Когда слушаешь своих коллег, то всегда кажется, что все хорошо, все здорово, лучше просто не бывает. Но тем не менее есть проблемы, которые не решены, не решаются и даже не ставятся.
У нас нынче Год литературы – замечательное дело, но ничего не изменилось в преподавании литературы в школе, количество часов как уменьшалось, так и уменьшается. Когда же в школе изучать литературу? Школа – институт, который формирует личность, человека, его интересы, его взгляды, в общем, учит черпать из литературы те смыслы, которые содержатся в литературе, начиная с русской и заканчивая современной, проходя через классику XIX века. Когда эти смыслы, когда эти культурные коды человек будет впитывать, если количество часов на литературу в школе за последние десять лет уменьшилось вдвое? Литература должна быть главным (или одним из главных) предметом в школе наряду с историей.Сейчас возникает понимание того, что, наверное, что-то надо менять, и решили ввести сочинение. Я уверен, что сочинение может быть только по литературе (что оно проверяет иначе?). Ничего подобного: школьникам предложили сочинение на несколько самых общих тем, которые они должны раскрыть, опираясь на литературные произведения. Я всегда по этому поводу говорю: прекрасно, но давайте мы тогда возьмем два произведения, на которые необходимо опираться, пусть это будет «Гарри Поттер» и «Коты-воители», весь вопрос только в том, какое отношение это имеет к литературе, к русской классике, к русским ментальным кодам, которые русская литература формирует. С моей точки зрения, никакой.В школе ввели ЕГЭ, сначала все были против, а потом притерпелись. Притерпелись, потому что, во-первых, готовить к ЕГЭ проще, чем к сочинению (подготовить человека к сочинению трудно), а во-вторых, потому что не всем нужно сдавать: микронный слой учащихся сдают ЕГЭ по литературе – те, кто идет в гуманитарный вуз, где требуется этот экзамен. То есть литература из главного предмета программы, по сути, превращается в предмет весьма и весьма второстепенный.Михаил ГОЛУБКОВ, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Комментарии