search
main
0

Сочинение само по себе, жизнь сама по себе. Послевкусие

​Но это ведь все в жизни. Сочинение само по себе, а жизнь сама по себе. И свое «я» они оставляют за дверью класса. А мне хочется вместе с Пастернаком спросить: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Мне пишут: «Человек не научился жить без книг». «Если мы откажемся от книг, что у нас тогда останется?» А я в один из дней, когда проверял эти сочинения, слышал по радио результаты последнего измерения: у нас в среднем человек смотрит телевизор 4 часа в день, старшее поколение – 6 часов, молодежь – 2,5 часа. Так что же, они этого не знают?Но есть тут и еще один поворот у этой темы. Напомню, сочинение писали 20 ноября, а 19 ноября в «Российской газете» (а это официоз!) целая страница отдана молодому Даниилу Медведеву. Его спрашивают: «Пушкин, Толстой, Достоевский, выходит, не отвечают реальным задачам, стоящим сегодня перед человечеством?» А он отвечает: «Пушкин, Толстой, Достоевский, конечно, более востребованы, чем третьеразрядные авторы той же эпохи, но по большому счету они сегодня не очень нужны».А в скором будущем искусство, литература вообще окажутся ненужными: «В конце концов, искусство – это способ познания мира через интерактив. Если я могу смотреть на океан не только взглядом Айвазовского или другого живописца-мариниста, а имею возможность наблюдать водную стихию своим усиленным во много раз мозгом, то мне искусство как таковое не требуется. Зачем мне суррогат, если я обладаю способностью реально взаимодействовать с реальным миром».Итак, это было 19 ноября, как раз накануне вашего сочинения, а 25 ноября «Учительская газета» цитирует высказывания приблизительно такого плана (что цитаты эти приведены в моей статье, я сейчас не говорю). Пишет Невзоров: «Национальная словесность (как и все на свете) имеет свой срок годности, который, по всей вероятности, подошел к концу… нет на свете силы, которая была бы способна увлечь новое поколение нюансами межполовых игр дворянства XIX века или душевным «богостроительством»… Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Не надо заставлять детей читать. И надо признаться, что читать им, в общем, нечего».А 27 ноября, когда я провожу этот урок анализа сочинения, утром на одном из сайтов я прочел высказывания гуру нашего постмодернизма Пелевина: «О чем вся великая русская литература? Об абсолютно невыносимой российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. И мир хавает. И просит еще».Я ведь совершенно сознательно вписываю ваши сочинения в контекст не только проблем современности, а буквально в контекст ближайших дней. Но ведь в этих проблемах вы-то разбираетесь как никто, потому что имеете к этим вопросам самое прямое отношение. И если бы все, кто в Москве, написали и об этом, а может быть, только об этом, то вы представляете, как обогатили бы наше знание о школе, о современных учениках такие вот сочинения?!Но от всех сложных, очень интересных проблем, в которых вы действительно можете быть и судьями, и экспертами, вы уходите в гавань простого, безусловного, доказывая, что дважды два четыре.Увы, этому учит школьников и Интернет. Зашел на сайт, где предлагаются сочинения на тему «Роль книги в нашей жизни». Проблем жизни, естественно, нет. Так, общие словеса. Но 19253 посещения именно по этой теме. «Напиши, сколько человек из твоей школы писали это сочинение». И вообще учти: «Универсальные возможности. Более 800000 тысяч сочинений. Найдете любое».Я ждал от вас сочинений, как сказал Маяковский, «о времени и о себе». Я читал не про вас и не про время, в котором мы живем.Как вы знаете, эти работы оцениваются по системе «зачет-незачет». Но мы решили выставить отметки и поставить их в журнал. Я никому не снижал отметки. Я вас ни в чем не обвиняю. Вы исходили из тех требований, которые к вам предъявили. Но я допускаю, что такие сочинения будут интересны не только мне, но и в тех вузах, где вам обещано за них прибавить вплоть до десяти баллов.