«Нацпроект шествует по стране». Так можно озаглавить итоги года в образовании, которые «УГ» по традиции подвела вместе со своими экспертами – учителями года, директорами лучших школ, управленцами, ректорами региональных ИПК и коллегами-журналистами. Какую номинацию ни возьми, везде слышатся его отголоски. Даже мы не удержались и, следуя духу и букве национального проекта, расширили свой обычный перечень экспертов, включив в него лидеров общественных организаций. А что делать? Мода обязывает!
Человек года-2006
Андрей УСПЕНСКИЙ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006»
2005-й. Иван Иоголевич, учитель года России-2005.
2004-й. Елена Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров; Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
2003-й. Лидия Паукова, директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
Был электриком пятого разряда, с хорошей зарплатой. Музыкантом. Заместителем директора вологодской туристической компании «Авось». И уже десять лет преподает литературу ученикам уникальной 37-й череповецкой школы, где учатся только мальчики, которым интересна математика. Можно задать банальный вопрос: «Почему столь резкий поворот?» А можно вспомнить, что существует такая подзабытая вещь, как призвание. По мнению многих коллег, побывавших на финале конкурса в Челябинске, Андрей Успенский – учитель от Бога. А большинство экспертов «УГ» считают, что такой педагог достоин не только звания лучшего учителя страны, но и человека года в образовании.
Ближайшим соперником Андрея Успенского по номинации оказался министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Любопытно, что именно его наш победитель назвал политиком года в образовании. Как оказалось, взгляды министра во многом близки учителю года России-2006.
Событие года-2006
Национальный проект «Образование»
2005-й. Создание приоритетного национального проекта «Образование». Проведение финала конкурса «Учитель года России-2005» в Калининграде.
2003-й. Вступление России в Болонский процесс.
2002-й. Принятие в первом чтении проекта закона «О государственном стандарте общего образования».
Еще в прошлом году ПНП «Образование», только появившись на свет, успел занять место в наших итогах. Все 12 месяцев 2006 года он по-прежнему занимал мысли образовательного сообщества, затмив остальные события. Даже саммит «Большой восьмерки» в Петербурге, где Россия выступила со своими образовательными инициативами, отошел на второй план. Некоторые эксперты «УГ» назвали событиями года вручение грантов лучшим учителям и школам, введение доплат классным руководителям, переход на нормативно-подушевое финансирование, создание двух национальных университетов, но все это укладывается в два слова – национальный проект. Его реализация протекала далеко не гладко. Часто образовательные власти, как это у нас принято, действовали методом проб и ошибок. Тем не менее, отмечают наши эксперты, сам факт того, что нацпроект, в реальность которого поначалу мало кто верил, состоялся, вызывает оптимизм. Будем надеяться, что в 2007 году мы увидим улучшенную версию ПНП «Образование».
Проект года-2006
Поставка в школы современного оборудования
2005-й. «Информатизация системы образования» (Национальный фонд подготовки кадров).
2004-й. Создание Российской ассоциации навигаторов/скаутов.
2003-й. «Поколение.ru» (Федерация Интернет Образования). Образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (Высшая школа экономики). «Модернизация: шаг в будущее» (Министерство образования РФ и «Учительская газета»). Поддержка соотечественников за рубежом (издательство «Просвещение»).
Собственно, оснащение школ новейшим оборудованием – это только одно из направлений ПНП «Образование». Но большинство наших экспертов, не сговариваясь, выделили его в отдельный проект. Что тут скажешь? Стосковались российские школы по современной технике, по нормальной лабораторной базе.
В 2006 году в школы направлено 6136 комплектов нового оборудования на сумму 2,8 миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета. Это самые современные кабинеты химии, физики, биологии и географии, а также аппаратно-программные комплексы.
Политик года-2006
Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый заместитель председателя Правительства РФ
2005-й. Владимир Путин, Президент России.
2004-й. Галина Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
2003-й. Анатолий Пинский, директор московской школы №1060.
Победа первого вице-премьера практически была предрешена. Назначив Дмитрия Медведева ответственным за реализацию национальных проектов, Владимир Путин почти автоматически передал ему эстафету лидера в наших итогах. Почти, потому что воплощать президентские идеи в жизнь – задача не из легких, и чем все это закончится, сказать не мог никто. Дмитрий Медведев с возложенной на него миссией справляется вполне успешно, и как знать, возможно, унаследует от президента не только почетное звание «Политик года».
Конкуренцию первому вице-премьеру в номинации составили сам Владимир Путин и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Скандал года-2006
Исключение из числа финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» 15 региональных победителей
2005-й. Массовое увольнение за поборы директоров московских школ. Самоубийство Романа Лебедева, ученика 262-й школы Санкт-Петербурга.
2004-й. Монетизация льгот.
2003-й. Отказ Москвы от участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года».
