Кто поможет мне ответить на такие вопросы: почему сочинение – обязательный экзамен для проверки грамотности и развития речи – дети пишут именно по литературе, а не по истории, например, или по биологии, физике, химии, философии, музыке и так далее? Тем более что сочинение по литературе включает в себя разнообразные темы: “Блокадный Ленинград” (история), “Путешествие по России” (география), “Великий сын России” (физика, химия, история, литература и т.д.).
Разве словарные слова не нужно учить на всех уроках? Ведь в каждом предмете, в каждой науке есть термины, специальные выражения, которые необходимо знать, понимать, грамотно писать.
А внеклассное чтение? Разве не нужно заинтересовать дополнительной литературой по предмету и проверить, как ее читают на всех уроках? Сколько прекрасных научно-популярных и художественных книг про географические открытия, путешествия, исторических деятелей?
А развитие речи? Неужели каждый педагог не должен учить, как правильно построить сообщение (устное или письменное), соблюдая логику, используя риторические приемы, правильную интонацию, как донести до слушателей, грамотно, чисто, аккуратно и без ошибок его записать? Разве это умение нужно только на уроках литературы и русского языка?!
А умение составлять планы, делать выводы, заключения, вставлять необходимые аргументы, интересные цитаты, афоризмы, высказывания великих ученых, историков, деятелей культуры?..
Потому у нас плохая грамотность, слабая начитанность, неразвитая логика, сумбурная речь, что мы пытаемся всему этому учить на одном-двух уроках: русском языке и литературе. Не пора ли изменить ситуацию, коллеги?
Тамара СЕРЕДА,
учитель Юнопионерской средней школы
Барабинский район,
Новосибирская область
Комментарии