Но я хочу напомнить, что же с нами происходит. А тут 24 ноября в «Московском комсомольце» был напечатан большой материал о проходившем совсем недавно в Дохе (Катар) международном симпозиуме по проблемам образования.И говорили там о том, о чем мы с вами сейчас говорим. Далее я цитирую статью Марины Лемуткиной, которая там была. И вот о чем шла речь.«С одной стороны, демотивация детей к учебе. С другой – ставка на креативную школу, готовящую будущих профессионалов с ярко выраженной творческой составляющей».«Роль индекса IQ и тестирования в целом неимоверно раздута: важнее креативность и любознательность ребенка, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки».«В первую очередь школа должна поощрять любознательность ребенка. Именно это, а не простая передача знаний является сегодня самой главной целью школы. Креативному подходу к жизни надо учить с детства. В противном случае уже к 12 годам дети понимают, что не надо задавать учителю вопросы, а давать правильные ответы». (Преобладание ответов на вопросы во многом объясняет и наши невеселые результаты на исследованиях ПИЗА.)Еще опаснее эта отчужденность личного «я» от знания, когда заходит речь о нравственных категориях. Обращусь к спасительному Далю. Нравственный – добропорядочный, добродетельный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.Нравственность – категория личностная. Нравственный – это ты, он, они, но прежде всего сам я. Не всегда можно говорить все о самом себе. Но говорить о нравственном – это всегда говорить о тобою увиденном, тобою пережитом, тобою продуманном. Теорема Пифагора, бином Ньютона, закон Ома личностны по своему названию. Но по сути своей они безличностны. Они касаются в равной степени всего, всех и каждого. А совесть, любовь, сострадание реализуются в конкретных поступках, делах конкретных людей.Итак, тема «Почему важно уметь сострадать?». Все нужные слова произнесены. Хотя не все помнят, а мы об этом говорили, когда обсуждали «Судьбу человека» Шолохова и фильм Чухрая «Баллада о солдате», что умение сострадать нужно не только тем, кому ты сострадаешь, но и тебе самому. В одном из сочинений приведена строка, автором которой назван Вознесенский: «Чем больше мы от сердца отрываем, тем больше нам от сердца остается».Кстати, вы знаете, что стоит за словами «Лиза Алерт»? Никто не знает. А что такое фонд «Подари жизнь!»?Но главное место занимают примеры из литературы.Вот Соня Мармеладова уходит по желтому билету, чтобы спасти семью, а потом идет с Раскольниковым на его каторгу. Это было полтораста лет назад.А вот Лука приходит в ночлежку с добрым, ласковым словом и несет сострадание и надежду. Это было 113 лет назад.Бесспорно, эти книги дают пищу уму и сердцу и сегодня. Но все-таки, что же происходит в наши дни в нашей жизни? Кто сострадал вам? И кому сострадали вы? А то я как-то рядом со школой, в соседнем доме, принимал зачет у больного выпускника. Спросил, кто к нему заходил. Оказалось, около полутора месяцев никто. Между прочим, уступаете ли вы в метро место старым женщинам, маленьким детям?«Я выбрал эту тему не случайно. В свои семнадцать лет я уже много раз сталкивался с этой проблемой отношений между людьми, в частности умения сострадать…» Я жду рассказа обо всем этом, ведь «много раз с этой проблемой сталкивался». Но дальше о Печорине, Базарове и Луке.«Не хватает вокруг сострадающих людей. Если бы не они, не было бы друзей, как, впрочем, и родных, и любви. В таком мире я жить не хочу. Как бы чего ни менялось, а человеку нужен человек». Опять-таки жду про все это рассказ, но вместо него Соня Мармеладова.«Сострадать нельзя всем, некоторые этого не заслуживают». Тревожная мысль, тем более прозвучавшая в медицинском классе, как у нас называют класс, который готовится к поступлению в медицинский институт. Так кто же не достоин сострадания? Это ведь очень интересно. Но ответа нет.Между прочим, с этой темой связаны и очень сложные вопросы. Назову лишь один. Рынок. Конкуренция. Соревнование. Успех. Победа в состязании. Прагматизм. Практицизм. Это все реалии нашей жизни. Но может ли все это сочетаться с состраданием? И если может, то как?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте