search
main
0

События и даты

Служил в ВЧК, расстрелян, реабилитирован

13 (1) июля 1894 года в Одессе в семье торговца родился Бабель Исаак Эммануилович (1894 – 1940), прозаик. “Дома жилось трудно, – пишет позже Бабель, – потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук”. Учился в Одесском коммерческом училище, откуда благодаря учителю мистеру Вадону вынес прекрасное знание французского языка и любовь к Франции. Окончив училище, уехал в Петербург, где в 1915 году “начал разносить свои сочинения по редакциям”. В 1916 году, попав к М. Горькому, обрел в нем учителя и наставника (“Я всем обязан этой встрече…”). Горький напечатал два первых рассказа Бабеля, но затем отправил его “в люди”. Прервав занятия литературой на семь лет, Бабель переменил множество профессий: сотрудник Наркомпроса, типографский служащий, репортер, боец 1-й Конной армии, служил в ЧК. “И только в 1923 году научился выражать свои мысли ясно и не очень длинно. Тогда вновь принялся сочинять”. В начале 1924 года появились первые рассказы писателя – “Соль”, “Письмо”, “Король”. Вместе с написанными позднее они составили два цикла – “Конармия” (отдельное издание, 1926) и “Одесские рассказы” (отдельное издание, 1931). “Конармия” была воспринята современниками неоднозначно: литературной критикой – восторженно, командармом Буденным названа “клеветой” и “бабьими сплетнями”. На защиту писателя встал М. Горький. В 1928 году Бабель написал пьесу “Закат”, тематически связанную с “Одесскими рассказами”. Интерес Бабеля к культуре Франции и его неоднократные поездки в Париж давали повод для сплетен в московских литературных кругах. Подозрительное отношение к Бабелю особенно усилилось, когда в июне 1935 года Бабель отправился в Париж для участия в Международном конгрессе писателей в защиту культуры и, пренебрегая осторожностью, общался с представителями русской эмиграции. В конце 30-х годов по стране прокатилась волна репрессий. В то время Бабеля печатали крайне редко, поскольку он не освещал успехов партии и не выражал любви к вождю (как это требовалось от писателей). На съезде писателей он был подвергнут резкой критике за то, что “оторвался от жизни, отяжелел, стал наблюдателем…”. Для Бабеля это не было неожиданностью. После смерти М. Горького он сказал: “Ну, теперь все, каюк. Жить мне не дадут”. 15 мая 1939 года его арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. 27 января 1940 года И. Бабель был расстрелян. В 1954 году реабилитирован.

Руководитель “Октября”

18 июля 1925 года в городе Джамбуле (Казахстан) в рабочей семье родился Ананьев Анатолий Андреевич (1925-2001), прозаик. Окончил семь классов, поступил в техникум. Когда началась война, проходил летнюю практику – был учеником монтера на заводе. Через год поступил в артиллерийское училище в Харькове. Выйдя по окончании училища младшим лейтенантом, с действующей армией попадает под Курск, оказавшись непосредственным участником известного Курского сражения. События и переживания этого времени найдут отражение на страницах романа “Танки идут ромбом” (1963). После войны закончил филологический факультет Казахского университета. В студенческие годы начал писать стихи и прозу. С 1958 года всецело отдается литературной деятельности: публикует цикл “Верненские рассказы”, повесть “Малый заслон” (1959), затем очерковые повести “Тень Иисуса (1961), “Жерновцы” (1962), “Козыри монаха Григория” (1964). В конце 60-х переехал в Москву. Память о войне оживает в произведениях на мирные темы – романы “Межа” (1969), “Версты любви” (1971), “Годы без войны” (1975 – 1979). В 1990 году появляется его роман “Скрижали и колокола”, в 1993 году – роман “Лики бессмертной власти”, посвященный царствованию Иоанна Грозного; в 1996 году – “Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России”. Художественное осмысление исторических свидетельств, фактов, документов раскрывает все более четко оригинальную авторскую концепцию истории России. С 1973 года был главным редактором журнала “Октябрь”.

И Пушкина “заметил”

14 (3) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье родился Державин Гаврила Романович (1743 – 1816), поэт, драматург. Три года учился в Казанской гимназии (1759 – 1762). С 1762 года служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон. В 1772 году был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, уходит на гражданскую службу. Недолго служит в Сенате, где приходит к убеждению, что “нельзя там ему ужиться, где не любят правды”. В 1782 году пишет “Оду к Фелице”, обращенную к императрице, за что получает награду от Екатерины II – назначение губернатором олонецким (с 1784-го) и тамбовским (1785 – 1788). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость. Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог “ладить” с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 – 1793 годы был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 – 1803 годы был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку. Державин начал печататься в 1773 году, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 года “избрал совсем другой путь”. Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: “Ода на смерть кн. Мещерского” (1799), ода “Бог” (1784) – о величии мироздания и его творца, о месте и предназначении человека: “Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог”; “Осень во время осады Очакова” (1788), “Водопад” (1791 – 1794) и др. В 90-е годы XVIII века Державин пишет лирические произведения “Клире”, “Похвала сельской жизни”. Эстетические воззрения Державина выражены в трактате “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” (1811 – 1815). В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написал несколько трагедий: “Добрыня”, “Пожарский”, “Ирод и Мариамна” и другие. В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 году кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество “Беседа любителей русского слова”, в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и “заметил” юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов. Умер 20 (8) июля 1816 года в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

От бунтарства – к служению царю

23 (12) июля 1792 года в Москве в богатой дворянской семье родился Вяземский Петр Андреевич (1792 – 1878), поэт, прозаик. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха. Получив прекрасное домашнее образование, с 1805 года Вяземский учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 году вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. С 1807 года, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы. Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры – пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем сочиняет эпиграммы, басни. Во время войны 1812 года вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами. В 1821-1829 годы, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами. Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии “Негодование”, “Уныние”, “Первый снег”. Он становится пропагандистом романтизма. Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 году стал сотрудником “Литературной газеты” Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского “Современника”. В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855 года). В 1856-1858 годы – товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору. После французской революции 1848 года взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка. В эти годы публикует книгу о Д.Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение “Святая Русь”, проникнутое враждой к революции и преданностью монархии. Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью. Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество. 22 (10) ноября 1878 года в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.

Писатель, революционер или фантаст?

24 (12) июля 1828 года в Саратове в семье священника родился Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889), прозаик, философ. Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. Четырнадцати лет (1842) поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 году поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета. За годы учебы в университете (1846 – 1850) были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности: “…я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев…” В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступает к работе. “Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой…”, – пишет Чернышевский в 1853 году. На занятиях он внушает молодежи мысли о необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод и др. В Саратове женится на дочери Васильева, Ольге Сократовне, в лице которой нашел единомышленницу. В 1853 году переезжает в Петербург, сначала сотрудничает в “Отечественных записках”, но переходит в журнал “Современник”, познакомившись с Н. Некрасовым, который оценил революционные взгляды молодого критика и его широкую образованность. Одна за другой появляются в журнале его критические статьи. Параллельно с работой Чернышевский готовится к защите диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности”, которая в среде университетских чиновников была воспринята как революционное выступление. Либеральные идеологи выступили в журналах с критикой материалистической эстетики Чернышевского. Диссертация была утверждена только через три с половиной года. В начале 60-х XIX века общественные отношения в России обострились. Чернышевский возглавил борьбу революционной демократии за подлинное освобождение народа. Обосновывая грабительскую сущность реформы 1861 года, он утверждал, что только крестьянская революция может принести народу политические права и экономическое освобождение. Ближайшим его соратником стал Добролюбов, которого Чернышевский в 1856 году привлек в “Современник”, передав ему в дальнейшем руководство отделом критики, а сам сосредоточился на политической, экономической и философской темах. Прекрасный конспиратор, Чернышевский тщательно скрывал свою связь с революционными кружками. Однако он был слишком опасным врагом самодержавия. Достаточным предлогом для ареста послужила его переписка. В одном письме Серно-Соловьевичу (единомышленнику Чернышевского) Герцен сообщал о готовности вместе с Чернышевским издавать “Современник” за границей. 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Следствие продолжалось около полутора лет. В виде протеста против незаконных действий следствия он провел девятидневную голодовку. Вместе с тем продолжал работать в тюрьме: в каземате крепости написал роман “Что делать?” (1863), повесть “Алферьев” (не закончена), ряд мелких рассказов (1864), сделал переводы нескольких исторических и литературных трудов. 19 мая состоялась церемония “гражданской казни” Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору. Под конвоем он был отправлен в Сибирь. Каторгу отбывал в Кадаинском руднике и Александровском заводе, затем переведен в Вилюйск. В Сибири написал роман “Пролог”. Только в 1883 году Александр III после неоднократных обращений ряда организаций и известных деятелей культуры разрешил его переезд в Астрахань. Резкая перемена климата сказалась на здоровье, но он работает, появляются его статьи и переводы. В 1889 году Чернышевскому было разрешено вернуться в родной Саратов. Через пять месяцев после возвращения 29 (17) октября 1889 года Чернышевский скончался.

Незаслуженно забытый

25 (14) 1789 года в селе Рамзай Пензенской губернии в старинной дворянской семье родился Загоскин Михаил Николаевич (1789 – 1852), прозаик, драматург. Детские годы прошли в родительской усадьбе, где была большая библиотека. Много читал, предпочитая историческую литературу, и рано проявил интерес к литературному творчеству. В возрасте 13 лет начинает самостоятельную жизнь, определенный отцом на службу в качестве мелкого чиновника Петербургского казначейства, затем до 1812 года несколько раз менял место службы, но карьеры так и не сделал. В 1812 году, вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне, служил офицером и в боях под Полоцком был ранен в ногу. После войны жил в своей усадьбе в с. Рамзай, где написал свою первую комедию “Проказник” (1814), о которой доброжелательно отозвался А.Шаховской, член репертуарной части Дирекции императорских театров. Вскоре пишет новую комедию “Урок волокитам”, поставленную в театре и имевшую успех у публики. В 1816 году женится, получает должность почетного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Театральные постановки комедий Загоскина “Провинциал в столице” и “Вечеринка ученых” также имеет успех. С 1817 года становится соиздателем журнала “Северный наблюдатель”, где печатает свои первые прозаические сочинения. 1818 – 1820 годы – плодотворный период в его творчестве. Он пишет несколько комедий, интермедии, сближается с литературным кружком директора публичной библиотеки А.Оленина (художника, историка, просвещенного сановника), посвящая ему комедию “Добрый малый”, которую сравнивали в то время с “Горем от ума” Грибоедова. С 1823 года живет в Москве, служит в управлении московских театров, в 1831 году назначается директором театров Москвы. В 1827 году вновь обращается к прозе и начинает работу над историческим романом “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”, который принес ему настоящую славу и известность. А. Пушкин высоко оценил роман. Из последующих исторических произведений наиболее известны “Рославлев, или Русские в 1812 году” (1831), “Аскольдова могила” (1833). Творческая активность писателя не ослабевает и в дальнейшем: его перу принадлежат сборники повестей, рассказов, исторические романы. Незадолго до смерти Загоскин вернулся к жанру комедии. Умер 5 июля (23 июня) 1851 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте