Исторические вечера – не самоцель, а средство воспитания, путь к сердцу учителя. Знания сами по себе мало что стоят, если они не зовут к высоким идеалам, желанию служить общему благу. Пусть ученики задумаются о продолжении, пусть ощутят связь с миром, с историей.
Свобода импровизации, нетрадиционность, раскованность мысли и души – вот что хочется всегда видеть и слышать на уроках истории. Очеловечивание уроков не означает заигрывание
с ребятами. Главное – желание большинства ребят учиться истории, знать мировую историю и историю своей страны, своего народа. КВН – клуб веселых и находчивых – один из ярких и запоминающихся вечеров, которые проводятся во внеурочное время. Это всегда яркий костюмированный праздник, где шутки, музыка и главное – сама театрализация исторических моментов в истории, которую ребята сопереживают со своими героями, оставляют незабываемый след в памяти, а дружба, сплоченность команды, сама подготовка к КВН – это и есть коллективная работа, где закаляются дружеские отношения, улучшаются знания по истории, а главное – растет и развивается творчество.
Исторический КВН
Визитная карточка (представление команд)
I. “Египтяне” (одеты в соответствующие костюмы или отдельные элементы костюма).
Тутанхамон:
Фараон Тутанхамон
Был совсем не охламон!
Он придумал всем очки –
Но к себе он их забрал,
С ними он века лежал.
Клеопатра:
Клео, Клео, Клеопатра
Первой модницей была.
Танцевала ты, как жрица,
Но от змей ты умерла.
Осирис:
Я великий был Осирис,
Я судил там всех подряд,
Я устал от всех грехов,
Ищу теперь я праведников.
Жрец:
Я великий жрец и маг
Заявляю я вам смело,
Что в Египте вам нельзя:
Бить собаку, кошку, змея,
Мышь, корову и быка!
Я великий их слуга,
Коль кого из них убьете
Счастья в жизни не найдете.
Вас немедленно казнят!
1-й воин:
А Египет очень древний –
Главной речкой служит Нил.
Ну а самой главной вещью –
Там увидите вы все –
2-й воин:
Это наша пирамида –
Чудо света и ого!
Высоты она огромной.
Ну а тайны тоже есть –
Приезжайте, посмотрите!
Капитан команды:
Ну а нам уже пора!
Мы уходим все друзья!
Там в Египте очень жарко,
Тут замерзли мы совсем!
II. “Троянцы” (одеты в туники, шлемы)
Капитан:
Неба утреннего стяг,
Очень страшен первый шаг.
Слышишь, снова в нашем зале
Ветра яростных атак?
1-й воин:
Уже 10 лет война идет…
2-й воин:
Да, но Троя стояла и стоять будет!
3-й воин:
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И пусть мой соперник лихой,
Но будет.
Все:
“Троянский конь впереди!”
Капитан:
Вы зачем на КВН “Троянского коня” притащили? Ведь из-за него Троя сгорела дотла!
Воин:
Наш “Троянский конь” теперь ученый – это даже не конь, а “Энциклопедия юного историка”.
Лошадь:
Иго-го-го!
Капитан:
Тише, тише, а то жюри услышит. Знаю я, какая энциклопедия! Там Петров с учебником истории спрятался… Сами сражаться будем. Кто не выучил, тот предатель!
Воин:
Краткая история: после того, как сгорела Троя, прибыли мы в Италию.
2-й воин:
Эней, наш предок, основал старинные города…
3-й воин:
Так что, значит, мы не троянцы, а римляне?
А как же волчица, вскормившая Ромула и Рема?
Капитан:
А вы коня привели! Волчицу нужно было живую, все соперники бы разбежались!
Вместе:
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И пусть мой соперник лихой,
Но будет: “Троянский конь впереди!”
III. “Спартанцы” (одеты в хитоны, шлемы).
Капитан:
Раз, два, стой!
Царь Леонид:
Команда спартанцев прибыла!
Спарта – страна воинов!
Запрещаю петь, танцевать, читать!
Мы пришли сражаться! Где враги?
Стоять насмерть, только победа!
(На стихи А. Драхлера, составившего периодизацию истории Древней Греции).
Капитан:
Были некогда у грека
Царства бронзового века.
Время точное, заметьте:
Во II тысячелетье.
Циклопические стены
Охраняли град Микены,
И дворцами знаменит
Правил морем остров Крит.
Но культурный сей очаг
Разгромил дориец – враг,
(Был он тоже древний грек).
Начался железный век.
Обратилось время вспять:
Родовая правит знать.
Ни монеты, ни галер:
Только эпос и Гомер.
Потекли еще года,
Расплодились города,
И во все концы земли
Колонисты потекли.
Городской торговый люд
Старой знати был нелюб,
И взаимно этот люд
Был на знать ужасно лют.
И отсюда мордобой
И в седьмой век, и в шестой
От тиранов и мытарств
До рожденья государств.
200 следующих лет –
Полис, классика, расцвет
И великие сраженья.
В общем, рост рабовладенья.
В V веке – Марафон,
И Перикл, и Парфенон,
И губительные даты
Долгих войн Афин со Спартой.
А в IV – там и тут
Все подряд друг друга бьют.
Знать, явление такое –
“Кризис полисного строя”.
Стал для греков вместо няни
Царь Филипп Македонянин:
Вторгся, высек, приласкал,
Всех к рукам своим прибрал.
Дал команду: на Восток!
Да зарезан был не в срок.
Александр, Филиппов сын,
Греков новый господин.
Покорил себе на славу
Всю Персидскую державу.
И дошел бы до Китая,
Будь погода неплохая.
Умер рано он от яда,
Знать детали нам не надо.
Лучше помнить афоризм,
Что такое эллинизм:
Это время, говорим мы,
С Александра и до Рима,
В царствах, что пришли когда-то
Македонские солдаты.
Выражаясь крепким слогом,
Помесь Запада с Востоком,
На Балканах в эти годы –
Осень греческой свободы.
Машина времени
1-й ученик:
Не на море – океане
Не на острове Буяне,
Жили-были в старину…
Лучше я не так начну!
2-й ученик:
Жили-были дед да баба,
Ели кашу с пирогом…
Нет, пожалуй, это слабо,
Да и сказка о другом!
3-й ученик:
Как во дни царя Гороха…
(Это, кажется, неплохо!)
В общем, дело было так:
4-й ученик:
Жил-был класс 7-й то В,
Класс был добрый, справедливый,
Но не очень-то счастливый.
Был издан указ такой:
Учитель:
“К КВНу быть готовым
Знать историю на “5”
И команду вам создать.
Сроку вам одна неделя”
1-й ученик:
И задумалися мы: Что же делать? Как нам быть?
2-й ученик:
В классе том жил-был Емеля,
Сочинял он все подряд.
3-й ученик:
Класс сказал ему: “Емеля,
Тебе сроку только день”
Сочини нам все, как есть,
Про историю России и геройские дела.
4-й ученик:
В небеса летит дубина,
Продолжается былина…
Ты Емелю не буди,
Подвиг будет впереди!
Емеля:
Здрасьте, здрасьте
Вот он я, ну встречайте
Героя дня!
Я машину изобрел:
Вот она, моя машина!
Мы помчимся, как стрела
Вот мы кнопку нажимаем…
Бам! Трам! Тра-ля-ля!
Сцена I
Княгиня Ольга:
Ой кнопку жми же ты скорей
Да быстрее же, быстрей.
Емеля:
Куда это мы попали?
Голос:
Вы находитесь в будущем
2997 г. Царство роботов и машин.
Живые люди нам не нужны…
Направляйтесь в лабораторию –
Мы сделаем вас счастливыми.
Княгиня Ольга:
Ой, Емеля, жми скорей
Бам! Трам! Трам! Ляля!
Ой опять в родном мы
Классе, ой ура! Ура! Ура!
1-й ученик:
Ну а как же КВН?
Воевода:
Княгиня Ольга,
Ой, княгишонка, беда
Князь наш Игорь, ой беда!
Княгиня Ольга:
Что воевода ты орешь, беда.
Ты доклад держи
Да с честью. И докладывай
Сей же час. Немедля, ну…
А не то казнить велю.
Воевода:
Там древляне бунт подняли
Князя к двум березам привязали,
Отпустили их они…
Нету князя. Нет его!
Что же делать? Горе нам!
Княгиня Ольга:
Бунт подняли, не беда
Будем ждать мы их сюда
Здесь я с ними разберусь…
2-й ученик:
Ой беда, беда, убегаем скорей.
Ты что, легенду забыл?
Сейчас за послов нас примут,
В землю закопают, в бане
Живьем сожгут!..
Алла ПРОВОРОВА,
учитель средней школы N 20
Удачный,
Мирнинский район,
Республика Саха (Якутия)
P.S. Я никогда не писал стихов. То есть несколько раз пробовал, но поскольку сам видел, что ничего путного не выходит, бросал, так и не записав ни строфы. Наверное, это признак ограниченности, коль скоро большинство гармонично развитых людей могли сочинять и музыку, и стихи, кроме того, хорошо рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Но что же тебе делать, если не дано? Неужели выжимать через силу? Хотя есть ведь люди, которые через не могу, наступив на горло собственной песне, поймав чужую музу за хвост, штампуют опус за опусом на общее благо. Плохо ли это, хорошо ли? Как знать. Но если учитель предъявляет свое творение на суд учеников, а потом и коллег, он должен быть готов к тому, что и первые, и вторые поставят под сомнение его поэтическую одаренность. И не обижаться, если что.
В приведенных фрагментах мероприятия, по замыслу автора, стихи играют далеко не последнюю роль. Правда, если бы не выдержки из произведения А. Драхлера, авторские вирши вряд ли заслужили бы особое внимание. Мало того, эти совсем разные по уровню и качеству стихотворения резко контрастируют, причем одно от этого становится только лучше, а остальные… Все мы знаем, что детей нужно приобщать к прекрасному. Возможно ли сделать это средствами топорной рифмы и хромого ритма?
Но – судить вам.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии