Самым счастливым днем в моей педагогической деятельности был письменный экзамен по литературе в 1976 году. На экзамене присутствовал представитель министерства. Я прошлась по рядам, чтобы посмотреть, какие темы сочинений выбрали мои выпускники. И вдруг увидела, что самый талантливый ученик – претендент на золотую медаль – пишет сочинение в стихах!
Я была в шоке. Мою тревогу можно было понять, ведь за все время обучения выпускник не проявлял своего стихотворного таланта. В грамотности Дамира Зарипова я не сомневалась. Но как он справится с законами стихосложения?! Для меня этот день показался самым длинным. Представьте, его сочинение было утверждено экзаменационными комиссиями роно и министерства. Дамир получил золотую медаль.
Введение ЕГЭ, отмена выпускных сочинений многое изменили в преподавании школьных предметов. Изменился и учительский труд. И не все перемены радуют меня, педагога с многолетним стажем. Беспокоят падение престижа профессии и снижения уровня подготовки кадров. Когда одна из казанских школ получила статус гимназии, директор по своему усмотрению устроила прием в первый класс на конкурсной основе. Дети, поступавшие в первый класс, должны были пройти собеседование. На одном из таких собеседований молодая учительница начальных классов обратилась к семилетнему «абитуриенту»: «Я задам тебе вопрос. Прежде чем ответить, подумай как следует. На дереве висело 5 яблок и 6 груш. Сколько всего фруктов висело на дереве?» Ребенок, ни секунды не думая, ответил: «Это неправильно. На одном дереве не могут расти яблоки и груши».
Хорошо, что директор задала этот вопрос по-другому: «А если яблоки и груши росли на разных деревьях, сколько их было?» Ребенок ответил: «5 яблок и 5 груш будет 10, и еще одна груша – всего будет 11» – и его безоговорочно зачислили в гимназию. Но вопрос учительницы является свидетельством ее методической неграмотности. Недаром коллегия Министерства образования решила обязать учреждения, готовящие учителей начальных классов, усилить их методическую подготовку. Немало нареканий и в адрес учебников. К примеру, в учебнике «Чтение» для третьего класса включено стихотворение А.С.Пушкина «Осень». Домашнее задание к нему, напечатанное в учебнике, таково: «Дайте полный анализ стихотворения «Осень». Заучите его наизусть».
Сделать полный анализ стихотворения А.С.Пушкина сможет далеко не каждый учитель начальных классов, тем более ученики. На то есть много причин. У детей девяти лет еще не сформировалось абстрактное мышление, их словарный запас беден. Им недоступен смысл таких выражений, как «очей очарованье», «прощальная пора», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистой покрыты небеса»… Прочитанное они воспринимают, только если могут ассоциировать персонажей и явления с известными им предметами и действиями.
Ученики младших классов еще не изучали художественно-изобразительные средства литературных произведений (эпитеты, сравнения, антитезы), стихотворные размеры. Все это предусмотрено учебной программой для старших классов.
Сегодня в школах остро стоит проблема педагогических кадров. Все это не может не беспокоить. Не идут в школу молодые учителя, особенно это касается преподавателей-мужчин. Стараются привлекать студентов старших курсов, чтобы они давали уроки детям. Но проблему кадров нужно решать комплексно. Хочу показать на примере своего внука, который мог бы стать учителем. Он прошел все три ступени образования. Учился в гимназии №102, потом в лицее №145. Преподаватели этих общеобразовательных учреждений заложили фундамент прочных знаний, так что внук без проблем поступил в Казанский университет. Когда он учился на четвертом курсе, директор лицея попросила его заменить заболевшего учителя истории на два месяца. Он вел не только уроки, но и факультативные занятия, на которых использовал свои курсовые работы. Отработал два месяца так успешно, что довольны остались и ученики, и их родители, и администрация лицея. А по окончании четвертого курса внук поехал в Англию, чтобы усовершенствовать знание иностранного языка. Сейчас внук в совершенстве владеет английским языком, что ему очень пригодилось в жизни. После окончания КФУ, поскольку нет распределения выпускников, они сами искали себе работу. Директор лицея, который окончил внук, предложила ему работу учителем истории. Однако ставка начинающего учителя оказалась ничтожно мала. Как сказал внук: «Этих денег мне хватит только на бензин, чтобы доехать на работу и обратно. А на что я буду жить и содержать будущую семью?» Внуку пришлось отказаться от предложения, и он пошел в бизнес.
Совершенно очевидно, что нужна системная и целенаправленная работа по закреплению молодых кадров не только в системе образования, но и в других отраслях народного хозяйства.
Елена МИЩЕНКО, заслуженный учитель Татарстана, Казань
Комментарии