search
main
0

Сочинения о сочинениях. Уроки вчерашнего дня

​Где-то на рубеже 60-70-х годов, когда мы проводили в Москве контрольное сочинение по пьесе Горького «На дне», которое писали 826 десятиклассников, мы пошли принципиально другим путем – резко сузили тему, потому что только в относительно узкой теме возможно высказать свою точку зрения и при этом эта точка зрения не влияла на отметку. Шаг вправо, шаг влево уже не считался побегом.

А суть задания была вот в чем. Мы положили перед каждым десятиклассником два высказывания актеров, игравших тогда Луку. «Я, – писал артист Скоробогатов, – играл человечность, доброту мудрого человека, который находит способ утешить умирающего. Все действующие лица пьесы тянутся к Луке в поисках опоры, утешения, облегчения. Он пробуждает у отчаявшихся людей надежду. Он единственный в пьесе деятельный герой, единственный, кто занят не собой, а другими» («Нева», 1969, №11, стр. 190).«Я считаю Луку, – говорит другой исполнитель роли, Н.Левкоев, – прежде всего человеколюбцем. У него органическая способность делать добро, он любит человека, страдает, видя его задавленным социальной несправедливостью, и стремится помочь ему чем только может» («Театр», 1968, №9, стр. 14).Согласны ли вы с такой трактовкой образа Луки? Раскрывает ли она полноценную сущность Луки?Сегодня хорошо видно, что и сами мы (точнее я, потому что я готовил это задание) были еще в зоне традиционного притяжения. Но тем не менее 14,6% полностью отвергли эту точку зрения, 6% полностью с ней согласились, и 79,4%, не отвергая точку зрения актеров, писали, что все-таки она неполная и односторонняя.Конечно, мы не могли бы всего этого делать, если бы не пользовались поддержкой городского отдела народного образования и отдела школ горкома партии. И когда горком партии решил собрать во Дворце пионеров на Ленинских горах, в его большой аудитории, директоров московских школ, чтобы руководители городского образования на одном таком совещании выступили с докладом «О задачах преподавания истории», а на другом – с докладом «О задачах преподавания литературы», то текст доклада по литературе писал я, стремясь к тому, чтобы директора московских школ шире смотрели на работу своих учителей литературы. Но при всем при этом повлиять на тематику экзаменационных сочинений мы не могли.Но вернемся к нашей книге.По каждой теме были приведены тексты сочинений выпускников с подробным разбором каждого из них. Поскольку мы говорили о планах сочинения в дореволюционных гимназиях, приведу план сочинения на тему «Дореформенная Русь в изображении Н.В.Гоголя («Мертвые души»)», который, несмотря на частные замечания, признан хорошим.I. Эпоха создания и идейный замысел поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».II. Широта охвата русской жизни в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».1. Чиновничество:а) его узкие интересы;б) ограниченность и ничтожность;в) взяточничество управленческого аппарата;г) пустота жизни.2. Представители помещиков-крепостников:а) паразитизм в отношении к крестьянам;б) узость кругозора;в) невежество;г) бесхозяйственность Манилова и Ноздрева;д) прижимистость Собакевича;е) возмущение автора Плюшкиным.3. Чичиков как представитель нового капиталистического общества.4. Народ в изображении Гоголя:а) невежество крепостных;б) их трудолюбие;в) сметливость русского народа.III. Разоблачение эксплуататоров и вера в силы народа, в счастливое будущее в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Бессмертие писателя.Не мог не заглянуть в план сочинения для гимназистов на тему «Отрицательные стороны русской жизни» по поэме Гоголя «Мертвые души». В принципе то же самое. 36 пунктов плана. Но почему-то нет Чичикова (или это уже не русская жизнь?).8 пунктов о «дамах». И по-другому крестьяне: «1) умственное и нравственное невежество; 2) бедность и бесправие; 3) лень и пьянство; 4) неряшливость и флегматичность». Но понимание литературы то же самое.Теперь о темах. В тот год было три варианта.Вариант I1. Коммунистическая партия и народ в поэме В.В.Маяковского «Хорошо!».2. Отечественная война 1812 года как война народная по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».3. Незабываемые образы в романе А.А.Фадеева «Молодая гвардия».Вариант II1. Как раскрывает А.М.Горький рост революционного сознания рабочего класса в романе «Мать»?2. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни».3. Давыдов и Половцев в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина».Вариант III1. Идея гуманизма в пьесе А.М.Горького «На дне».2. Дореформенная Русь в изображении Н.В.Гоголя («Мертвые души»).3. Павел Корчагин и Олег Кошевой.Не буду ничего говорить об идеологическом диктате во всех темах. Об узости русской литературы, вынесенной на экзамен. О том, как представлен в темах XX век. Об объеме тем, доведенном до предела. О полном отсутствии всего личного, своего. И вы все еще скучаете по советской модели экзаменационного сочинения по литературе?Да, канон этот менялся: ушел план, ушли писатели и произведения, без которых еще вчера и слова нельзя было молвить. Но канон остался каноном.Вот, к примеру, какие отеческие наставления давал нашим ученикам в 1996 году (страна уже другая, и курс литературы вроде бы другой) человек с большим опытом приема экзаменов в вузе и школе. Позади перестройка, вокруг все переворотилось и даже не начинает укладываться. Рухнули многие каноны, схемы, схимы. Но не догмы сочинения.«Сочинение, или письменный экзамен по русскому языку и литературе, скажем прямо, штука препоганая. Призрак сочинения, как тень отца Гамлета, внушает будущему студенту смертельный ужас. Экзамен – это лотерея. Жесткая игра с регламентированным сводом правил. Не знающий этих правил неизбежно обречен, ибо он играет в другую игру, и, как бы ни был хорошо к ней подготовлен, для экзаменаторов это будет чужая игра, игра не по правилам, следовательно, не понята и не принята ими. Постарайтесь, пожалуйста, проникнуться той несложной мыслью, что экзаменатор меньше всего в вашем блестящем опусе хочет видеть ваше уникальное творческое лицо. СОЧИНЕНИЕ – ОДНА ИЗ САМЫХ ЖЕСТКИХ И ДОГМАТИЧЕСКИХ СХЕМ, СТРОГО ОГРАНИЧЕННЫХ РАМКАМИ ТЕМЫ. Это тот коридор, где шаг направо и шаг налево считаются побегом. Ваше сочинение вообще и ваши выводы в частности должны лежать в русле оригинальной (той, что в учебнике) точки зрения на указанную тему. Помните, что «умеренность и аккуратность», два отвратительных достоинства Молчалина, ваш козырной туз в тяжелом и неравном сражении за первый экзаменационный балл. Следовательно, вашим девизом должны быть умеренность и аккуратность».После той книги о сочинениях 1958 года, о которой мы говорили, прошло почти сорок лет. Но оставалось главное – полное и беспощадное подавление своего, себя, всего личностного, то есть того, без чего не может быть ни восприятия, ни понимания, ни оценки художественного произведения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте