Цели урока:
1. Показать красоту родной природы.
2. Воспитание экологической культуры, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы.
3. Развивать эстетическое восприятие природы.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Единство человека и природы… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны мы с природой, как зависим от нее? Природа обогащает нас духовно, доставляет радость своей красотой. Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы. Вот как видят природу те, кто ее любит, внимательно наблюдает и изучает. (Демонстрируются слайды, фотографии, репродукции картин о природе).
Вопросы ученикам:
– В чем красота и привлекательность картин природы?
– Что их объединяет?
– Какое чувство авторы стремятся донести до нас?
Равнодушный, черствый, безразличный человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев; в реке – ничего, кроме воды; в небе – ничего, кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.
Человек создан для того, чтобы жить среди природы, ежедневно общаться с травой и деревьями, с ручьем и речным туманом, с белыми облаками и грозовой черной тучей, с ливнем и моросящим дождем, с пением птиц и стуком дятла, с шелестом сухого камыша и шумом сосны…
Творческое задание
Чтобы понять природу, необходимо общаться с ней. Вчера мы с вами были на экскурсии. Слушали звуки природы, наблюдали за поведением птиц, изменениями, которые произошли с наступлением весны. Назовите, пожалуйста, эти изменения. (Ответы учеников). Весна – это в первую очередь зелень. И на зеленом ковре весны появляются яркие ароматные цветы. Их любят все. Но у каждого есть свои любимые. У вас на столах лежат карандаши и бумага. Нарисуйте свой любимый цветок. (Музыкальное сопровождение).
Поднимите листок и покажите, что у вас получилось (демонстрация рисунка). Настоящий хоровод цветов!
А теперь представьте себя этим цветком и от его имени напишите мини-сочинение. Какой вы цветок, где растете, ухаживают ли за вами или вы растете в чистом поле, кто ваши соседи, дружите ли вы с ними и т.д.? (Музыкальное сопровождение).
Охрана природы
Любовь к природе не должна быть пассивной. Наслаждаясь природой, нужно чутко относиться и оберегать эту красоту.
“Я сорвал цветок, и он увял – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце – это и есть подлинная любовь к родной природе.
Кто знает, что такое “Красная книга”? Почему в названии присутствует красный цвет? (Демонстрация “Красной книги”, рассказ о ее содержании. Обратить внимание на особые страницы (красные, желтые, зеленые и черные). Особый акцент сделать на черной странице этой книги. Это самая страшная страница, и цвет для нее выбран соответствующий. Ведь если какое-то растение или животное исчезает с лица Земли, то это навсегда. Восстановить их уже невозможно).
Итог урока
Чтобы не исчезли растения и животные с лица Земли, человек обязан бережно относиться к окружающей его природе. Какие правила поведения в природе вы могли бы предложить своим родителям, друзьям, одноклассникам?
Любое растение, любое животное, красивое или нет, высокое или маленькое, – требует охраны. И не нужно ждать, когда растение начнет исчезать, а животное – вымирать. Нужно проводить активную работу по сохранению и умножению этой красоты.
Людмила ПРИХОДЬКО
Комментарии