит желанием написать статью о плачевном состоянии здания школы – штукатурка отваливается, водопроводные краны сломаны. Она приносит на собрание и показывает не материал для публикации в газете (пусть и учебной, школьной), а скорее сочинение на тему «Как я не люблю свою школу», подкрепленное мнениями пары учеников. «Катя, а ты поговорила с директором? А с завхозом, с учителями? Посмотрела ли, какова ситуация в других школах?» – закономерно спрашивает ее редактор-руководитель. Нет, конечно же, ведь когда Катя писала, она обо всем этом даже и не подумала…

Журналист-корреспондент должен уметь говорить с людьми, прежде всего с незнакомыми. Важно уметь находить именно тех, кто может дать тебе максимально полную информацию, оперативно связаться с ними, наладить контакты, уметь задавать вопросы и, конечно же, слушать и слышать. Кто скажет, что все это сегодня нужно только работнику СМИ? Развитие у детей разностороннего, критического мышления также входит в задачи руководителя школьной газеты. И при его соответствующем серьезном отношении к своей работе эти задачи выполняются даже с большей эффективностью и быстротой, чем, скажем, в рамках урока истории или обществознания. Ведь обучение происходит в процессе создания реального творческого продукта.

Социализация

При умелом руководстве у учеников, принимающих участие в создании газеты, и у читателей (тоже учеников) вырабатывается способность оценивать состояние общества и видеть проблемы, причем, что очень важно, не только в рамках собственной школы. Все это можно наблюдать на примере уже вышеупомянутой газеты «Эльдорадо» и других школьных СМИ.

Являясь школьной газетой, «Эльдорадо» частично выполняет функции общепоселкового издания, так как поднимает темы, которые касаются всех жителей Моряковского затона. Есть многочисленные примеры того, как выпускаемые учениками СМИ решают реальные проблемы образовательного учреждения. Благодаря этому у старшеклассников появляется уверенность в своих силах и осознание того, что от них тоже зависит, каким будет общество, в котором они живут, и что они могут его изменить. В результате заметно повышается гражданское самосознание школьников.

Проектная деятельность

В процессе участия в работе школьного пресс-центра учениками также могут быть получены и основные навыки проектной деятельности с использованием ИКТ. В этом плане интересен опыт многих газет, где функционировала система выпускающих редакторов – за выходом каждого нового номера следил конкретный ученик, сотрудник пресс-центра (так было, например, в газете «Полянка» детского дома творчества «У Белого озера», в «Зебре» и других СМИ). В этом случае на конкретном ученике лежит ответственность за успешное прохождение всей производственной цепочки – от стадии планирования до сдачи номера в печать. Так развиваются навыки управленческой деятельности – того, что сегодня принято называть менеджментом.

…Возможно, все, описанное выше, не кажется правдоподобным на 100 процентов. Оно, собственно говоря, почти никогда и не выполняется на все сто. Однако есть множество удачных примеров, которые подтверждают возможность стабильного выполнения современными школьными изданиями всех этих функций. Разумеется, с оговоркой – «при грамотном руководстве».

Что нам мешает?

У школьной прессы много проблем, но основная – нехватка кадров. Балансировать на грани журналистики и педагогики действительно очень сложно, поэтому многие школьные издания и исчезают, просуществовав несколько лет – пока есть руководитель, который готов заниматься с детьми. Об этом уже неоднократно писал журнал для начинающих журналистов «Толстая газета», который выходит в Томской области каждый год уже на протяжении девяти лет.

Нехватка подобных кадров, на мой взгляд, объясняется элементарным отсутствием осознания того, для чего вообще они нужны. Но этих людей и не станет больше, пока школьная газета будет восприниматься педагогами и управленцами сферы образования как своеобразная «художественная самодеятельность». А из подобного отношения, собственно, произрастает и все остальное – отсутствие помещений, недофинансирование и так далее.

Одна из основных проблем, как ни странно, – отсутствие удобного доступа к компьютеру и Интернету. Ребятам, которые выпускают газету, становится проще, скажем, переместить редакцию в собственные квартиры, чем каждый раз искать учителя информатики с ключом от компьютерного класса, учитывая, что преподаватель может, например, появляться в школе лишь несколько раз в неделю.

К тому же многие педагоги не представляют уровень элементарных системных требований к компьютеру, на котором может осуществляться верстка издания. И предлагают начинающим журналистам «вот тот, что стоит в кладовой». Работать за ним, естественно, разрешается только под присмотром учителей. Но непрерывный производственный процесс требует иного режима работы – более или менее свободного графика. К сожалению, к компьютеру во многих школах до сих пор относятся как к некой очень сложной технике, великой и страшной ценности, до которой детей нужно допускать как можно меньше («ведь все сломают!»).

Хотя самая главная проблема даже не в этом. Чтобы полноценно осуществлять ту самую «социализацию посредством информатизации», компьютер в редакции школьной газеты должен быть постоянно подключен к Сети. Однако молодежный центр «Перекресток», который уже на протяжении десяти лет осуществляет поддержку школьной прессы и проводит фестиваль «Летающий жираф», каждый год сталкивается с одной и той же картиной: зачастую даже в городских школах (что уж говорить о сельских!) Интернет есть только в кабинете директора или в бухгалтерии. При этом учителя даже не в состоянии отправить или получить простое электронное письмо.

Плюс ко всему доступ учеников в Глобальную сеть ограничен, как правило, временными рамками уроков. Разумеется, все эти проблемы уже сейчас решаются собственными силами школ, их учеников. Так, например, гимназия №6 сотрудничает с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники. В этой гимназии существует специализированный класс, в котором студенты вуза проводят уроки, а выпускники активно работают с пресс-центром. Возможно, привлечение студентов и выпускников к работе школьных пресс-центров и компьютерных классов (скажем, в качестве лаборантов) – наиболее приемлемый вариант решения проблемы на данном этапе.

В любом случае развитие и обновление школьных пресс-центров должно идти параллельно с процессами компьютеризации и интернетизации школ, а также повышения квалификации педагогических кадров. Иначе какой смысл переводить типографскую краску на школьные издания, если по содержанию и функциям они останутся все теми же стенгазетами…

Евгения КАРТАШОВА, разработчик программ поддержки детской прессы автономной некоммерческой организации молодежный центр «Перекресток», бывший руководитель школьного пресс-центра

«Зебра» гимназии №6, Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте