Владимир Добряков ищет фантазеров по всему Воронежу
– Владимир Андреевич, книга об интернате была первой?
– Нет, к тому времени вышли уже четыре мои книжки, в том числе и сборник рассказов «Староста класса» в киевском издательстве. Там предложили мне написать повесть об интернатовцах или о ремесленниках, о рабочем классе. Ремесленников я немного знал – во время войны работал слесарем на авиационном заводе, установщиком штампов. Потом, когда над Москвой нависла угроза, что ее возьмут, нас срочно эвакуировали под Куйбышев, где я проработал до конца войны, там же закончил и вечернюю школу.
Владимир Добряков родом из Москвы. После войны вместе с мамой он переехал в Киев. Но в Киеве не понравилось: разор, неуют, холод. Посоветовали перебраться во Львов. Нахваливали: «Маленький Париж. Институты всякие, издательство…»
Во Львове вышла первая «скромненькая такая книжечка» Владимира Добрякова – «Отец и Володька», рассказы. Он поступил в лесной институт, потом перевелся в университет на факультет русской филологии. А на четвертом курсе перешел на заочное отделение, которое бросил, не вытерпев студенческой вольницы и безответственности.
– Так почему же вы все-таки выбрали не ремесленников, а интернатовцев?
– Не знаю. Так захотелось. Уже потом, когда я в прекрасном настроении, ощущая в кармане тугую пачку денег – в киевском издательстве со мной заключили договор и сразу выдали 25 процентов, – улегся на третью полку вагона (возвращался домой во Львов), подумал: а что, если не смогу? Ведь абсолютно не знал, что такое интернат. Но тут совершенно неожиданно в памяти возник эпизод, который произошел со мной в детстве…
…Этот эпизод потом ляжет в основу первой главы, а главный герой станет персонажем книги. Наверняка в историю, подобную той, что случилась в 36-м году с Володей Добряковым (ему тогда было 12 лет), попадали многие, и потому легко можно представить себе обиду и разочарование, охватившее московских мальчишек. Какой-то шустрик, представившись инструктором спорта, обещает записать ребят, заядлых дворовых футболистов, в настоящую футбольную секцию – с формой, бутсами, профессиональным тренером. Сначала, правда, небольшая формальность: все, кто записывается, сдают первоначальный взнос – 2 рубля 68 копеек.
– Этому инструктору самому было лет 13, но нас это не смутило – он ведь удостоверение показал. В общем, говорит, дуйте домой за деньгами, и побыстрее. У меня дома стояла такая хорошая глиняная кошечка – глаза зеленые, все на меня смотрела. Я думаю: эх, кошечка ты моя милая, что же мне с тобой делать? Ножиком через щель деньги доставать долго, целый час. Хлопнул я эту кошку молотком по голове! Там дырка образовалась, посмотрел – мелочи много. Не считая, сгреб, помчался обратно. А там уже список составляют, дают расписаться, чтобы все как положено, все точно, чтобы ни копейки не пропало…
«Инструктор» довел будущих футболистов до высокого дома со множеством вывесок, попросил обождать и скрылся за дверью. Через некоторое время, когда ждать мальчишкам стало уже невмоготу, самого смелого послали разузнать, как дело движется. Разумеется, спортивная контора оказалась наглухо запертой, зато в подъезде обнаружился второй выход на соседнюю улицу.
– Мы посидели еще, подождали немножко и поняли. Как он нас ужасно оскорбил, обманул в самых лучших ожиданиях!.. В этом эпизоде проявилась не только безграничная мальчишеская доверчивость, но и столь же сильная способность увлечься грандиозной идеей. Пострадавшая кошечка-копилка – тому наилучшее подтверждение. Владимир Андреевич с улыбкой назвал себя рабом собственных увлечений. Он рассказал про свою «аквариумную эпопею». Когда-то у него было… 14 аквариумов, а рыб приходилось сотнями раздавать и продавать. Виной всему опять же творчество…
Получив заказ на очередную повесть, Владимир Андреевич по пути домой заглянул в зоомагазин. Увидел резвящуюся за стеклом рыбку и решил, что именно она или ей подобное существо сможет усладить утомленные писательским трудом глаза. В самом деле, что может быть лучше: сидишь, пишешь, а чуть устал или задумался – взгляни на рыбок, тихо плавающих в уютном круглом аквариуме на твоем столе. Купил. Рыбки живут, плодятся. А ему их жалко стало: корм сухой, нужны червячки. Выяснил, как самому в домашних условиях добывать трубочника. А когда во всех тонкостях освоил эту премудрость, понял, что для полного рыбьего счастья вместо круглого аквариума нужен прямоугольный. Человек, не способный к творчеству, пойдет в магазин и купит. А когда любишь мастерить, сам сделаешь: Добряков пошел сначала в библиотеку, почитал, как аквариумы клеить, и работа закипела. Один, второй, третий… Остановился на четырнадцатом! Тут вспомнил, что три месяца, которые должен был посвятить написанию повести, почти закончились.
– Все, думаю, с рыбками хватит. Раздал, чтобы не отвлекали. Но совсем от них отказаться не смог, как видите, один аквариум до сих пор держу.
Пишет Добряков лежа. Рабочее место пришлось перенести со стола на кровать – годы дают знать о себе, а еще болезнь позвоночника, которую писатель заработал в молодости во Львове. Увлекся фотографией и приспособил под лабораторию холодный подвал… Врачи пророчили, что будет, как Островский, лежать без движения. Но нашелся среди них один, посоветовавший нестандарт ное лечение: переехать поближе к тому месту, где родился. Так Владимир Андреевич попал в Липецк, где и жил до 77-го года. Позже вернулся на некоторое время во Львов и наконец обосновался в Воронеже.
У Добрякова два внука, одного из них он считает компьютерным гением. Чтобы не отстать от молодого поколения, сам пару лет назад освоил машину. Под потолком над кроватью Владимир Андреевич вбил два гвоздя, закрепил на них прочную длинную петлю, в которую продевается снизу солидная доска. Другим краем она лежит на письменном столе – получается подвесной столик для компьютера. Клавиатуру можно взять в руки и, лежа на кровати, работать. Вот такое «ноу-хау».
В этом году Добрякову исполнится 76 лет. У него вышло тридцать книг, ждут своей очереди шесть повестей.
Два года назад Владимир Добряков создал при Воронежской центральной городской детской библиотеке клуб юных сочинителей (КЮС). Работает «за бесплатно».
– Владимир Андреевич, вроде бы с нашим подрастающим поколением все ясно: одним – компьютер и английский, другим – танцы и тусовки. Или не все так просто, и кому-то нужно терзаться над чистым листом бумаги, создавая шедевры? Как вы находите таких детей?
– Я прихожу в школу и говорю: есть такой-то клуб. У вас ребята пишут? Мне дают сочинения, а в них – общие слова, правила орфографии соблюдены, синтаксис. А дыхания нет!
Придумал свою систему. Прошу учителей дать ребятам на дом сочинение с уже известной первой строкой. Например: «Таня влепила ему такую пощечину!..» Мне приносили пачки сочинений! Несмотря на то, что писались они по моей просьбе не в тетрадях, а на листочках. И вот ночами я их читал: Боже мой, ну до чего ж нудно, до чего же все уныло! Почти все дети сбиваются на какую-то назидатель ность, пишут шаблонно. И среди всего этого вдруг мелькнут одно-два сочинения, где человек раскованно, свободно придумывает свою историю. Читаешь, радуешься чуть ли не до слез. Это потенциальные сочинители. Я специально выбрал именно это слово, когда искал название клубу. Сочинительство заставляет увидеть, как распускаются листья, как летят облака. Сочинительство – это фантазия. Если дети умеют фантазировать, из них получатся самобытные, самостоятельные авторы, которые, вполне возможно, станут писателями. Ну а не станут, все равно, умение владеть пером пригодится. У меня нет специальных тем для занятий. Облака, приход весны или дождь на улице. Но на каждой встрече мы обязатель но возвращаемся к тому, как естественным образом, а главное, правильным, хорошим языком выражать свои чувства и мысли…
Недавно Добряков расширил поиск талантов: в Новой Усмани, пригороде Воронежа, при местной библиотеке уже организован филиал КЮСа, а в районной газете вышло две страницы рассказов и стихов юных сочинителей. Готовы к печати еще две. То же самое Добряков пытается сделать и для воронежских ребят: некоторое время назад в областном «Молодом коммунаре» подобные страницы выходили и были довольно популярны. Потом от них отказались.
– Ребят жалко: почему начинающие художники выставляются со своими картинами, танцоры или певцы выступают на концертах и вечерах, участвуют в конкурсах, а юные сочинители вынуждены уныло складывать свои произведения в стол?! Должен быть выход на читателя!
Действительно, почему? С этим вопросом я обратилась к председателю городского комитета по делам молодежи Геннадию Киреченкову. Он пообещал, что к лету сборник рассказов и стихов юных сочинителей, подготовленный Добряковым, выйдет в свет. Тираж небольшой, но почин важен. А у Добрякова еще много идей, например создание детской газеты. Хорошей, умной и интересной. Ау, спонсоры!
Воронеж
InterReklama Advertising Network
Комментарии