И тут без национального проекта не обошлось. 15 учителей, признанных лучшими в своих регионах, лишились права участвовать в финале Всероссийского конкурса, так как не стали обладателями президентских грантов. Ничего подобного не случалось за всю 17-летнюю историю «Учителя года»! Благодаря отраслевому профсоюзу педагоги все-таки смогли поехать в Челябинск, но, увы, в качестве гостей, без права на победу. Кто виноват – региональные власти, которые не сумели вовремя сориентироваться и провести конкурс по новым правилам, или министерские чиновники, не сумевшие четко эти правила разъяснить, – не столь важно. Важно, что никто, кроме профсоюза и «Учительской газеты», не попытался спасти ситуацию и поддержать учителей, которые уж точно ни в чем не виноваты. Стоило ли вообще объединять конкурс, имеющий свои многолетние традиции, с новорожденным нацпроектом? Этот вопрос задают многие эксперты «УГ».
Два других скандальных события 2006 года, которые чаще всего называли наши эксперты, тоже связаны с национальным проектом. Это жесткие условия расходования грантов, выдвинутые для школ-миллионеров, а также неоправданное исключение из числа классных руководителей, получающих доплату в размере 1000 рублей, педагогов коррекционных и вечерних школ, интернатов и ряда других образовательных учреждений. Напомним, что и в этой ситуации права учителей отстоял профсоюз, добившись расширения перечня, утвержденного правительством.
Наши эксперты
Итоги года в образовании подводили:
Зинаида КЛИМЕНТОВСКАЯ, учитель года России-1995, Екатерина ФИЛИППОВА, учитель года России-1996, Виктор ШИЛОВ, учитель года России-1999, Владимир МОРАР, учитель года России-2000, Игорь АПОЛЬСКИЙ, Сергей БУКИНИЧ, Ольга КОВАЛЕВА, Екатерина УБА, победители конкурса «Учитель года России-2006», Андрей УСПЕНСКИЙ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2006»;
Марем ГАЛАЕВА, директор гимназии №1 г. Назрани Республики Ингушетия, Олег ГОЛОВАНОВ, директор Караваевской средней школы Костромской области, Анатолий ГОСТЕВ, директор лицея №11 г.Челябинска, Надежда ГУЖАВИНА, директор школы №39 г.Воркуты Республики Коми, Елена ДУБРОВСКАЯ, директор лицея №103 раздельного обучения «Гармония» г.Железногорска Красноярского края, Наталья КАЩЕНКО, директор лицея №1 «Классический» при Ростовском государственном университете, Николай КУЧЕР, директор лицея города Троицка Московской области, Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования № 548 «Царицыно» г.Москвы;
Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области, Михаил АСТАПОВ, руководитель Департамента образования и науки Краснодарского края, Виктор БЕСПАЛОВ, заместитель главы администрации Волгоградской области – председатель Комитета по образованию, Леонид ГЛОК, начальник Департамента общего образования администрации Томской области, Виталий ГУТМАН, министр образования и науки Астраханской области, Тамара ДЕВЯТКИНА, министр образования и социального развития Ульяновской области, Юрий ДЕНИСОВ, председатель Комитета по образованию администрации Алтайского края, Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Государственного управления образования Псковской области, Алла ЗОЛОТУХИНА, министр образования Ставропольского края, Лидия ПАУКОВА, директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа, Николай ПОПОВ, директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Галина ЧЕРНОВА, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики;
Сергей АНТИПОВ, ректор Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, Владимир ДАНИЛОВ, ректор Чувашского республиканского института образования, Светлана ДОМРАЧЕВА, ректор Марийского института образования, Всеволод КУДРИН, ректор Пермского института повышения квалификации работников образования, Фаниль КУЗБЕКОВ, директор Института развития образования Башкортостана, Василий СИНЕНКО, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;
Дендев БАДАРЧ, директор Бюро ЮНЕСКО в Москве, Виктор ДЕМИН, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, президент Союза директоров ссузов России, Андрей КОРТУНОВ, президент Фонда «Новая Евразия», Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Тамара РУМЯНЦЕВА, генеральный директор благотворительного фонда «Вольное дело», Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ
им. М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров, Александр САЙБЕДИНОВ, директор губернаторского Светленского лицея Томской области, президент Ассоциации лучших школ России, Евгений ТРАВИН, председатель Межрегионального клуба «Учитель года»;
Марина ГАЛУШКИНА, корреспондент журнала «Эксперт», а также журналисты «Учительской газеты» – первый заместитель главного редактора Ирина ДИМОВА, заместитель главного редактора Ольга МАКСИМОВИЧ, редактор отдела образования и воспитания Светлана РУДЕНКО, редактор отдела информации Наталья БУНЯКИНА, обозреватель Виктория МОЛОДЦОВА.
Комментарии